Кто ты? Спрашивают дети мира Сына, душа моя девственная. Ибо видят, что ходит Он среди них, как царь среди рабов. И внимая властным словам его, не разумеют. И видят могущество Его дел, и наполняются страхом. И чувствуют силу, исходящую от Него, и приходят в смятение.
А Сын твой, прекраснейший из сыновей человеческих, с чистыми очами вола, с кротостью ягнёнка, с силою льва, с зоркостью орла и ликом ангела, отвечает:
Я есмь истина. Я пришёл от Истины, чтобы принести дары от Истины, и возвращаюсь к Истине.
Если бы вы имели в себе истину, то узнали бы меня и не стали спрашивать: кто Ты?
Воистину, если не можете сказать кто вы, как тогда поймёте, когда скажу вам кто я?
Се, вы — ничто, вы, словно сон, отделённый от спящего. В постоянстве не находитесь двух секунд во времени, двух шагов в пространстве. Как дым, над озером витающий, тень которого пляшет по воде, так и жизнь ваша — праздная и призрачная пляска теней.
Ещё не забываете вы произносить слово: «истина», но только то вам и осталось от Истины. Свечение предметов называете вы истиной, подобно вечному узнику, понаслышке знающего о солнце, солнцем светлячка называющим.
В того, кто познал истину — истина вселяется, и он становится с ней — одно. Истина дарует цельность и восполняет. Ложь дробит на куски и в пыль человека перемалывает.
Как пепел древесный, развеянный, уже не сможет узнать цветущее дерево, так и вам не узнать меня.
Поистине, я есмь Истина, вчера и сегодня, и завтра, одна во веки. Дух Истины, Который есть со мной, Он говорит через меня, Он живёт во мне. Без него я был бы ничто, как и вы. Но присутствием Его во мне, я — Тот, Который есть.
Сошёл я с высоты, словно ливень, чтобы наполнить пересохшее русло реки, которое вы всё продолжаете звать рекою.
Те, что приходили прежде меня, приносили законы, я же несу Истину. Те, что были прежде меня, очищали русло от присохшей грязи и приуготовляли его для принятия воды, но воды не могли дать. Я же даю воду, и наполняю русло, и оправдываю имя реки.
Не для того пришёл я в сушь вашу, чтобы учить вас из-под земли добывать воду, но пришёл я — вода живая, чтобы дать напиться жаждущим.
И не затем пришёл я, чтобы учить вас выпекать хлеб, но пришёл я как хлеб всем алчущим.
Не для того сошёл я во тьму вашу, чтобы научить как делать свет, но, чтобы светить вам. Се, солнце — свет меньший, чем я и не учит оно светить, но светит.
Не для того сошёл я в призрачное царство теней, чтобы показать вам, где явь, но для того, чтобы стать явью в селениях, где обитают пустота и смерть.
Воистину, не для того пришёл я, чтобы стать вам учителем мудрости, но — самой мудростью.
Кто меня не приемлет, тот не ест, не пьёт, не дышит, и значит, не становится он со мной — одно, тот вне меня остаётся, вне жизни и вне истины.
Знакомые слова с незнакомым значением
Не секрет, что круг чтения современного человека сузился. Из-за этого сократился личный словарь и изменился речевой портрет человека.
По опросам исследователей, многие представители молодого и даже зрелого поколения не могут объяснить, что такое манускрипт, лакуна, моцион. Топинамбур путают с тамбуром, а турнепс считают названием динозавра.
Лингвисты дали своё название словам, значение которых мы не знаем — это термин «агнонимы». От слова «гнозис» — «знание» с прибавлением отрицательной приставки «а».
К агнонимам относятся и вовсе незнакомые понятия, и те слова, которые мы употребляем ошибочно.
Вспоминается курьёзный случай в классической литературе. У Ивана Сергеевича Тургенева в повести «Степной король Лир» есть такое место:
«...дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». На это Афанасий Фет отреагировал в одном из писем: «Тургенев...заставил дьячка раздувать паникадило: простое кадило ему в Бадене показалось малым. И как ухитрился дьячок не задувать, а раздувать паникадило?» Вы, наверное, поняли, что Тургенев спутал большую люстру, паникадило, с кадилом — небольшой курильницей благовоний.
Итак, мы видим, что и мэтры подчас не знают значение некоторых слов. Что же говорить о нас и нашем времени.
Однако проблема решаема: всегда есть возможность расширить кругозор и пополнить свой личный вокабуляр. Например, весьма полезно читать Толковый словарь Владимира Даля. Где мы найдём много занимательных сведений: как говорили люди полтора века назад; какие слова мы уже не употребляем; и сколько, оказывается, интересных звучных слов мы ещё можем использовать.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«М.Ю. Лермонтов — поэт и его время». Сергей Шаулов
У нас в студии был заведующий Домом-музеем Михаила Юрьевича Лермонтова в Москве Сергей Шаулов.
Разговор шел о поэзии Лермонтова, как она раскрывает его внутренний мир, а также о том, каким видели поэта его современники.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вечная актуальность Евангелия». Протоиерей Георгий Завершинский
У нас в студии был благочинный приходов Сурожской епархии Московского Патриархата в Северной Ирландии, член союза писателей России протоиерей Георгий Завершинский.
Мы говорили о том, как в постоянно меняющемся мире слова Евангелия сохраняют свою актуальность и чем они важны для современного человека.
Все выпуски программы Светлый вечер