
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Пасха — один из самых любимых праздников в Болгарии. Несмотря на то, что сегодня Болгарская Православная Церковь находится в некотором кризисе. В этой стране до сих не преодолены последствия советского атеистического периода, а потому православие в Болгарии воспринимается ее жителями скорее как культурный компонент, а не как живая религиозная традиция.
Тем не менее, Пасху в Болгарии принято праздновать с размахом. Правда, болгарские храмы в пасхальную ночь не переполнены народом, в отличие от праздничных столов, которые полны и угощений и сидящими за ними людьми. Пасху в Болгарии принято называть Великден. Этим подчеркивается, что Пасха — главный день в году, праздник, который освобождает человека и от повседневных трудов, и от прочих бытовых забот. К празднованию Великдня болгарские хозяйки начинают готовиться заблаговременно. Обычно уборка происходит в Великую среду — среду Страстной седмицы. А готовка основных блюд осуществляется в Великий или Страстной четверг.
Посетив утром богослужение, во время которого Церковь вспоминает событие Тайной вечери, болгарки возвращаются домой и первым делом замешивают тесто для главного пасхального угощения — козунака. Козунак — болгарский аналог нашего кулича. Он представляет собой сдобный хлеб, тесто которого замешано на таком количестве яиц, что становится совершенно желтым. В дополнение к яйцам в тесто козунака в Болгарии принято класть изюм, кунжут, орехи и даже творог.
Козунак не просто очень вкусный хлеб, он еще и внешне очень красивый. После того, как тесто доходит до нужной кондиции и в него вложены все необходимые ингредиенты, болгарские хозяйки заполняют им специальную круглую форму, а сверху украшают козунак кусочками теста, завитыми в косички.
Козунак выпекается в печи или духовке. Обычно он получается настолько душистым и мягким, что подчас невозможно остановиться хочется есть его кусочек за кусочком. Болгары настолько любят есть козунак, что теперь готовят его уже не только на Пасху, но и на другие праздники. Кроме того, козунак сегодня можно купить и в обычном супермаркете.
На пасхальном столе козунак соседствует с еще двумя традиционными болгарскими угощениями. Это, конечно же, крашеные яйца (универсальный символ православной Пасхи) и запеченное мясо ягненка. Последнее блюдо попало в болгарское пасхальное меню напрямик из Ветхого Завета. Дело в том, что еще со времен пророка Моисея в еврейском народе существовала традиция на Пасху закалывать ягненка — что было символом пророчества о Христе, который, будучи безгрешным, как ягненок, пострадает за людей. Запеченный ягненок на болгарском столе также является напоминанием о подвиге Спасителя. Вот так болгарский пасхальный стол богат и на угощения, и на богословский смысл.
Все выпуски программы Вселенная православия
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема