Так складывается моя жизнь, что самым важным лекарством для меня стало лекарство от уныния. Да, уныние нападает на меня часто, к сожалению. Потери, которые я пережила. Проблемы, которыми наполнена моя жизнь — иногда кажется, что до краев, иногда — что просто через край!
Поэтому я все время ищу это самое лекарство, эти самые нужные слова, которые надо себе повторять, чтобы, как говорят, «не накрыло». И с Божьей помощью иногда нахожу. С теми, кто как и я, склонен к этому состоянию — постараюсь делиться рецептами.
Сегодня расскажу один, пусть это будет первый, очень меня этот рецепт порадовал. Я вот уже несколько лет живу между двумя городами: Москвой, где мои дети, где я работаю и уездным городочком на озере Селигер, где живет мой муж, где много друзей, гостей и покоя. Туда я приезжаю — разгладиться и отдохнуть после суетливой, шумной московской жизни.
Еду я как-то очередной раз в сторону столицы. Когда я остаюсь в машине одна — я не слушаю музыку. Я не слушаю даже умных лекций. Не разговариваю по телефону. Машина — практически единственное место, где я могу побыть одна. Помолчать и подумать. Все остальное время — семья, коллеги, друзья, все наши собаки и кошки — все это бодро кружится вокруг меня, и я этому очень рада и очень за это благодарна. Но! В дороге почти пять часов я могу молчать, я как будто открываю портал для молитвы, а попутно в голову приходят мысли. Я имею ввиду — специальные мысли. Мои мысли в моей тишине.
Еду я сквозь просторы, поля и леса, проезжаю реки и речечки, озера и пашни, города и деревеньки. Еду — и привычно тревожусь (не спрашивайте о чем, я умею унывать и тревожиться в любое время суток и в любом количестве). И вот тут приходит она — та самая яркая и неожиданная мысль. Она разливается в душе теплом и радостью. Она смывает мои печали и мои страхи. Эта мысль пронзительна и при этом невероятна проста.
Эти леса, эти поля, зеленые, или занесенные снегом, или пылающие осенними красками, или расцветающие навстречу весне... это все — МОИ угодья! Да, вот так: это мои угодья. Я могу остановиться и выйти в мои просторы, я могу послушать голос ветра и пение птиц, я могу зайти в любой храм любого города и деревеньки, мимо которых я мчусь в своем задумчивом молчании. Я даже могу войти в любую из этих рек. Все эти бескрайние красоты по какой-то Своей невероятной милости — дарованы мне Моим Богом. Господь подарил мне все: и пламенеющие закаты на моем огромном Селигере. И вот этот обрыв по-над Волгой, где я люблю остановиться и выпить чаю. И эту заправку по дороге, где я смотрю уже который год на стадо лошадей, пасущихся в недалекой деревне. И этот храм во Ржеве, где есть икона Божьей Матери и Николая Угодника, явленная когда-то на Оковецком источнике. И еще очень очень много всяких сокровищ. Да, Господи, я разрешаю другим людям плавать в МОЕМ озере. И слушать МОИХ птиц. Но мы-то с Тобой знаем, что все это — мое! Что это — мне от Тебя подарок!
Так я стала смотреть на наше озеро, отплывая от берега, на голубые ивы над водой, которая пахнет арбузом. Мне ведь вовсе не жалко разделять это озеро с другими купальщиками! Я стала чаще останавливаться по дороге, чтобы глотнуть заготовленной для меня песни ветра. Я завороженно смотрю в пронзительные глаза моей кошки, шпротного окраса сиротки, тоже маленькому пузатому зверьку-подарочку. Понимание тайной дарственной между мной и Тем, кто это все для меня создал — и отдал в пожизненное пользование — позволяет понять, как странно унывать и жаловаться на то, чего мне не дадено.
Так вдруг стало мне радостно и нестрашно от этой захватывающей фантазии — о моем бесконечном богатстве.
«От жажды умираю над ручьем» — вспомнилось мне. И умирать расхотелось.
До следующих рецептов, дорогие!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.