
Высокое. Так называется место, которое выбрал для монастыря преподобный Сергий Радонежский по просьбе серпуховского князя. Возвышается обитель над родным моим городом Серпуховом, и душа здесь тоже поднимается высоко-высоко...
Высоцкий монастырь у верующих известен прежде всего чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Ох, сколько слёз жён и матерей, молящихся об исцелении их мужей и сыновей от недуга пьянства, пролито у этого образа! Мне тоже не раз доводилось плакать здесь о своих родных, заплутавших в алкогольных потемках.
Одна моя близкая родственница, назовём её Елизаветой, никогда не бывала в Серпухове. Но молитва за неё здесь не прекращалась. Лишь однажды, напрасно успокоившись относительно длительным трезвым периодом в жизни Лизы, мы не заказали о ней очередной сорокоуст — молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша» на 40 дней подряд. Прекратилась эта молитва около чудотворного образа, и родственница наша сразу сорвалась. Запила... Мы, конечно, поехали молиться в Высоцкий монастырь. С тех пор срок окончания сорокоуста не пропускали, сразу заказывали следующий. Поняли, что это — как лекарство для тяжелобольного человека. А лекарство надо принимать постоянно. Перерывы грозят серьезными рецидивами.
Печально, когда в духовную лечебницу не идут те, кто находится совсем рядом с ней. Так было с моим старшим братом. Он жил в самом Серпухове, буквально в получасе ходьбы от монастыря. Но зашел туда всего один раз. С помощью Божией по молитвам мамы нам удалось уговорить его пойти к «Неупиваемой Чаше». Никогда не забыть мне, как брат, уже измученный очередным запоем, опустился на колени перед Царицей Небесной и горько заплакал... Мы набрали святой воды с молебна у «Неупиваемой Чаши», и в тот раз Вячеслав вернулся к нормальной жизни без обычной в таких случаях капельницы нарколога.
Увы. На этом прием духовного лекарства брат закончил. За все последующие годы, отпущенные Господом для покаяния, Слава так больше и переступил монастырский порог. Без лечения болезнь оказалась смертельной...
При каждой возможности приезжаю в Высоцкую обитель, чтобы помянуть близких. И о себе помолиться тоже. Да-да, у «Неупиваемой Чаши». Ведь перед этим образом просят исцеления не только от пьянства — от всех страстей человеческих. Нашу жизнь разрушает великое множество страстей и страстишек, непреодолимых зависимостей и якобы безобидных привычек. Богородица помогает и людям, попавшим в плен блуда, лечит от гневливости, от чревоугодия, помогает и тем, кто не может вернуться из виртуальной реальности — сама настоящая страсть сегодня,.
В первые годы воцерковления я несла сюда такие страсти, в которых могла признаться только священнику на исповеди. И Матушке-Богородице, преклонив колени перед Ее чудесным образом. А сколько еще дурных привычек и зависимостей до сих пор мешают жить по-христиански...
Но твердо знаю, что по молитвам Царицы Небесной Господь избавляет от любых страстей, разрушающих тело и, что еще страшнее, душу. А самое главное лекарство от них Он предлагает нам на каждой Божественной литургии в Чаше Причастия.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема