В начале второго века до Рождества Христова Иудея оказалась под властью государства Селевкидов – обширной империи, образованной греками путем захвата территорий Ближнего Востока и Малой Азии. Центром государства Селевкидов стала Сирия. Тщеславный монарх этого царства, Антиох, взявший себе новое имя Епифан, что значит «знаменитый», прославился маниакальным стремлением насаждать на завоеванных территориях греческую культуру и религию. Евреи, сопротивлявшиеся языческой экспансии, были подвергнуты жестокому преследованию. Захватив Иерусалим, царь Селевкидов ограбил и осквернил иудейский храм, устроив в нем капище Зевса, воплощением которого правитель считал самого себя. Евреям строжайше запрещалось поклонение Единому Богу и вменялось в обязанность приносить жертвы идолам. Те, кто отваживался соблюдать отеческие традиции, подвергались пыткам и казням.
Стены Иерусалима были разрушены до основания. Посреди города греко-сирийцы возвели крепость Акру, что в переводе с греческого означает «высокое, укрепленное место». Двадцать шесть лет Акра была главной точкой базирования захватчиков в Иерусалиме. Цитадель оставалась в руках селевкидов даже после того, как иудеи вернули храм и отстояли власть в городе в ходе восстаний, организованных сыновьями священника Хасмонея. За мужество и решительность их прозвали Маккавеями, от еврейского слова «маккевет», что означает слова «молот», а освободительную борьбу, которую они возглавили – Маккавейскими войнами.
Библейские книги, которые повествуют об этом периоде иудейской истории, так и называются – Книги Маккавеев. Современные ученые не раз ставили перед собой задачу восстановить картину событий, которые описаны на этих страницах Священного писания. Однако, историкам не удавалось придти к единому мнению – где находилась крепость селевкидов. В ноябре 2015 года сотрудник Управления древностей Израиля Дорон Бен-Ами сделал заявление, что возглавляемая им археологическая экспедиция обнаружила руины древней Акры.
Комментарий эксперта:
Во время научных раскопку входа на территорию национального археологического парка, называемого «город Давида», ученые обнаружили остатки мощной стены, искусственной насыпи и основания башни шириной в четыре и длиной в двадцать метров. Здесь же экспедиции Дорона Бен-Ами удалось собрать множество артефактов: десятки монет, которые точно датируются благодаря вычеканенным на них именам царей-селевкидов, бронзовые наконечники стрел и свинцовые пращные пули – характерные детали оружия селевкидской армии, и около двухсот рукояток амфор, служивших для хранения вина. Печати на рукоятках также дают достаточно точную датировку, которая также соответствует периоду существования Акры.
Еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности» подтверждает информацию, изложенную в книге Маккавеев: «Лучшие здания города Давида Антиох Епифан предал пламени и, срыв городские стены, укрепил холм, называвшийся Акрою, обнес его высокими стенами и башнями и поместил тут свой гарнизон». В тексте Флавия содержится намёк на месторасположение крепости: она построена на холме, который «господствовал над храмом». Руководствуясь этим указанием, исследователи Иерусалима предполагали местонахождение Акры в самых различных частях города: у основания крепости Антония, около Яффских ворот, рядом с Храмом Гроба Господня или к югу от Храмовой горы. Этим вопросом занимались почти все крупные исследователи Иерусалима, начиная с девятнадцатого века до наших дней. В восьмидесятых годах историк Бецалель Бар-Кохба предложил, что Акра размещалась в месте археологического парка «город Давида». Где, в итоге, ее и обнаружила группа ученых под руководством Дорона Бен-Ами.
Комментарий эксперта:
Новые археологические находки явно указывают на существование в городе Давида хорошо укрепленной цитадели, которая позволяла оккупантам контролировать все подходы к Иерусалимскому храму и отрезала его от южных районов Иудейской столицы. Кроме того, в свете последнего открытия следует внимательнее отнестись к результатам предыдущих раскопок. Так, стена, обнаруженная много лет назад на другой стороне Города Давида, также может оказаться частью Акры. Соединив остатки древних укреплений в единую схему, можно будет попытаться начертить общий план крепости селевкидов в Иерусалиме.
Священное писание повествует, что Маккавеям удалось отстоять власть, но она оставалась ограниченной до тех пор, пока между городом и храмом возвышалась вражеская крепость. Согласно исследованиям современных ученых, эта цитадель была обширной, мощной и богатой. Если теория Дорона Бен-Ами окажется верной и ученым удастся воссоздать размеры древней Акры, то вскоре будет получено наглядное доказательство того, насколько трудной была победа иудеев над агрессивными язычниками – Селевкидами.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема