
В ноябре тысяча восемьсот шестьдесят второго года во Владимирском зале Большого Кремлёвского дворца было непривычно многолюдно и шумно. Виднейшие представители всех сословий Москвы собрались, чтобы встретить недавно приехавшего в Первопрестольную императора Александра Второго. От имени купечества царя приветствовал городской голова, лучший московский обувщик, Михаил Леонтьевич Королёв. Неожиданно император обратился к нему с вопросом: «Как твоя фамилия?»- «Благодарение Богу, благополучно, Ваше величество, только хозяйка малость занедужила», — ответил Королёв. Придворные удивлённо переглянулись, но Александр Второй сообразил, что купец понял слово «фамилия» в его старинном значении «семья». «Ну, кланяйся ей», — улыбнулся император и добавил: «И скажи, что я со своей хозяйкой приеду её проведать».
Крайнее изумление охватило всех присутствующих. Но ещё большее удивление испытали москвичи, когда через несколько дней узнали, что царь с женой и вправду приехал в гости к Королёву: пил чай с хозяином, а императрица, Мария Фёдоровна, беседовала с его женой, Татьяной Андреевной. В память об этом царском чаепитии городской голова предложил Московскому купеческому обществу открыть училище для сирот и бедных детей всех сословий и назвать его в честь императора и императрицы — Александро-Мариинским.
Королёва избрали председателем попечительного совета училища. Михаил Леонтьевич ежегодно жертвовал на содержание Александро-Мариинского училища десять тысяч рублей, а также покупал для него мебель, наглядные пособия, одежду для воспитанников. Его супруга стала попечительницей отделения для девочек. В Александро-Мариинском училище воспитывались 130 сирот и детей бедных родителей. Обучение, питание и лечение были бесплатными. Помимо обычной образовательной программы в училище изучали специальные дисциплины. Для девочек были устроены курсы рукоделия и портновского мастерства.
Перед смертью Михаил Леонтьевич завещал Александро-Мариинскому училищу пятьдесят тысяч рублей. Его дочь, Наталья Михайловна, продолжила благотворительные традиции родителей — стала щедрой попечительницей училища.
Наталья Королёва вышла замуж в шестнадцать лет за купца первой гильдии Алексея Андреева. Всем своим десяти сыновьям и дочерям Наталья Михайловна дала прекрасное образование: они свободно говорили на пяти-шести иностранных языках. Но самое главное, чему учила детей Андреева на собственном примере: помогать тем, кто действительно нуждается, проявлять к ним милосердие и сострадание. «Блаженны милостивые», — этой заповеди Спасителя Наталья Михайловна стремилась следовать всю жизнь. Она принимала живое участие в судьбе очень многих неимущих, сирот: помогала получить образование и профессию, бедным невестам давала приданое, юношам находила работу и жильё.
В тысяча девятьсот втором году за счёт Андреевой был построен дом бесплатных квартир для вдов и сирот в Москве, так называемый «Вдовий дом». Приют назвали в честь родителей Натальи Михайловны — Михаила и Татьяны Королёвых, увековечив таким образом их память.
Но не только в Москве добрым словом поминали Михаила Королёва и его дочь Наталью Михайловну. На родине своего отца, в деревне Горки Тверской губернии, Андреева построила земскую школу и храм, а в близлежащем селе Талдом — министерское училище.
Овдовев в сорок четыре года, Андреева находила утешение в паломнических поездках — в Звенигород, Волоколамск, Сергиев Посад. Во всех монастырях щедро жертвовала на нужды обителей.
В тысяча девятьсот десятом году Наталия Андреева скончалась и была похоронена в семейном склепе на Даниловском кладбище. Перед смертью благотворительница завещала сто тысяч рублей на постройку нового корпуса Преображенской психиатрической больницы и сто тысяч рублей на устройство Педагогических курсов. Педагогические курсы были организованы при Городском народном университете имени Шанявского в тысяча девятьсот двенадцатом году. На пожертвование Андреевой построили крыло здания университета, где разместились учебные аудитории.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема