В этой программе доктор исторических наук Дмитрий Володихин рассказал о героях второго народного ополчения Козьме Минине и Дмитрие Пожарском, благодаря которым удалось преодолеть Смутное время в России в начале 17 века.
Д. Володихин
- Здравствуйте, дорогие радиослушатели – это Светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». В студии с вами я, Дмитрий Володихин. И сегодня я буду одновременно и хозяином студии и гостем. И беседовать с вами буду на тему, которая мне лично близка и дорога. Я очень надеюсь, что интересна она будет и для вас. Так сложилось, что о Смуте сейчас в телеэфире, радио эфире говорят обычно к 4 ноября. Ко дню народного единства. А, на протяжении многих недель и месяцев вспоминали о ней 2012 и 2013 годах. Четырехсотлетие освобождения Москвы, от польско-литовски
Так сложилось, что о Минине известно в 10, если не в 100 раз меньше, чем о Пожарском. Известно, что он уже в зрелом возрасте жил в Нижнем Новгороде. И известно, что он был либо мясо торговцем, либо может быть гуртовщиком скота. Известно то, что он был Земским старостой. Известно, что он не был дворянского рода, иными словами он не был, как в ту пору говорили служивым человеком по отечеству. Историки ведут споры о месте его рождения, скорее всего это все-таки Нижний, или его окрестности. Споры ведутся, о том, как он провел всю свою жизнь от рождения и до того, как он стал одним из главных людей второго Земского ополчения. Но, повторяю известно о нем крайне мало. А вот, что касается князя Дмитрия Михайловича Пожарского, то здесь сведений гораздо больше. И пожалуй стоит поговорить о некоторых важных обстоятельствах его жизни и судьбы, для того чтобы заключительная часть нашей передачи была более ясной, была более прозрачной для вас. Известно то, что князь Пожарский, был представителем одной из ветвей огромного разветвленного до чрезвычайности семейства князя Рюрика. Он был Рюриковичем, его предки вышли из Стародубского княжеского дома, и Всеволод Большое гнездо, был одним из как раз предков Дмитрия Михайловича Пожарского. Казалось бы, исключительно знатный род. Но, в XVI веке Пожарские захудали, что это значит? Это не значит, что у них убавилось древности рода, это в принципе не возможно. Но, у них не было высоких служб. По понятиям того времени, по настоящему высокое положение человека, которое подтверждает его знатность, это когда он становится боярином, окольничим, когда он заседает в боярской думе. Когда его назначают воеводой, в какой не будь крупный город. Или он, в воеводском же чине возглавляет армию, хотя бы полк в составе этой армии. Пожарские в таких чинах не бывали. По остроумному выражению, одного из современных историков, Пожарские были родом Комбатов. То есть, иными словами, переводя на современный язык они дослуживались до старших офицерских чинов, и никогда грубо говоря не бывали в генералах. Они были, исключительно богатя, им принадлежали огромные родовые, земельные владения. Но, во-первых огромное благочестие Пожарских заставляло их постоянно жертвовать церкви, обширные имения. А, во-вторых, род плодился, род разветвлялся и когда-то огромные вотчины, постепенно раздробились. И каждому из новых, поколений рода приходилось делить это земельное достояние вновь и вновь. В конечном итоге, не очень большое семейство Пожарских, а собственно семья, к которой принадлежал сам Дмитрий Михайлович, оказалась ну в лучшем случае, как говорили в XIX веке, достаточной. То есть имеющей, достаток, но никак не богатство. Когда скончался отец Дмитрия Михайловича, он был всего лишь 9 или 10 лет отроду. Родился Дмитрий Михайлович в 1578 или как некоторые историки считают в 1577 году, не суть важно. И его имя было данное при Крещении, Козьма. Во имя Козьмы Бессеребренника. В ту пору, было обыкновенным делом было давать младенцу не одно, а два или три имени. И вот, имя Козьма считалось не совсем приличным для представителя аристократическо
Д. Володихин
- Дорогие радиослушатели, это Светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. Мы с вами говорим о Смуте, мы с вами беседуем о судьбах Минина и Пожарского. Двух величайших героев, которые победили Смутное время на поле брани и в душах людей.
Так вот, Смута в эпоху, когда Пожарский храброствовал, распространялась на все и вся. И пламя ее горело все выше и выше, царь Василий Шуйский, как бы худо о нем не отзывались, как минимум на своем государевом месте предпринимал все возможное, чтобы этот пожар был потушен. К сожалению, ему это не удалось. Его верный и храбрый воевода Пожарский, смог отбить все посигновения на Зарайск, все попытки мятежа в этом городе. Однако, от его помощи, судьба государя уже не зависела. Россия, в 1610 году, была разорвана бандами Лжедмитрия II, а также польско-литовски
Д. Володихин
- Дорогие радиослушатели, это Светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час» с вами в студии я, Дмитрий Володихин. И мы ненадолго покидаем вас, чтобы буквально через минуту вновь встретится в эфире.
Д. Володихин
- Дорогие радиослушатели, это Светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. И мы продолжаем с вами беседу, о Минине и Пожарском. Итак, вы слышали отрывок из симфонической сюиты «Кремль». И о Кремле пойдет сейчас разговор. Казалось бы Кремль, это символ древнерусской славы, это собрание великих святынь православия. В начале XVII века, в годину Смуты он оказался оплотом поистине темных сил на Руси. Там стоял вражеский гарнизон, там располагалось правительство боярское, практически уже безвластное, но уже совершившее свое черное предательство. И Кремль требовалось освободить, Кремль требовалось отчистить, вот для этой работы Господь Бог востребовал Минина и Пожарского. Летом 1611 года, когда князь Пожарский все еще находился на излечении от ран. В Нижний Новгород, пришло очередное послание патриарха Гермогена, и в городе нашлось изрядное количество русских патриотов, которые решили, что пора, наступило время Нижнему Новгороду вставать для того, чтобы освободить Москву. Одним из главных в этой партии людей. Стоявших за создание Земского ополчения оказался Козьма Минин. Именно он, человек с навыками торговца, человек который понимал, как нужно собирать и расходовать. Призвал горожан Нижнего Новгорода, а впоследствии с такими же призывами он обращался к населению других городов собирать средства на это Земское ополчение. Именно в тот момент, к Нижнему подошло воинство Смоленских дворян, фактически изгнанных врагом с их земли, и именно в этот момент, в Нижний пришли известия, что относительно недалеко находится на излечении князь Пожарский. И именно к нему, обратилось посольство Нижегородцев, несмотря на то, что в самом городе, были люди гораздо знатнее, чем Пожарский. Я хочу напомнить, что Пожарский, хотя и Рюрикович, тем не менее не слишком родовит. И по представлениям того времени, кто он был такой к 1611 году. Ну, наверное полковник. Кем был Козьма Минин? Ну, мясо торговец. А где же те люди, которые в переводе на понятие XX века были министрами, маршалами, олигархами, миллиардерами. А их нет, куда-то они все делись, они оказались кривыми, они оказались недостаточно стойкими, чистыми. Недостаточно верными своему долгу, чтобы Нижегородцы доверили им судьбу ополчения. Да, и Дмитрий Михайлович долгое время не решался возглавить новое Земское ополчение. Дело может быть в том, что он считал себя недостойным этого. Может быть был недостаточно здоров, а может быть он уже разуверился в том, что новая вспышка освободительного духа спасет Отечество. Может быть он уже не верил в успех этого предприятия, и не желал лишней крови. Но, тем не менее Нижегородское духовенство и Козьма Минин, уговорили его. И осенью 1611 года, он встает во главе второго Земского ополчения. Первое Земское ополчение, уже стояло под стенами Москвы, уже сражалось, но тем не менее освободить город не могло. И вот, второе Земское ополчение, во главе с воеводой стольником князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и Земским выбранным человеком Козьмой Мининым, постепенно идет по русским городам. Собирает средства, собирает ратников, ставит в строй новых бойцов, обучает их. Медленно, медленно в течение полугода кружным путем, оно приближается к столичному городу. Между командование второго Земского ополчения, и первого Земского ополчения, ведутся переговоры. И первое Земское ополчение, запятнавшее себя немалым количеством преступлений, грабежей и насилия. Помимо того, что оно честно дралось с захватчиками, оно творило безобразие и разбои. С трудом привыкало к тому, что из провинции к Москве идет сила чистая, сила честная, сила богобоязненная. А, я не напрасно употребил это слово. Ведь незадолго до того как ополчение пришло к Москве, князь Пожарский отклонившись от пути поскакал в город Суздаль, к отеческим гробам. Там была родовая усыпальница Пожарских. Поклонился им, поклонился святыням древнего Суздаля, перед тем как для него настал решающий час всей его жизни. В августе 1612 года, второе Земское ополчение подходит к Москве, и почти одновременно с ним, к окраинам Москвы выходит польско-литовски
столкновений мнений. В этот момент, конечно же, судьба России заколебалась. Не разрушит ли ее, эта новая «раздрафия», как тогда говорили. Однако, в конечном итоге собор пришел к единому мнению, и удалось избрать нового государя. Им стал юноша, представитель древнего боярского рода. Человек, которые не имел, может быть государственного опыта, но зато он не был замаран интригами и предательствами эпохи Смуты. Отличался благочестием, и чистотой нрава. Это Михаил Федорович из рода Романовых. В 1613 году, он взошел на престол Московский. А князь Дмитрий Михайлович Пожарский получил из его рук, пожалование боярский чином. Козьма же Минин, пожалование высоким чином Думного дворянина. И поскольку речь идет о династии Романовых, избрание, которое оказалось на тот момент спасительным, мне хотелось бы, чтобы вы уважаемые радиослушатели услышали отрывок из оперы «Иван Сусанин», Михаила Ивановича Глинки.
Д. Володихин
- Дорогие радиослушатели это Светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». В студии с вами я, Дмитрий Володихин. И мы с вами, в приподнятом настроении продолжаем разговор о Минине и Пожарском. Об освобождении Москвы в 1612 году, и о высокой судьбе ее освободителей. Итак, когда-то много лет назад, мне выпала великая честь писать для серии «Великие исторические персоны», книгу «Пожарский». И я долго пытался отыскать образ России, которая входит в Смуту, получает множество ударов, и впоследствии едва живой все-таки покидает эту черную зону в своей истории. И наверное лучшим образом является корабль. Когда команда оказалась слаба, когда капитанов выбрасывали за борт. Когда корабельных священников не слушали и не ставили ни во что. Русский корабль, во время шторма оказался на камнях. У него было разбито днище, и впоследствии борьба команды за его выживание стоила многих жизней. Корабль никак не сходил с гибельных скал. И лишь когда, в качестве капитана стал Дмитрий Михайлович Пожарский. В качестве корабельного казначея Козьма Минин, а в качестве духовного наставника команды Патриарх Гермоген. Корабль стал постепенно покидать эту свою смертельно опасную позицию. Пожарский оказался тем человеком, который честно выполнял свой долг, долг воеводы. Он был искусный полководцем и храбрым человеком. Но его искусство, его отвага, это второстепенное может быть на фоне того что происходило в России в эпоху смуты. Главное, это то, что он не кривил, не предавал, стоял надежно как камень на дороге у холодных океанических волн, бивших в него со страшной силой. Но, все-таки уступавших его твердости. Минин, человек который принес огромное, собранное народом достояние, и не украл ничего, не присвоил, а пустил это на святое дело. Гермоген, который будучи духовным пастором стоял за веру до конца, и в конце концов принял страшную кончину в холодном каменном мешке, умерши от голода в плену у захватчиков. Но, тем не менее, до конца отстаивая веру, до конца являясь пастырем для русского народа. И рядом с этими тремя людьми быстро стали накапливаться здоровые силы. Подходили другие, те кто готов был бороться за Россию и бороться за веру. И общими усилиями, удалось составить ополчение, общими усилиями очистить Москву. Общими усилиями провести Земский собор и поставить государя. Это было очищение, через жертву. Народ тысячами, десятками тысяч усилий, иногда доходивших до пожертвований на поле боя. А, иногда выражавшимися хотя бы в том, что полуголодные люди отдавали деньги на снабжение этой рати. Так вот, тысячи этих усилий результировали в общей победе. Русский корабль сошел со скал, и продолжил свое плаванье. Некоторые задают вопрос, почему же Пожарского не сделали государем Всея Руси. Он же Рюрикович, он же знатный, к него же древность рода. Ну, во первых я уже объяснял, что род его при всей древности все же не считался в достаточной степени знатным в России. Если бы не социальный катаклизм Смуты, Пожарский вряд ли когда не будь стал не то, что боярином, а хотя бы окольничим боярской думы. Тут ему оказали величайшую честь, по величайшим его заслугам. Козьма Минин, человек который не был знатного рода, вообще не мог претендовать на место в боярской думе, а он получил чин думного дворянина. О котором могли только мечтать десятки тысяч провинциальных дворян России, начала XVII века. И в общем правильно было, то что Дмитрий Михайлович не добивался для себя Российского трона. Правильно это было, потому что он в этом случае, победив Смуту, оказался бы побежден соблазнами Смуты. Оказался бы побежден гордыней, захотел бы получить то, что отстаивал не для себя. Он, и этот соблазн преодолел. И трудно не видеть в этом вмешательство Господне. Не напрасно, именно из Смутных лет, вырос и окреп в России, культ почитания Казанской иконы Божьей Матери. Когда-то, будучи еще митрополитом Казанским, Гермоген способствовал тому, чтобы эта чудотворная икона была прославлена. Впоследствии список с этой чудотворной иконы был в Земском ополчении. И по сообщениям летописцев, являл не малые чудеса помогая воинству освобождающему Москву. Впоследствии, Пожарский построил церковь и украсил церковь во Имя Казанской Иконы Божьей Матери, а у первых Романовых, у Михаила Федоровича, у Алексея Михайловича, почитание Казанской Божьей Матери приняло масштабы благодарности государя, за то, что ему дарован престол. Именно это восхождение на престол в 1613 году, связывалось Михаилом Федоровичем и его потомками с заступничеством и покровительством страны Божьей Матерью. В Коломенском, летняя резиденция наших государей, стоит Казанский храм. И на Красной площади стоит еще один Казанский храм основанный Михаилом Федоровичем. Поэтому, конечно будет правильно, если сейчас в эфире прозвучит торжественное песнопение, во имя Казанской иконы Божьей Матери.
Д. Володихин
- Судьба двух спасителей России, двух светочей времен тяжкой эпохи Смуты на Русской земле. Судьба Пожарского и Минина сложилась по-разному. Минин, получал от Государя Михаила Федоровича, и от боярского правительства, разного рода державные службы. И исполняя одну из них, через три года, после того как он стал думным дворянином, он скончался от болезни. Это было в мае, 1616 года. Дмитрий Михайлович Пожарский прожил еще долгую жизнь, и он не раз был призван для ратной, или иной службы. Он защищал престол вскоре, после того как положение Михаила Федоровича вновь оказалось критическим. И, именно он в 1615 году сразился с армией, блистательного авантюриста, бесстрашного витязя. И вместе с тем жестокого грабителя, головореза, человека жестокого и абсолютно беспринципного, полковника Александра Лисовского. Две армии, Пожарского и Лисовского встретились на Орловом городище. Не так давно шли бесконечные дискуссии, о памятнике Ивана Грозного в городе Орле. Ради интереса, город Орел действительно был основан при Иване Грозном. Но, в эпоху Смуты он был полностью сожжен, он погиб. Поэтому мы и говорили об Орле, об Орловском городище. Впоследствии при Михаиле Федоровиче, город был восстановлен приблизительно на этом месте. И нынешний мегаполис, он уходит корнями собственно в крепость уже времен Михаила Федоровича. Но, тогда в воинских действиях при Орловском городище, армия Пожарского выдержала тяжелый бой, натиск Лисовского преодолела. Лисовский, вынужден был отступить. Его так и не удалась, и наемники из его отряда стали повинуясь чувству. Знаете, есть такое звериное чутье за кем удача. Стали переходить в лагерь Пожарского. Он фактически одолел Лисовского. Впоследствии, через несколько лет Пожарский удачно действовал под Калугой, против польско-литовско
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер