Российские купцы, как люди деловые, на вес золота ценили свой труд и время. Труд был образом жизни, время – драгоценностью, которую нельзя лить, как воду. Потому и старались купцы работать до своего последнего часа, а заработанные капиталы не растрачивать по пустякам.
Хлудовы были разбогатевшими крестьянами из Рязанской губернии. В Москве Иван Хлудов – будущий родоначальник династии текстильных фабрикантов появился, имея всего несколько ручных станков, на которых выпускал пояса. Глава семьи сам ткал, сам красил. Ему помогали сыновья. Разбогатев, Хлудов купил в Москве две лавки. После смерти Ивана Афанасьевича его дети учредили торговый дом своей фамилии и открыли бумагопрядильную фабрику в городке Егорьевске. Предприятие стало одним из самых успешных в Российской империи. Братья Хлудовы получали за свои изделия медали на Всемирных выставках. Фабрику украшал Государственный герб. А её владельцам то и дело жаловали награды и звания.
Со временем весь бизнес семьи перешёл к Герасиму Хлудову. Он обладал потрясающим коммерческим чутьём и кроме дел фабричных занимался недвижимостью, став одним из богатейших купцов страны. Герасим был необыкновенным человеком. Жил на «аглицкий манер», то есть делал всё по высшему разряду. Купив разрушенную усадьбу, он и в ней всё построил на добротный английский лад. Украшением дома была картинная галерея, в которой висели полотна Перова, Айвазовского, Тропинина.
Герасим Иванович тратил деньги не только на предметы искусства. Часть своих средств он жертвовал на благотворительность. Отремонтировал Крутицкие казармы и церкви при них. Профинансировал строительство психиатрической больницы и открыл богадельню при своей фабрике. Хлудов состоял в комитете для сбора с купечества пожертвований на военные надобности. И всё же говорили, что по сравнению с другим купцами, он делал для людей мало. Хлудова упрекали в скупости. А Герасим Иванович между тем, был старостой церкви Ильи Пророка на Воронцовом поле. Жертвовал на неё крупные суммы и даже написал историю этой церкви.
Жизнь Хлудова была счастливой. Вот только рождались у него одни девочки. А он мечтал о наследнике, которому смог бы передать дела. И вот, наконец, в семье появился Паша. Родители так любили его, что избаловали до невозможности. Сын даже учился в Англии. Хлудов готовил себе достойного преемника. А дочерей выдал замуж за купцов известных фамилий. К великому горю родителей Паша их надежд не оправдал. В 21 год он умер.
Смерть сына перевернула душу Герасима Ивановича. Он вдруг увидел то, к чему раньше был слеп: что рабочие его живут в тяжёлых условиях, что он не заботится о их здоровье. Хлудов начал исправлять свои ошибки. Купил землю и начал строить на ней «Дом призрения для бедных». На это дело он выделил полмиллиона рублей. Боясь, что не успеет осуществить задуманное, оставил завещание, в котором расписал, что, кому и как нужно сделать. Чутьё и на этот раз не подвело Хлудова: через год его не стало. Московские купцы выполнили волю покойного. Построили богадельню и домовую церковь. Потом на деньги Хлудова открыли дом с бесплатными квартирами для вдов.
Дело отца продолжили дочери. Когда стало ясно, что для строительства «Дома призрения» не хватает денег, женщины собрали сто тысяч рублей. Да и появление Вдовьего дома - тоже инициатива дочерей Хлудова. Они постарались, чтобы в здании были все удобства: отопление и электричество. Питание, лечение, обучение детей – всё в Доме было бесплатным.
Кроме того, одна из дочерей Хлудова - Александра, возвела несколько дополнительных корпусов для Вдовьего дома. Другая дочь - Клавдия открыла бесплатное народное училище. Третья – Прасковья, построила дом для престарелых и бесплатное женское ремесленное училище. А в память об отце дочери возвели церковь преподобного Герасима Иорданского.
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема