
Леонид и Лидия Говоровы
Изображение: https://clck.ru/35Evts
В один из осенних вечеров 1923 года в Одесском оперном театре шла опера «Лакмэ» французского композитора Лео Делиба. Зал был полон. В ложе бенуара, у самой сцены, сидела девушка. Миниатюрная, тоненькая, черноволосая. Девушка слушала, как герои спектакля поют о любви, которая преодолевает все преграды и никогда не заканчивается. И думала о том, как бы ей самой хотелось встретить в жизни такую любовь. В один из моментов она посмотрела в партер. И среди зрителей заметила молодого человека в военной форме. Вдруг он тоже обернулся — как будто почувствовал взгляд. Их глаза встретились. Так впервые увидели друг друга будущий маршал Леонид Александрович Говоров и его супруга Лидия Ивановна.
Во время антракта он отыскал её в толпе. Они познакомились. И уже через несколько минут делились мыслями и впечатлениями так искренне, словно были старинными знакомыми. После спектакля Леонид проводил Лидию до дома. А через несколько недель они стали мужем и женой. Говоров тогда служил командиром артиллерийского полка Перекопской стрелковой дивизии. Лидия Ивановна понимала, что, выходя замуж за военного, выбирает кочевую жизнь. Однако это её совсем не пугало. Ради супруга она была готова жертвовать собственным комфортом. Лидия с готовностью следовала за мужем всюду, куда бы ни забрасывала его служба. Так продолжалось много лет.
А в 1941-м им впервые пришлось надолго расстаться. Началась Великая Отечественная война. Леонида Александровича назначили командующим артиллерией Западного фронта. Он занимался организацией обороны Москвы. Долгие месяцы Лидия не видела мужа. Только получала от него письма. Летом 1942-го Лидия Ивановна узнала, что её супруга назначили командующим войсками Ленинградского военного округа. Тяжело было думать, что теперь он где-то совсем далеко, в осаждённом врагами городе. Лидия в письмах упрашивала мужа, чтобы он разрешил ей приехать к нему, быть рядом. Леонид Александрович не соглашался — он не хотел подвергать любимую жену такому огромному риску. А она всё равно не выдержала и приехала — зимой, когда в блокадном Ленинграде было особенно тяжело. Аэроплан, в котором летела Лидия, не смог сесть на лёд Ладожского озера — было слишком скользко. Приземлились за несколько километров. До берега женщина добиралась на телеге. Потом пересела в один из грузовиков, следующих в город по Дороге жизни. По пути машину обстреляли. Она едва не провалилась под лёд. Но после всех этих испытаний Лидия наконец-то смогла обнять своего дорогого мужа. До самого конца блокады она оставалась в Ленинграде вместе с ним. В январе 1944-го Лидия Ивановна с Леонидом Александровичем стояли на Троицком мосту и смотрели на залпы салюта в честь долгожданного снятия блокады. За вклад в освобождение города Леониду Говорову было присвоено звание маршала Советского Союза.
Леонид Александрович в отпуск уходил всего два раза в жизни. В 1946-м они с Лидией Ивановной съездили на отдых в Венгрию и Чехословакию. Потом некоторое время отдыхали в Сочи. Минуты, когда они могли быть рядом друг с другом, и не думать больше ни о чём, Говоровы ценили на вес золота.
Леонид Александрович Говоров ушёл из жизни в 1955 году. Несмотря на то, что Лидия Ивановна надолго пережила супруга, она больше не вышла замуж. Потому что в её сердце жила та самая любовь, о которой она когда-то мечтала, глядя на сцену Оперного театра: единственная, огромная, способная всё преодолеть.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.