— Мы получили всего лишь какой-то обед! А ведь она здорово выглядит — значит, богатая!
— Будь довольна тем, что есть.
— Она была нашей! Просто тот тип всё испортил.
— Вот видишь. Вот о такой маме мы должны просить в наших молитвах.
— Почему? Никому не нужны мамы. У тебя же не было мамы, и ты прекрасно обходишься.
Обаятельный бродяга Билл Дэнсер и его приёмная дочь, девятилетняя Сьюзен, из снятой в 1991 году доброй комедии Джона Хьюза «Кудряшка Сью» — дружная и счастливая семья. Они во всём поддерживают друг друга и никогда не унывают. Сью очень любит Билла и вполне довольна бродячей жизнью. Но тот считает своим долгом найти для девочки дом и заботливую маму, а затем отдать её в школу. У этой милой и остроумной пары бездомных есть свои принципы. Они не воруют и не причиняют людям зла — хотя иногда добывают себе пропитание мелкими аферами. Биллу и Сьюзен нужен человек, который сам, от всего сердца, захочет им помочь. Таким человеком оказывается молодая женщина по имени Грей, успешный адвокат. Чтобы обратить на себя внимание богато одетой и симпатичной девушки, бездомные решаются на хитрость. Они подкарауливают Грей на парковке, и Билл бросается под колёса её машины. Это нелепое знакомство полностью меняет жизнь героев. Достаточно нескольких минут общения с не по годам сообразительной и неунывающей Сью — и в сердце Грей впервые пробуждаются любовь и желание заботиться о другом человеке. Молодая женщина не находит себе места, думая о судьбе девочки. Она приглашает двух бездомных в свой роскошный особняк, не обращая внимания на протесты своего ухажёра — холодного и эгоистичного Уолкера.
В фильме «Кудряшка Сью» нет глубокомысленных разговоров о смысле жизни. Но достаточно увидеть, как Билл спит в обнимку с приёмной дочерью, как он заботливо отправляет её почистить зубы и помыться, как оставляет ей самую вкусную часть нехитрого обеда, и на душе становится тепло и уютно. Каждый жест, каждый взгляд Билла и Сьюзен пронизаны такой любовью и доверием друг к другу, какие встретишь далеко не в каждой благополучной семье. Дэнсер заботится не только о здоровье и пропитании ребёнка. Он постоянно настраивает девочку на лучшее, убеждает, что скоро их жизнь полностью изменится. А ещё — старается пробудить в ней веру в светлые чудеса.
— Я не спала одна уже очень давно.
— Тебе понравится, вот увидишь. Ты больше не получишь пинков.
— Да, но если мне вдруг станет страшно?
— Что ж, у тебя нет причин бояться. Знаешь, почему? Потому что когда ты одна, ангелы спускаются с небес. Они прилетают к окну и тихонько проскальзывают внутрь. И если ты спишь, они подлетают и целуют твои веки. А потом они навевают тебе самые красивые сны.
Встреча Билла с Грей — награда за его веру в чудеса и в ангелов, за терпение и доброту. Он не озлоблен на мир и не завидует богатым, мечтает о новой жизни, но благодарен и за то, что имеет. К тому же, в первую очередь Билл думает не о собственной выгоде, а о будущем Сьюзен. Именно поэтому его желания чудесным образом исполняются. Но, с благодарностью принимая помощь Грей, бездомные делают ей не менее ценный подарок. Они помогают женщине почувствовать себя нужной и любимой, напоминают ей о том, что есть вещи важнее денег и карьеры.
Пока героиня встречалась с мужчиной своего круга, богатым и респектабельным Уолкером, на первом месте для неё оставалась работа. Одинаково успешные, Грей и Уолкер ничего не могли дать друг другу. Каждый из них занимался собственной жизнью, а их совместные вечера с классической музыкой и изысканными винами были скучными и неискренними. Рядом с Биллом и Сьюзен эта уставшая от жизни карьеристка впервые начинает ощущать себя настоящей женщиной, становится доброй и мягкой, и, наконец, обретает душевный покой.
Фильм Джона Хьюза «Кудряшка Сью» — сказочная и одновременно жизненная история о любви, сострадании и семейных ценностях, интересная и взрослым, и детям. Она напоминает нам о том, что сделанное добро всегда возвращается, а богатые могут многому научиться у бедных. Действие кинокартины происходит снежной зимой, и вся она пронизана рождественским настроением.
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.