История Самары своими корнями уходит в глубокую древность. Еще в четырнадцатом веке Московское государство владело Волжским судоходным путем – и уже в то далекое время на средней Волге, в излучине реки Самары, существовало поселение-пристань. Много беспокойства причиняли его жителям кочевники, населявшие окрестные степи. В 1584 году царь Федор Иоаннович приказал построить здесь крепость, которая будет способна выдержать любую осаду.
Возводить кремль на Волжских просторах из столицы прибыли триста царских стрельцов во главе с воеводой Григорием Засекиным, принадлежавшим к знатному роду князей Ярославских. В течение нескольких месяцев они поставили надежный форпост. Интересный факт: изначально Самарский кремль стоял посреди степи, аж в нескольких километрах от речного берега. А спустя много лет Волга и Самара поменяли свои русла и заключили в объятия сторожевой городок.
О том, как выглядела древняя крепость, известно достоверно, поскольку сохранился рисунок немецкого географа Адама Олеария. Он путешествовал по Волге в 1636 году и запечатлел вид самарского кремля с палубы корабля. На этом рисунке мы видим типичный образец русского крепостного зодчества – островерхие бревенчатые стены замкнулись в четырехугольник, по периметру выстроились башни с шатровыми вершинами, внутреннее пространство заполнено одно и двухэтажными домиками, а в центре высится церковь со своеобразными куполами – на высоких шатрах стремятся к небу маленькие луковки. Деревянная церквушка на рисунке Олеария – интереснейший объект. Судя по всему, это предшественница каменного Спасо-Преображенского храма, который в конце семнадцатого века возвели на Хлебной площади. Преображенская церковь считалась старейшим зданием нашего города вплоть до 1952 года, когда ее снесли при строительстве моста через реку Самару.
Неподалеку от того места, где стоял храм, на пересечении улиц Водников и Кутякова, в 1986 году, к четырехсотлетию основания города, энтузиасты воссоздали деревянную башню по образу тех, что входили в древнюю крепостную стену. Крепость была уничтожена чередой пожаров на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков. Сейчас маленький сруб – единственное, что напоминает нам о кремле, с которого началась история Самары. К сожалению, башня находится в удручающем состоянии.
Но ведь так быть не должно, правда? Земля, на которой некогда стоял Самарский кремль, буквально взывает к археологам и ждет дальнейших исследований. Для многих самарцев не секрет, что уже несколько лет существует интересный проект воссоздания на стрелке Волги и Самары древней крепости по технологиям шестнадцатого века. Если он будет реализован, то, например, в субботу и воскресенье можно будет запросто прокатиться в прошлое и посмотреть, с чего начинался наш город.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема