Простой советский инженер — Леонид Иванович Куприянович — придумал, сконструировал и успешно испытал переносной телефонный аппарат без проводов, с помощью которого можно было совершать и принимать звонки. 4 ноября 1957 года Леонид Иванович получил патент на «устройство вызова и коммутации каналов радиотелефонной связи».
Леонид Иванович окончил приборостроительный факультет МГТУ имени Баумана по специальности «Радиоэлектроника» и трудился в одном из столичных научно-исследовательских институтов. В свободное время Куприянович увлекался радиоконструированием. Фотографии созданного им на досуге мобильного аппарата появились на страницах самых известных журналов, а сам аппарат называли «ожившим сюжетом фантастического романа». Советское руководство сочло массовое производство беспроводных радиотелефонов «идеологически опасным», но на основе именно этих разработок вскоре появилось специальное оборудование дистанционной связи «Алтай-1».
Какие житейские размышления сподвигли Леонида Ивановича Куприяновича на создание переносного мобильного телефона?

В октябре 1961 года в журнале «Наука и жизнь» напечатали любопытную статью. Называлась она «Карманный радиотелефон». Автор публикации уверял, что советский радиолюбитель Леонид Куприянович придумал, сконструировал и успешно испытал переносной телефонный аппарат без проводов, с помощью которого можно совершать и принимать звонки. Устройство весом всего 500 граммов помещалось в карман, его легко было носить с собой. И при необходимости практически из любой точки звонить куда угодно. Другими словами, в начале 60-х годов в Советском Союзе был изобретён и продемонстрирован первый в мире мобильный телефон.
Леонид Иванович Куприянович был простым советским инженером. Окончил приборостроительный факультет Московского государственного технического университета имени Баумана по специальности «Радиоэлектроника». Трудился в одном из столичных научно-исследовательских институтов, а на досуге увлекался радиоконструированием. На рабочем месте Леонид выполнял государственный план, а дома воплощал в жизнь свои собственные технические идеи и мечты. Идея переносного радиотелефона родилась у Леонида Ивановича из простых житейских размышлений о том, как хорошо было бы всегда оставаться на связи со своими родными. Вот, например, супруга отправляет в магазин и даёт список продуктов, которые нужно купить. А потом, когда ты уже ушёл, вдруг обнаруживает, что забыла, к примеру, про картошку, и просто звонит тебе. Удобно — не придётся бежать в магазин ещё раз. А если вдруг что-то случится — мало ли какие бывают обстоятельства, — всегда можно сообщить родным, где ты, что с тобой. Одним словом, Куприянович решил, что переносной беспроводной телефон — вещь нужная, и погрузился в работу.
4 ноября 1957 года Леонид Иванович получает патент на «Устройство вызова и коммутации каналов радиотелефонной связи».
Фотографии изобретения и его автора появлялись на страницах самых известных журналов: «Юный техник», «Наука и жизнь». Даже журнал для автомобилистов «За рулём» опубликовал большую статью об изобретателе. Аппарат Куприяновича называли «ожившим сюжетом фантастического романа». В общем-то, было чему удивляться: в середине 50-х, когда самый обычный стационарный телефон был доступен далеко не всем, Леонид Иванович на глазах у изумлённых журналистов прямо из лодки посередине реки звонил своему другу, из автомобиля — жене, с поля — коллеге. Он уверял, что обеспечить москвичей такими аппаратами — дело совсем не сложное. Более того, аппарат был полностью готов к серийному выпуску.
Телефон Куприяновича должен был работать по принципу современной сотовой связи. Чтобы охватить беспроводной связью множество абонентов, объяснял изобретатель, к центральной АТС нужно было подключить ещё несколько станций. Сам аппарат помещался в ладони и работал на полупроводниках. Радиус действия антенны превышал 30 километров, а батареи хватало на сутки автономной работы. Казалось бы, эра мобильных телефонов началась! Однако шумиха в прессе привлекла внимание советского руководства, которое сочло массовое производство беспроводных радиотелефонов «идеологически опасным». И всё же идея Куприяновича была взята на заметку. На основе его разработок вскоре появилось специальное оборудование дистанционной связи «Алтай-1». Конечно, это был уже не маленький переносной телефон, а аппарат довольно внушительных размеров, но принцип коммутации в его основу лёг практически тот же самый. А инженер, всегда мечтавший, чтобы его изобретения служили людям, стал конструировать медицинские приборы. На базе Академии наук он создал аппарат «Ритмосон» для лечения бессонницы. Технические разработки Куприяновича в этой области и сегодня активно применяются в нейробиологии. Ну а мобильный телефон стал попросту неотъемлемой частью нашей жизни, как и мечтал Леонид Иванович.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер