В начале второго века до Рождества Христова Иудея оказалась под властью государства Селевкидов – обширной империи, образованной греками путем захвата территорий Ближнего Востока и Малой Азии. Центром государства Селевкидов стала Сирия. Тщеславный монарх этого царства, Антиох, взявший себе новое имя Епифан, что значит «знаменитый», прославился маниакальным стремлением насаждать на завоеванных территориях греческую культуру и религию. Евреи, сопротивлявшиеся языческой экспансии, были подвергнуты жестокому преследованию. Захватив Иерусалим, царь Селевкидов ограбил и осквернил иудейский храм, устроив в нем капище Зевса, воплощением которого правитель считал самого себя. Евреям строжайше запрещалось поклонение Единому Богу и вменялось в обязанность приносить жертвы идолам. Те, кто отваживался соблюдать отеческие традиции, подвергались пыткам и казням.
Стены Иерусалима были разрушены до основания. Посреди города греко-сирийцы возвели крепость Акру, что в переводе с греческого означает «высокое, укрепленное место». Двадцать шесть лет Акра была главной точкой базирования захватчиков в Иерусалиме. Цитадель оставалась в руках селевкидов даже после того, как иудеи вернули храм и отстояли власть в городе в ходе восстаний, организованных сыновьями священника Хасмонея. За мужество и решительность их прозвали Маккавеями, от еврейского слова «маккевет», что означает слова «молот», а освободительную борьбу, которую они возглавили – Маккавейскими войнами.
Библейские книги, которые повествуют об этом периоде иудейской истории, так и называются – Книги Маккавеев. Современные ученые не раз ставили перед собой задачу восстановить картину событий, которые описаны на этих страницах Священного писания. Однако, историкам не удавалось придти к единому мнению – где находилась крепость селевкидов. В ноябре 2015 года сотрудник Управления древностей Израиля Дорон Бен-Ами сделал заявление, что возглавляемая им археологическая экспедиция обнаружила руины древней Акры.
Комментарий эксперта:
Во время научных раскопку входа на территорию национального археологического парка, называемого «город Давида», ученые обнаружили остатки мощной стены, искусственной насыпи и основания башни шириной в четыре и длиной в двадцать метров. Здесь же экспедиции Дорона Бен-Ами удалось собрать множество артефактов: десятки монет, которые точно датируются благодаря вычеканенным на них именам царей-селевкидов, бронзовые наконечники стрел и свинцовые пращные пули – характерные детали оружия селевкидской армии, и около двухсот рукояток амфор, служивших для хранения вина. Печати на рукоятках также дают достаточно точную датировку, которая также соответствует периоду существования Акры.
Еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности» подтверждает информацию, изложенную в книге Маккавеев: «Лучшие здания города Давида Антиох Епифан предал пламени и, срыв городские стены, укрепил холм, называвшийся Акрою, обнес его высокими стенами и башнями и поместил тут свой гарнизон». В тексте Флавия содержится намёк на месторасположение крепости: она построена на холме, который «господствовал над храмом». Руководствуясь этим указанием, исследователи Иерусалима предполагали местонахождение Акры в самых различных частях города: у основания крепости Антония, около Яффских ворот, рядом с Храмом Гроба Господня или к югу от Храмовой горы. Этим вопросом занимались почти все крупные исследователи Иерусалима, начиная с девятнадцатого века до наших дней. В восьмидесятых годах историк Бецалель Бар-Кохба предложил, что Акра размещалась в месте археологического парка «город Давида». Где, в итоге, ее и обнаружила группа ученых под руководством Дорона Бен-Ами.
Комментарий эксперта:
Новые археологические находки явно указывают на существование в городе Давида хорошо укрепленной цитадели, которая позволяла оккупантам контролировать все подходы к Иерусалимскому храму и отрезала его от южных районов Иудейской столицы. Кроме того, в свете последнего открытия следует внимательнее отнестись к результатам предыдущих раскопок. Так, стена, обнаруженная много лет назад на другой стороне Города Давида, также может оказаться частью Акры. Соединив остатки древних укреплений в единую схему, можно будет попытаться начертить общий план крепости селевкидов в Иерусалиме.
Священное писание повествует, что Маккавеям удалось отстоять власть, но она оставалась ограниченной до тех пор, пока между городом и храмом возвышалась вражеская крепость. Согласно исследованиям современных ученых, эта цитадель была обширной, мощной и богатой. Если теория Дорона Бен-Ами окажется верной и ученым удастся воссоздать размеры древней Акры, то вскоре будет получено наглядное доказательство того, насколько трудной была победа иудеев над агрессивными язычниками – Селевкидами.
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Будённовск (обзор)
На реке Кума, в ста семидесяти километрах восточнее Ставрополя, расположился город Будённовск. В честь военачальника Семёна Будённого он был наименован в двадцатом веке, а прежде значился на картах как Святой Крест. Это название хранит память о чуде, которое связано с именем благоверного князя Михаила. Он правил Тверью в четырнадцатом столетии, во время татаро-монгольского ига. Глава Золотой Орды, хан Узбек, разгневавшись на Михаила, вызвал его к себе. Князь явился по требованию, чтобы не навлечь беду на всю Тверскую землю. И был захвачен в плен! В неволе узник горячо молился, осознавая скорую кончину. Его казнили и отправили останки на родину. Когда скорбный обоз остановился на ночлег на территории современного Будённовска, над телом Михаила Тверского воссиял крестообразный огненный столп! Тот самый Святой Крест, что дал название селению. Сегодня многие жители Будённовска выражают желание вернуть городу прежнее имя.
Радио ВЕРА в Будённовске можно слушать на частоте 101,7 FM