
— Мы получили всего лишь какой-то обед! А ведь она здорово выглядит — значит, богатая!
— Будь довольна тем, что есть.
— Она была нашей! Просто тот тип всё испортил.
— Вот видишь. Вот о такой маме мы должны просить в наших молитвах.
— Почему? Никому не нужны мамы. У тебя же не было мамы, и ты прекрасно обходишься.
Обаятельный бродяга Билл Дэнсер и его приёмная дочь, девятилетняя Сьюзен, из снятой в 1991 году доброй комедии Джона Хьюза «Кудряшка Сью» — дружная и счастливая семья. Они во всём поддерживают друг друга и никогда не унывают. Сью очень любит Билла и вполне довольна бродячей жизнью. Но тот считает своим долгом найти для девочки дом и заботливую маму, а затем отдать её в школу. У этой милой и остроумной пары бездомных есть свои принципы. Они не воруют и не причиняют людям зла — хотя иногда добывают себе пропитание мелкими аферами. Биллу и Сьюзен нужен человек, который сам, от всего сердца, захочет им помочь. Таким человеком оказывается молодая женщина по имени Грей, успешный адвокат. Чтобы обратить на себя внимание богато одетой и симпатичной девушки, бездомные решаются на хитрость. Они подкарауливают Грей на парковке, и Билл бросается под колёса её машины. Это нелепое знакомство полностью меняет жизнь героев. Достаточно нескольких минут общения с не по годам сообразительной и неунывающей Сью — и в сердце Грей впервые пробуждаются любовь и желание заботиться о другом человеке. Молодая женщина не находит себе места, думая о судьбе девочки. Она приглашает двух бездомных в свой роскошный особняк, не обращая внимания на протесты своего ухажёра — холодного и эгоистичного Уолкера.
В фильме «Кудряшка Сью» нет глубокомысленных разговоров о смысле жизни. Но достаточно увидеть, как Билл спит в обнимку с приёмной дочерью, как он заботливо отправляет её почистить зубы и помыться, как оставляет ей самую вкусную часть нехитрого обеда, и на душе становится тепло и уютно. Каждый жест, каждый взгляд Билла и Сьюзен пронизаны такой любовью и доверием друг к другу, какие встретишь далеко не в каждой благополучной семье. Дэнсер заботится не только о здоровье и пропитании ребёнка. Он постоянно настраивает девочку на лучшее, убеждает, что скоро их жизнь полностью изменится. А ещё — старается пробудить в ней веру в светлые чудеса.
— Я не спала одна уже очень давно.
— Тебе понравится, вот увидишь. Ты больше не получишь пинков.
— Да, но если мне вдруг станет страшно?
— Что ж, у тебя нет причин бояться. Знаешь, почему? Потому что когда ты одна, ангелы спускаются с небес. Они прилетают к окну и тихонько проскальзывают внутрь. И если ты спишь, они подлетают и целуют твои веки. А потом они навевают тебе самые красивые сны.
Встреча Билла с Грей — награда за его веру в чудеса и в ангелов, за терпение и доброту. Он не озлоблен на мир и не завидует богатым, мечтает о новой жизни, но благодарен и за то, что имеет. К тому же, в первую очередь Билл думает не о собственной выгоде, а о будущем Сьюзен. Именно поэтому его желания чудесным образом исполняются. Но, с благодарностью принимая помощь Грей, бездомные делают ей не менее ценный подарок. Они помогают женщине почувствовать себя нужной и любимой, напоминают ей о том, что есть вещи важнее денег и карьеры.
Пока героиня встречалась с мужчиной своего круга, богатым и респектабельным Уолкером, на первом месте для неё оставалась работа. Одинаково успешные, Грей и Уолкер ничего не могли дать друг другу. Каждый из них занимался собственной жизнью, а их совместные вечера с классической музыкой и изысканными винами были скучными и неискренними. Рядом с Биллом и Сьюзен эта уставшая от жизни карьеристка впервые начинает ощущать себя настоящей женщиной, становится доброй и мягкой, и, наконец, обретает душевный покой.
Фильм Джона Хьюза «Кудряшка Сью» — сказочная и одновременно жизненная история о любви, сострадании и семейных ценностях, интересная и взрослым, и детям. Она напоминает нам о том, что сделанное добро всегда возвращается, а богатые могут многому научиться у бедных. Действие кинокартины происходит снежной зимой, и вся она пронизана рождественским настроением.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер