
В воскресное ноябрьское утро 1862 года жители вятского городка Котельнича после божественной литургии не спешили домой, как обычно. Вместо этого они направились в дом городского общества — органа местного самоуправления. Здесь состоялось открытие невиданного прежде учреждения — общественного банка. Он должен был сочетать в себе и коммерческие функции, и благотворительные: за счёт доходов банка содержался дом призрения неимущих крова в Котельниче. В качестве директора банка избрали инициатора его создания — известного купца и благотворителя, Михаила Кардакова, вложившего в основание банка капитал в 10 тысяч рублей серебром. Первый тост был поднят за здоровье Государя Императора, второй за здоровье благодетеля Кардакова: «Честь и слава тому, кто сделал так много для нашего города. Его имя перейдет в отдаленное потомство и будет произноситься с уважением каждым гражданином!» Банку и дому призрения для бедных сразу присвоили имя Кардакова.
Купеческая семья Кардаковых была хорошо известна в Вятской губернии. Михаил Иванович Кардаков родился в 1819 году. Начинал с оптовой торговли в Архангельском порту — экспортировал хлеб, лён, кожи в Англию, Бельгию, Голландию. Позже Михаил Кардаков вложил средства в производство: построил в Котельниче кожевенный завод, на котором работало около 100 рабочих. Михаил Кардаков не только стремился приумножить капитал предков, но заботился о просвещении сограждан: ежегодно жертвовал на нужды уездного училища Котельнича, состоял попечителем Вятской публичной библиотеки.
В 1859 году жители Котельнича выбрали Михаила Кардакова городским головой. Он сразу выступил инициатором учреждения в городе школы для образования девиц среднего сословия — дочерей купцов и мещан. Кардаков пожертвовал дом для «девичьей школы», установил отопление для нового учебного заведения, положил жалованье преподавателям, родители на первый год были освобождены от платы за образование дочерей. Михаил Иванович и его супруга, Надежда Дмитриевна, также изъявили готовность стать попечителями училища и вносить ежегодно по 100 рублей каждый. В конце 60-х школа преобразовалась во второразрядное училище, а позднее в гимназию.
Не жалели Кардаковы денег на храмы родного Котельнича. Для прихода Николаевской церкви, к которой принадлежала его семья, Михаил Иванович заказал церковную утварь и 40 икон в Дивеевской обители за 4 тысячи рублей. В 1857 году купец перестроил кладбищенскую церковь Александра Невского из ветхой, деревянной в полукаменную, тёплую, за его счёт изготовили для храма новый иконостас и колокол в 127 пудов. За заслуги перед родным городом Михаил Кардаков в 1862 году Указом Правительствующего Сената был возведен в Потомственное Почетное Гражданство Котельнича.
Через несколько лет потомственным почетным гражданином стал и его двоюродный брат, Андрей Прокопьевич Кардаков. Трижды избирали его городским головою. Однако, особую добрую память Андрей Прокопьевич заслужил основанием ремесленной земской школы: Котельничу было необходимо современное профессиональное образование. Постройку здания для школы, приобретение мебели, учебных пособий Андрей Прокопьевич взял на себя. В те же дни городской голова внес 300 рублей на Ломоносовскую стипендию для обучения в Казанском университете воспитанника из крестьян Вятской губернии. По случаю пожертвования на ремесленную школу в Котельниче Андрей Кардаков получил в июле 1866 года благодарность от государя императора Александра Второго.
Без участия Михаила и Андрея Кардаковых не разрешалось ни одно общественно важное дело в Котельниче. Братья считали, что каждый состоятельный человек должен участвовать в просвещении своих сограждан. Купцы Кардаковы были безмерно уважаемы современниками как энергичные и щедрые благотворители.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер