История Самары своими корнями уходит в глубокую древность. Еще в четырнадцатом веке Московское государство владело Волжским судоходным путем – и уже в то далекое время на средней Волге, в излучине реки Самары, существовало поселение-пристань. Много беспокойства причиняли его жителям кочевники, населявшие окрестные степи. В 1584 году царь Федор Иоаннович приказал построить здесь крепость, которая будет способна выдержать любую осаду.
Возводить кремль на Волжских просторах из столицы прибыли триста царских стрельцов во главе с воеводой Григорием Засекиным, принадлежавшим к знатному роду князей Ярославских. В течение нескольких месяцев они поставили надежный форпост. Интересный факт: изначально Самарский кремль стоял посреди степи, аж в нескольких километрах от речного берега. А спустя много лет Волга и Самара поменяли свои русла и заключили в объятия сторожевой городок.
О том, как выглядела древняя крепость, известно достоверно, поскольку сохранился рисунок немецкого географа Адама Олеария. Он путешествовал по Волге в 1636 году и запечатлел вид самарского кремля с палубы корабля. На этом рисунке мы видим типичный образец русского крепостного зодчества – островерхие бревенчатые стены замкнулись в четырехугольник, по периметру выстроились башни с шатровыми вершинами, внутреннее пространство заполнено одно и двухэтажными домиками, а в центре высится церковь со своеобразными куполами – на высоких шатрах стремятся к небу маленькие луковки. Деревянная церквушка на рисунке Олеария – интереснейший объект. Судя по всему, это предшественница каменного Спасо-Преображенского храма, который в конце семнадцатого века возвели на Хлебной площади. Преображенская церковь считалась старейшим зданием нашего города вплоть до 1952 года, когда ее снесли при строительстве моста через реку Самару.
Неподалеку от того места, где стоял храм, на пересечении улиц Водников и Кутякова, в 1986 году, к четырехсотлетию основания города, энтузиасты воссоздали деревянную башню по образу тех, что входили в древнюю крепостную стену. Крепость была уничтожена чередой пожаров на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков. Сейчас маленький сруб – единственное, что напоминает нам о кремле, с которого началась история Самары. К сожалению, башня находится в удручающем состоянии.
Но ведь так быть не должно, правда? Земля, на которой некогда стоял Самарский кремль, буквально взывает к археологам и ждет дальнейших исследований. Для многих самарцев не секрет, что уже несколько лет существует интересный проект воссоздания на стрелке Волги и Самары древней крепости по технологиям шестнадцатого века. Если он будет реализован, то, например, в субботу и воскресенье можно будет запросто прокатиться в прошлое и посмотреть, с чего начинался наш город.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема