Что может быть сильнее любви Бога к нам и материнской любви Пресвятой Богородицы? Она даёт нам надежду на лучшее в самые тёмные дни. Это видно на картине Кузьмы Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде», которую в народе называют «Петроградской мадонной».

— «Петроградская мадонна» Кузьмы Петрова-Водкина. Противоречивое произведение, не правда ли, Маргарита Константиновна?
— Пожалуй, Андрей Борисович. Одна из самых сложных для восприятия картин здесь, в Третьяковской галерее. На заднем плане город. Его архитектура прекрасна. Высокие полукруглые арки задают торжественный тон. Насыщенные цвета старинных домов напоминают о яркой жизни, здесь протекавшей.
— Но она осталась в прошлом.
— А в настоящем — разбитые окна и очереди за хлебом. Изначальное, авторское название полотна — «1918 год в Петрограде». Страшное время — голод, разруха, болезни.
— И так тревожно за женщину, кормящую грудью младенца на переднем плане.
— Она показана на балконе, над толпой. Металлические перила отделяют хрупкую фигуру в бирюзовой рубахе от городского пейзажа. Эта преграда создаёт эффект отрешённости молодой матери от всех общественных катаклизмов.
— Отрешённости, но не защищённости.
— Однако, есть в облике героини картины нечто, превосходящее по силе всю мощь войн и революций.
— И что же это?
— Материнская любовь. Бескорыстная, самоотверженная, жертвенная. Подобная той, что явила Божия Матерь. Недаром картину прозвали в народе «Петроградской мадонной».
— Думаете, люди и в самом деле угадывали в картине Петрова-Водкина образ Богородицы?
— Во всяком случае, художник постарался, чтобы было так. Он изобразил молодую мать по всем правилам иконописи. Канонам соответствует её поза, кроткое выражение лица. И в одежде есть отсылка к образу Пречистой Девы. На иконах Она традиционно закутана в красный плащ — мафорий. А у петроградской мадонны алое покрывало виднеется за плечами. Оно как будто соскользнуло с головы, покрытой белым платком.
— Эта ткань может означать не только покров Богородицы, но и красное знамя революции. Ведь Петров-Водкин приветствовал перемены.
— Не думаю, что это знамя. В 1920 году, когда художник писал картину «Петроградская мадонна», уже было очевидно, сколько бед принёс переворот. И Кузьма Сергеевич как человек верующий, надеялся, что Божия Матерь не оставляет в беде многострадальный народ. Верил, что Она рядом.
— Рядом с людьми, которые не искали Её помощи? В революционном Петрограде?
— Что вам ответить на это, Андрей Борисович?.. Помните тютчевские строки? «Удручённый ношей крестной, / Всю тебя, земля родная, / В рабском виде Царь Небесный / Исходил, благословляя».
— Помню, да. «Эти бедные селенья, / Эта скудная природа — / Край родной долготерпенья, / Край ты русского народа!»
— Вот как Фёдор Тютчев ощущал присутствие Христа в родном краю долготерпенья, так и Кузьма Петров-Водкин угадывал образ Богородицы в горьких буднях 1918 года. «Петроградская мадонна» — не икона, перед которой можно молиться. Но в картине теплится надежда: Божия Матерь не оставляет своей милостью даже тех, кто утратил молитву в дыму лихолетья.
— И в этом — драгоценная особенность шедевра Третьяковской галереи.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.