Злые языки утверждают, что на детях великих природа отдыхает. Эдит Утёсова – дочь знаменитого артиста Леонида Утёсова – всю жизнь оставалась в тени своего отца. И это несмотря на то, что они были одной из самых известных семейных пар советской эстрады.
Леониду Утёсову было всего 19 лет, когда у него родилась дочь. Молодому отцу очень нравилось необычное имя Эдит, но одесский писарь отказывался регистрировать малышку, говоря, что такого имени нет в природе. Леонид сходу выдал версию: имя норвежское. «А где находится Норвегия?», - поинтересовался писарь. «В Америке», - ответил Утёсов. «Ну, если в Америке, то пусть будет Эдит», - согласился писарь.
Утёсов оказался хорошим отцом. Сам он даже среднего образования не получил – был изгнан из коммерческого училища за плохое поведение, но за обучением дочери следил строго. Утёсовы пригласили гувернантку, и Дита, так называли Эдит дома, получила классическое образование барышни из хорошей семьи. Она говорила на французском, английском и немецком языках, занималась музыкой и танцами. Даже поступила в Ленинградское хореографическое училище. Но балериной не стала – помешала излишняя полнота. Отец не горевал по этому поводу: говорил, что в дочери «сидит» его талант драматического артиста. И когда Дита выросла, решил дать ей театральное образование. За помощью обратился к своему другу – руководителю вахтанговского театра - Рубену Симонову. Тот согласился прослушать Диту. Это был подарок отца к 18-летию любимой дочери. Эдит успешно сдала экзамены в Щукинское училище. Но по его окончании её не взяли в театр. Мечта о драматической сцене дала трещину. Эдит совсем не собиралась идти на эстраду. Переживавший за дочь Утёсов, сам предложил ей пройти пробу в его оркестре. Предложил скрепя сердце, так как считал, что дети не должны повторять судьбу родителей. «Люди безжалостно судят детей удачливых отцов», - писал Утёсов. Но Эдит понравилась публике. Маленькая, излучающая какой-то необыкновенный свет, она пришлась ко двору и в утёсовском оркестре. Правда, отец считал, что для удачной карьеры дочери нужно взять псевдоним, но Дита отказываться от фамилии не захотела.
Известность пришла к Эдит не сразу, хотя её сольные номера публика приняла благосклонно. Настоящая слава обрушилась на девушку, когда она вместе с отцом стала исполнять весёлые концертные номера. Они будто плавно перетекали из дома Утёсовых прямо на сцену. А дома у Леонида Осиповича всегда было весело. Однажды на его день рождения Дита сделала папе такой подарок: расписала стены квартиры смешными фразами, афоризмами и рисунками. На необычное оформление ходили дивиться все друзья семьи Утёсовых. Ни у кого из них ничего подобного не было.
Когда началась Великая Отечественная война, Утёсов создал военную программу. Только за 1941 год его джаз дал двести концертов на фронте. Эдит выступала вместе с отцом. Однажды они чуть не погибли, переезжая из одной части в другую. Немцы сбросили бомбы на машину. Утёсовы спаслись чудом. А вот от автомобиля, который ехал впереди, не осталось ничего.
После войны на дуэт Утёсовых начались гонения. Критики обвиняли Леонида Осиповича в семейственности, писали, что он пригрел под крылышком свою малоодарённую дочь. Кончилось тем, что Утёсову позвонили из Министерства культуры и потребовали уволить Эдит из оркестра. Это был страшный день для Леонида Осиповича. Отец не мог нанести дочери такой удар. Но не зря же артист пел свою легендарную «Ты ж одессит, Мишка». Одессит Утёсов нашёл выход даже из такой тупиковой ситуации. Он сказал дочери: "Диточка, давай мы поступим так. Ты уйдешь из оркестра и создашь свой маленький джаз. И увидишь, все сразу успокоятся". Утёсов оказался прав. Эдит собрала оркестр. Критики умолкли. Но сольная карьера Диты не задалась, и полных залов она уже не собирала. Карьере помешала неизлечимая болезнь. А потом пришло новое горе. Не стало мужа Эдит – кинорежиссёра Альберта Гендельштейна. Она пережила его всего на несколько месяцев. Узнав о смерти дочери, Утёсов сказал: «Все мои уже там. Я хочу к ним. Здесь мне нечего делать». Сражённому горем Леониду Осиповичу не стало легче, когда он увидел, какое громадное количество людей пришло проститься с Эдит. Глядя на толпу, Утёсов горько сказал: «Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию слушателей».
Леонид Утёсов многое пережил за свою жизнь: революции, войны, нелюбовь властей, страх ареста. Он не смог пережить только смерть дочери и очень скоро ушёл вслед за ней. Накануне кончины сказал жене: «Я знаю, ты веришь в Бога. Это прекрасно. Ну так помолись за меня, за мое здоровье».
Давно уже стало признанным фактом, что Эдит Утёсова была по-настоящему талантливой, неповторимой артисткой. Никто уже не кивает на тень её отца. Просто он, как и положено отцу, всегда был рядом. Они рядом и после смерти. Сегодня даже у самых искушённых слушателей глаза на мокром месте, едва только послышится низкий хриплый голос, а рядом с ним высокий хрустальный, исполняющие знаменитую «Дорогие мои москвичи».
Псалом 13. Богослужебные чтения

Сегодня в храмах за богослужением читается 13-й псалом Давида — первый стих которого стал практически афоризмом и очень активно использовался всегда, в том числе поэтами. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Очень важным для понимания псалма является слово из первого стиха, переведённое на русский и церковнославянский как «безумный» — «рече безумен в сердце своем — несть Бог!» Но в иврите — всё гораздо интереснее: здесь на месте «безумный» стоит слово נָבָל (nāvāl) — и ставшая афоризмом фраза приобретает очень интересное звучание.
Итак, что же такое «навал»? Корень נבל (n-b-l) значит буквально «увянуть, сгнить»; существительное נָבָל (naval) — «испорченный, гнилой, подонок». Добавим ещё и то, что произносит «навал» слова о том, что «нет Бога», не в голове, не устами — а «в сердце» — здесь стоит слово לֵב (lêv / lēbāb) — «лев». Сразу заметим, что в древнееврейском понимании «сердце» не противопоставлено «разуму»; оно — центр всей личности, средоточие всех сил, первоисточник не только эмоций и переживаний, но и мыслей, и устремлений. Поэтому «сказать в сердце» — это совершенно иное, чем «подумать про себя»: «сказать в сердце» в контексте древнееврейской ментальности — это решиться на определённую экзистенциальную установку. Соответственно, отрицание Бога оказывается внутренним монологом, скрытым от слуха, но формирующим жизнь и её ценностные установки.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский в своём эссе «Библия и Церковь» обращает внимание на глубину этого понятия: «Библейский безумец — это не интеллектуальный скептик, а человек, разорвавший заветные связи — с Богом, ближним и даже собственной совестью». Флоровский называет это «богоборческим эгоцентризмом».
Смотрите, как получается интересно: в своей глубине человек отказывает Богу в существовании — и тотчас это становится источником внутреннего разложения, распада: рушится всё — и связь с самим собой, и с другими людьми, и с бытием как таковым, от человека остаётся лишь разлагающийся труп.
Так что, дорогие друзья, когда к нам временами подходят помыслы маловерия и тем более неверия — надо отправиться куда-нибудь на мусорку, подышать местным зловонием и честно задать себе вопрос: а не превращаюсь ли и я, отказывая Богу, в такую же вонючую помойку?..
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 13. На струнах Псалтири
1 Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 "Кто даст с Сиона спасение Израилю!" Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема