
В ноябре тысяча восемьсот шестьдесят второго года во Владимирском зале Большого Кремлёвского дворца было непривычно многолюдно и шумно. Виднейшие представители всех сословий Москвы собрались, чтобы встретить недавно приехавшего в Первопрестольную императора Александра Второго. От имени купечества царя приветствовал городской голова, лучший московский обувщик, Михаил Леонтьевич Королёв. Неожиданно император обратился к нему с вопросом: «Как твоя фамилия?»- «Благодарение Богу, благополучно, Ваше величество, только хозяйка малость занедужила», — ответил Королёв. Придворные удивлённо переглянулись, но Александр Второй сообразил, что купец понял слово «фамилия» в его старинном значении «семья». «Ну, кланяйся ей», — улыбнулся император и добавил: «И скажи, что я со своей хозяйкой приеду её проведать».
Крайнее изумление охватило всех присутствующих. Но ещё большее удивление испытали москвичи, когда через несколько дней узнали, что царь с женой и вправду приехал в гости к Королёву: пил чай с хозяином, а императрица, Мария Фёдоровна, беседовала с его женой, Татьяной Андреевной. В память об этом царском чаепитии городской голова предложил Московскому купеческому обществу открыть училище для сирот и бедных детей всех сословий и назвать его в честь императора и императрицы — Александро-Мариинским.
Королёва избрали председателем попечительного совета училища. Михаил Леонтьевич ежегодно жертвовал на содержание Александро-Мариинского училища десять тысяч рублей, а также покупал для него мебель, наглядные пособия, одежду для воспитанников. Его супруга стала попечительницей отделения для девочек. В Александро-Мариинском училище воспитывались 130 сирот и детей бедных родителей. Обучение, питание и лечение были бесплатными. Помимо обычной образовательной программы в училище изучали специальные дисциплины. Для девочек были устроены курсы рукоделия и портновского мастерства.
Перед смертью Михаил Леонтьевич завещал Александро-Мариинскому училищу пятьдесят тысяч рублей. Его дочь, Наталья Михайловна, продолжила благотворительные традиции родителей — стала щедрой попечительницей училища.
Наталья Королёва вышла замуж в шестнадцать лет за купца первой гильдии Алексея Андреева. Всем своим десяти сыновьям и дочерям Наталья Михайловна дала прекрасное образование: они свободно говорили на пяти-шести иностранных языках. Но самое главное, чему учила детей Андреева на собственном примере: помогать тем, кто действительно нуждается, проявлять к ним милосердие и сострадание. «Блаженны милостивые», — этой заповеди Спасителя Наталья Михайловна стремилась следовать всю жизнь. Она принимала живое участие в судьбе очень многих неимущих, сирот: помогала получить образование и профессию, бедным невестам давала приданое, юношам находила работу и жильё.
В тысяча девятьсот втором году за счёт Андреевой был построен дом бесплатных квартир для вдов и сирот в Москве, так называемый «Вдовий дом». Приют назвали в честь родителей Натальи Михайловны — Михаила и Татьяны Королёвых, увековечив таким образом их память.
Но не только в Москве добрым словом поминали Михаила Королёва и его дочь Наталью Михайловну. На родине своего отца, в деревне Горки Тверской губернии, Андреева построила земскую школу и храм, а в близлежащем селе Талдом — министерское училище.
Овдовев в сорок четыре года, Андреева находила утешение в паломнических поездках — в Звенигород, Волоколамск, Сергиев Посад. Во всех монастырях щедро жертвовала на нужды обителей.
В тысяча девятьсот десятом году Наталия Андреева скончалась и была похоронена в семейном склепе на Даниловском кладбище. Перед смертью благотворительница завещала сто тысяч рублей на постройку нового корпуса Преображенской психиатрической больницы и сто тысяч рублей на устройство Педагогических курсов. Педагогические курсы были организованы при Городском народном университете имени Шанявского в тысяча девятьсот двенадцатом году. На пожертвование Андреевой построили крыло здания университета, где разместились учебные аудитории.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Занятия в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями

Саше 26 лет, и у него ментальные нарушения. Это выражается в его поведении, мышлении и способности взаимодействовать с другими. Тем не менее он — жизнерадостный и активный. Молодой человек не привык сидеть сложа руки, ему важно куда-то направлять свою энергию. Но придумать себе занятие сам он не может, поэтому ему необходима поддержка и чуткое руководство. Всё это он находит в московском центре социальной реабилитации для особенных людей «Турмалин». Здесь Саша вот уже пять лет с удовольствием трудится в свечной и столярной мастерских.
Этапы изготовления свечей особенно пришлись ему по душе. Он совершает определённые действия и тут же видит результат, что для него очень важно. Но и работа с деревом Саше тоже нравится. В столярной мастерской он вместе с мастером шлифует крупные предметы и забивает гвозди.
Посещение таких мастерских для особенного молодого человека — это прежде всего социальная адаптация, а ещё возможность общаться в радостной, дружелюбной и поддерживающей среде.
Благодаря центру социальной реабилитации «Турмалин» люди с инвалидностью обретают своё место в жизни, становятся гораздо увереннее и общительнее, раскрывают свои таланты.
Поддержите проект, очень нужный особенным людям. Сейчас на сайте центра «Турмалин» идёт сбор на организацию занятий в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями. Вы можете принять в нём участие, оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Историческое наследие Новгорода». Сергей Брюн
У нас в студии был генеральный директор Новгородского государственного музея заповедника Сергей Брюн.
Разговор шел об истории Великого Новгорода и о сохранении культурного и исторического наследия этого города.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ; (эфир 09.06.2025)
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода; (эфир 10.06.2025)
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода; (эфир 11.06.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена архитектуре Новгорода. (эфир 12.06.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер