Леонтий Лукьянович Шамшуренков — автор четырёхколёсной «самобеглой коляски», об изобретении которой он сообщил Сенату в письме 1751 года. По сути, Шамшуренков стал отцом отечественного автопрома. Ему же принадлежала идея удобного для судоходства канала на Москве-реке и «подземной дороги» — тоннеля, по которому коляски и упряжки могли бы передвигаться на глубине.
Леонтий Лукьянович никогда не обучался механике, умел лишь читать и писать. Но многое постигал «своей догадкою», как сам любил говорить. Именно Шамшуренков в 1736 году придумал, как поднять Царь-колокол весом 2000 тонн на колокольню Ивана Великого. Несмотря на то, что реализовать свой замысел Леонтий Лукьянович не сумел из-за «великого Троицкого пожара» в Кремле, его изобретения служат людям и по сей день.
Какими чаяниями делился сам изобретатель в отношении имевшихся у него талантов?

В 1736 году на Ивановской площади московского Кремля собрался народ. Москвичи пришли посмотреть на подъём Царь-Колокола. Для него уже давно было приготовлено место на колокольне Ивана Великого. Но как вознести исполина весом более 2000 тонн на такую высоту, было пока неясно. В тот день рабочим предстояло лишь поднять колокол из литейной ямы и водрузить на небольшой помост. Среди толпы, ахающей при каждом движении канатов, стоял крестьянин Казанской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков. Он внимательно наблюдал за происходящим и, наморщив лоб, о чём-то напряжённо думал.
Вернувшись из Москвы, Шамшуренков засел за чертежи. Он никогда не обучался механике. Умел лишь читать и писать. Но многое постигал «своей догадкою», как сам любил говорить. Через несколько месяцев в Московскую сенатскую контору от Шамшуренкова поступило «доношение о подъёмном снаряде». В нём Леонтий Лукьянович сообщал, что изобрёл механизм, способный поднять Царь Колокол! 3 августа 1736 года сенатская контора распорядилась: «Оному Шамшуренкову к подъёму большого Успенского колокола сделать модель немедленно». Леонтий Лукьянович прибыл в Первопрестольную и приступил к сборке. Было вынесено экспертное заключение: подъёмная машина Шамшуренкова «признавалась быть к подъёму больших тяжестей удобной». А потом в Кремле вспыхнул печально знаменитый «великий Троицкий пожар». Леса, поддерживающие Царь Колокол, упали, гигант съехал со своего помоста и получил повреждение — от него откололся большой фрагмент. Поднимать колокол в таком виде было невозможно, и Шамшуренкова отпустили восвояси. Реализовать своё изобретение при жизни Леонтию Лукьяновичу не удалось. И всё же оно не пропало даром. Технический замысел Шамшуренкова служит людям и по сей день. Его чертежи и сам «подъёмный снаряд» легли в основу создания современных многотонных кранов и лебёдок, которые в настоящее время широко используются, например, в лесозаготовительной отрасли.
Однако вернёмся в 18 век. Приехав из Москвы домой, неугомонный изобретатель вскоре снова дал о себе знать. В 1751 году он отправил в Сенат письмо, в котором сообщал властям о своём новом изобретении. Шамшуренков уверял, что знает, как изготовить четырёхколёсную «самобеглую коляску»! «Сделать могу доподлинно так, что будет бегать без лошади, только правима двумя человеками, стоящими на той же коляске, а бегать будет хоть чрез какое дальнее расстояние», — объяснял Леонтий. Шамшуренкова вызвали в Петербург. Получив в распоряжение необходимые материалы, мастерскую и помощников, он приступил к осуществлению своего замысла. В ноябре 1752 чудо-коляска успешно прошла испытания. Принцип её действия был таков: два водителя, стоящие в специальном отсеке позади удобного крытого пассажирского кресла, нажимая на педали, приводили в движение колёса. Коляска могла развивать скорость до 15 км/ч — в середине XVIII века такое казалось фантастикой. Шамшуренков, ни много ни мало, создал первый прообраз автомобиля и, по сути, стал отцом отечественного автопрома. Лишь через сорок лет, уже после смерти Леонтия Лукьяновича, ещё один народный умелец — Иван Кулибин — создаст свою версию «самокатки», в основе которой, однако, будет лежать всё тот же шамшуренковский «самобеглый экипаж».
Среди рисунков и записок Леонтия Лукьяновича, обнаруженных после его кончины, было найдено ещё немало удивительных для того времени рационализаторских и инженерных решений. Например, ему принадлежала идея удобного для судоходства канал на Москва-реке и «подземной дороги» — тоннеля, по которому коляски и упряжки могли бы передвигаться на глубине. Удивительно, но все эти задумки, хотя и через сотни лет, реализовались! Сегодня в столице есть знаменитый Канал имени Москвы и метрополитен. «Милостью Божией искусство во мне имеется, которое употребить желаю на благо всякого человека», — говорил изобретатель. И его чаяния сбылись.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 48 зач., XXV, 13-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Римские императоры и государственные чиновники Римской империи — далеко не последние действующие лица Священного Писания Нового Завета. Невозможно пройти мимо личности Понтия Пилата и не заметить его роль в казни Спасителя мира. Равным образом невозможно не заметить и других представителей Римской империи, имена которых упоминает книга Деяний святых апостолов. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 25-й главы этой книги, в нём рассказывается о роли чиновников Римской империи в судьбе апостола Павла, и, следовательно, в судьбе евангельского благовестия.
Глава 25.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, сжалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
Известен факт, что Римская империя была правовым государством. Конечно, не всегда удавалось права реализовывать, да и были они далеко не у всех, но факт остаётся фактом — Римская империя пыталась не забывать о законе. Именно это мы и видим в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний: судьба апостола Павла решалась римскими чиновниками в соответствии с действующим законом — «у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения» (Деян. 25:16). А далее мы услышали рассказ о том, как Фест осуществлял судейские функции, закончился же этот отрывок книги Деяний упоминанием, что все обвинения, предъявленные апостолу, сводились к спору о Воскресении Христовом.
Да, Фест абсолютно прав: в конечном итоге любая дискуссия с христианами придёт именно к этому вопросу. Мир можно разделить на два лагеря: на тех, кто верит в Христово Воскресение, и на тех, кто его отрицает. Из текста книги Деяний видно, что сам Фест относился ко второй категории людей, он не только не верил, но даже не пытался интересоваться сутью благовестия апостола Павла, на такое отношение Феста указывает прилагательное «какой-то», которое он применил ко Христу. Именно «каким-то» Спаситель оставался для абсолютного большинства римлян, и это неудивительно: кто станет всерьёз интересоваться междоусобными спорами представителей этнического меньшинства с границ империи?
В этой истории обращает на себя внимание то, как действует Бог. Он использует стремление римлян к законности и порядку ради того, чтобы апостол Павел оказался в Риме, у Павла там была миссия, о которой ему сказал Господь, эти слова Бога сохранились в 23-й главе книги Деяний: «Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11). Римляне, сами того не осознавая, выступают здесь в качестве инструмента промысла Божия. Если же они могут исполнять эту роль, то на их месте может оказаться кто угодно, однако для души такая роль принесёт пользу лишь в том случае, если человек добровольно соглашается исполнять волю Божию, а, значит, для него Христос не должен быть «каким-то», Христос для него должен быть Господом и Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Последние годы жизни А.С. Пушкина». Алексей Бархатов

У нас в гостях был писатель, публицист Алексей Бархатов.
Разговор шел о Болдинских периодах творчества Александра Сергеевича Пушкина, о его отношении к христианству в последние годы жизни, а также о роковой дуэли с Дантесом.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Почитание новомучеников». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Мы говорили о почитании новомучеников, о значении их подвига для церковной истории и для жизни людей сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер