
Так складывается моя жизнь, что самым важным лекарством для меня стало лекарство от уныния. Да, уныние нападает на меня часто, к сожалению. Потери, которые я пережила. Проблемы, которыми наполнена моя жизнь — иногда кажется, что до краев, иногда — что просто через край!
Поэтому я все время ищу это самое лекарство, эти самые нужные слова, которые надо себе повторять, чтобы, как говорят, «не накрыло». И с Божьей помощью иногда нахожу. С теми, кто как и я, склонен к этому состоянию — постараюсь делиться рецептами.
Сегодня расскажу один, пусть это будет первый, очень меня этот рецепт порадовал. Я вот уже несколько лет живу между двумя городами: Москвой, где мои дети, где я работаю и уездным городочком на озере Селигер, где живет мой муж, где много друзей, гостей и покоя. Туда я приезжаю — разгладиться и отдохнуть после суетливой, шумной московской жизни.
Еду я как-то очередной раз в сторону столицы. Когда я остаюсь в машине одна — я не слушаю музыку. Я не слушаю даже умных лекций. Не разговариваю по телефону. Машина — практически единственное место, где я могу побыть одна. Помолчать и подумать. Все остальное время — семья, коллеги, друзья, все наши собаки и кошки — все это бодро кружится вокруг меня, и я этому очень рада и очень за это благодарна. Но! В дороге почти пять часов я могу молчать, я как будто открываю портал для молитвы, а попутно в голову приходят мысли. Я имею ввиду — специальные мысли. Мои мысли в моей тишине.
Еду я сквозь просторы, поля и леса, проезжаю реки и речечки, озера и пашни, города и деревеньки. Еду — и привычно тревожусь (не спрашивайте о чем, я умею унывать и тревожиться в любое время суток и в любом количестве). И вот тут приходит она — та самая яркая и неожиданная мысль. Она разливается в душе теплом и радостью. Она смывает мои печали и мои страхи. Эта мысль пронзительна и при этом невероятна проста.
Эти леса, эти поля, зеленые, или занесенные снегом, или пылающие осенними красками, или расцветающие навстречу весне... это все — МОИ угодья! Да, вот так: это мои угодья. Я могу остановиться и выйти в мои просторы, я могу послушать голос ветра и пение птиц, я могу зайти в любой храм любого города и деревеньки, мимо которых я мчусь в своем задумчивом молчании. Я даже могу войти в любую из этих рек. Все эти бескрайние красоты по какой-то Своей невероятной милости — дарованы мне Моим Богом. Господь подарил мне все: и пламенеющие закаты на моем огромном Селигере. И вот этот обрыв по-над Волгой, где я люблю остановиться и выпить чаю. И эту заправку по дороге, где я смотрю уже который год на стадо лошадей, пасущихся в недалекой деревне. И этот храм во Ржеве, где есть икона Божьей Матери и Николая Угодника, явленная когда-то на Оковецком источнике. И еще очень очень много всяких сокровищ. Да, Господи, я разрешаю другим людям плавать в МОЕМ озере. И слушать МОИХ птиц. Но мы-то с Тобой знаем, что все это — мое! Что это — мне от Тебя подарок!
Так я стала смотреть на наше озеро, отплывая от берега, на голубые ивы над водой, которая пахнет арбузом. Мне ведь вовсе не жалко разделять это озеро с другими купальщиками! Я стала чаще останавливаться по дороге, чтобы глотнуть заготовленной для меня песни ветра. Я завороженно смотрю в пронзительные глаза моей кошки, шпротного окраса сиротки, тоже маленькому пузатому зверьку-подарочку. Понимание тайной дарственной между мной и Тем, кто это все для меня создал — и отдал в пожизненное пользование — позволяет понять, как странно унывать и жаловаться на то, чего мне не дадено.
Так вдруг стало мне радостно и нестрашно от этой захватывающей фантазии — о моем бесконечном богатстве.
«От жажды умираю над ручьем» — вспомнилось мне. И умирать расхотелось.
До следующих рецептов, дорогие!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер