
В ноябре тысяча восемьсот шестьдесят второго года во Владимирском зале Большого Кремлёвского дворца было непривычно многолюдно и шумно. Виднейшие представители всех сословий Москвы собрались, чтобы встретить недавно приехавшего в Первопрестольную императора Александра Второго. От имени купечества царя приветствовал городской голова, лучший московский обувщик, Михаил Леонтьевич Королёв. Неожиданно император обратился к нему с вопросом: «Как твоя фамилия?»- «Благодарение Богу, благополучно, Ваше величество, только хозяйка малость занедужила», — ответил Королёв. Придворные удивлённо переглянулись, но Александр Второй сообразил, что купец понял слово «фамилия» в его старинном значении «семья». «Ну, кланяйся ей», — улыбнулся император и добавил: «И скажи, что я со своей хозяйкой приеду её проведать».
Крайнее изумление охватило всех присутствующих. Но ещё большее удивление испытали москвичи, когда через несколько дней узнали, что царь с женой и вправду приехал в гости к Королёву: пил чай с хозяином, а императрица, Мария Фёдоровна, беседовала с его женой, Татьяной Андреевной. В память об этом царском чаепитии городской голова предложил Московскому купеческому обществу открыть училище для сирот и бедных детей всех сословий и назвать его в честь императора и императрицы — Александро-Мариинским.
Королёва избрали председателем попечительного совета училища. Михаил Леонтьевич ежегодно жертвовал на содержание Александро-Мариинского училища десять тысяч рублей, а также покупал для него мебель, наглядные пособия, одежду для воспитанников. Его супруга стала попечительницей отделения для девочек. В Александро-Мариинском училище воспитывались 130 сирот и детей бедных родителей. Обучение, питание и лечение были бесплатными. Помимо обычной образовательной программы в училище изучали специальные дисциплины. Для девочек были устроены курсы рукоделия и портновского мастерства.
Перед смертью Михаил Леонтьевич завещал Александро-Мариинскому училищу пятьдесят тысяч рублей. Его дочь, Наталья Михайловна, продолжила благотворительные традиции родителей — стала щедрой попечительницей училища.
Наталья Королёва вышла замуж в шестнадцать лет за купца первой гильдии Алексея Андреева. Всем своим десяти сыновьям и дочерям Наталья Михайловна дала прекрасное образование: они свободно говорили на пяти-шести иностранных языках. Но самое главное, чему учила детей Андреева на собственном примере: помогать тем, кто действительно нуждается, проявлять к ним милосердие и сострадание. «Блаженны милостивые», — этой заповеди Спасителя Наталья Михайловна стремилась следовать всю жизнь. Она принимала живое участие в судьбе очень многих неимущих, сирот: помогала получить образование и профессию, бедным невестам давала приданое, юношам находила работу и жильё.
В тысяча девятьсот втором году за счёт Андреевой был построен дом бесплатных квартир для вдов и сирот в Москве, так называемый «Вдовий дом». Приют назвали в честь родителей Натальи Михайловны — Михаила и Татьяны Королёвых, увековечив таким образом их память.
Но не только в Москве добрым словом поминали Михаила Королёва и его дочь Наталью Михайловну. На родине своего отца, в деревне Горки Тверской губернии, Андреева построила земскую школу и храм, а в близлежащем селе Талдом — министерское училище.
Овдовев в сорок четыре года, Андреева находила утешение в паломнических поездках — в Звенигород, Волоколамск, Сергиев Посад. Во всех монастырях щедро жертвовала на нужды обителей.
В тысяча девятьсот десятом году Наталия Андреева скончалась и была похоронена в семейном склепе на Даниловском кладбище. Перед смертью благотворительница завещала сто тысяч рублей на постройку нового корпуса Преображенской психиатрической больницы и сто тысяч рублей на устройство Педагогических курсов. Педагогические курсы были организованы при Городском народном университете имени Шанявского в тысяча девятьсот двенадцатом году. На пожертвование Андреевой построили крыло здания университета, где разместились учебные аудитории.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер