Вместе и навсегда — говорят, такая любовь бывает только в сказках. Кинорежиссёр Леонид Гайдай и актриса Нина Гребешкова прожили отнюдь не сказочную жизнь. И всё же их семейный союз можно назвать именно таким. Жена для Гайдая была прекрасной дамой, а он для неё — верным рыцарем. Долгих сорок лет.
То, как начиналась их любовь, можно понять, вспомнив фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Провожания до дома, разговоры, смешной показ в лицах — сцена прогулки Шурика и Лиды — это воспоминания самого Гайдая. Именно так студент ВГИКа Лёня провожал по ночам после репетиций Нину. Она жила в центре Москвы, он — в общежитии за городом. Правда, добирался туда редко — не успевал на последнюю электричку и ночевал на вокзале. Но как рыцарь ни разу не сказал об этом своей Даме. Не говорил и о том, что воевал и был ранен, подорвавшись на мине. Она знала о нём то, что знали все: приехал из Сибири, был актёром, старше Нины на восемь лет. Но не в возрасте дело. Гайдай был старше на целую войну.
Казалось бы, серьёзный, замкнутый Леонид совсем не подходил улыбчивой, озорной Нине. И всё же они поженились. Перед свадьбой Нина в шутку заметила, что вместе они будут смешно смотреться: он — длинный, она — маленькая. На что Гайдай ответил: «Большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь носить на руках».
Носить на руках жену поначалу было просто негде. Комнатку родителей Нины в коммуналке перегородили шкафом. В одной половине жили Гребешковы-старшие, в другой — молодожёны. Каждое воскресенье Леонид бегал на рынок и покупал супруге цветы. Эта привычка сохранилась у него на всю жизнь. И была ещё одна привычка, которая долго удивляла Нину. Во всех поездках муж заходил в церковь и ставил свечку святителю Николаю Чудотворцу.
Самая первая кинокартина Гайдая принесла ему только неприятности. В том числе подорвала здоровье. Сегодня фильм «Жених с того света» уже никто не помнит. Кроме самой Нины Павловны, которая буквально вытащила мужа с того света. Больше она не оставляла его одного: отказывалась от ролей у других режиссёров и ездила в экспедиции с Гайдаем, чтобы ухаживать за ним, готовить обеды, а заодно играть в его фильмах маленькие роли. Сама же Нина Павловна говорит, что её главная роль — «жена Гайдая».
А быть замужем за гениальным человеком совсем непросто. Дом держался на Нине. Леонид был абсолютно неприспособлен в быту. Даже перегоревшую лампочку поменять не мог — звал жену. Она сама чинила машину, покупала мебель, делала ремонт. А про Гайдая говорили, что ему проще написать сценарий, чем забить гвоздь.
Нина с молодости вкусно готовила, любила принимать гостей, а Леонид предпочитал тишину и одиночество. Сначала Гребешкова пыталась перевоспитать Гайдая, а потом поняла: муж — не такой, как все. Они научились договариваться друг с другом. С Леонидом было невозможно поссориться. Если он в чём-то не соглашался с женой, то спасался бегством...в другую комнату. Догонять не имело смысла: Нина тоже не любила конфликтов.
Они были на редкость скромной парой. Гребешкова долго не получала звания заслуженной артистки только потому, что из списков её вычёркивал Гайдай — председатель отборочной комиссии. Он объяснял: «Нинок, все же знают, что ты — моя жена. Неудобно». Так же неудобно ему было хлопотать, чтобы любимую дочь Оксану приняли в английскую школу. И так же неудобно было перед женой, за то, что ни разу не снял её в главной роли. Зато Гребешкова стала его главным советчиком в работе. Первой читала сценарии будущих фильмов. И если смеялась, Гайдай понимал: картину можно делать.
Сегодня в квартире Нины Павловны всё осталось, как было при жизни мужа. Его книги, коллекция статуэток осликов и даже французские духи, которые Леонид Иович дарил жене. Когда его не стало, Гребешковой было очень непросто. Но дочь и внучка не оставляли её одну. А друзья завалили работой. Как говорит Нина Павловна: «У меня всё есть — я счастливый человек. Это мне Лёня помогает оттуда... И думает, пусть Нинке будет хорошо».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.