Жил-был царь по имени Троян. У него были козлиные уши. Никто об этом не знал, кроме парикмахеров, или как их тогда называли — цирюльников. Вот кому приходилось тяжелее всех! Человек, который приходил во дворец брить царя, домой уже не возвращался, а доживал свою жизнь в темнице. Как побреет он царя Трояна, тот спрашивает его:
— Что ты у меня заметил?
Цирюльник отвечает:
— Козлиные уши.
Ну, тут его вольной жизни и конец.
Как-то дошла очередь до одного цирюльника, но он прикинулся больным и вместо себя послал во дворец подмастерье, молодого паренька.
Подмастерье побрил царя Трояна, и, понятно, заметил, что у царя козлиные уши.
Царь спросил:
— Что ты заметил у меня?
— Ничего особенного, ваше величество, — ответил парень.
Вернулся подмастерье домой. Хозяин — к нему: как было у царя? Тот ответил, что всё прошло благополучно: царь велел ему и впредь приходить его брить. А о том, что у царя козлиные уши, промолчал. С той поры малый стал постоянно брить царя Трояна. Но только тяжело ему было хранить царскую тайну, хоть с кем-нибудь бы поделиться. От такого груза на сердце парень даже хиреть и чахнуть стал.
И вот что он придумал: пошёл за город, выкопал в поле яму, засунул туда голову, трижды сказал: «У царя Трояна козлиные уши». А потом засыпал яму землёй, и, успокоившись, вернулся домой. И сразу прямо как от сердца отлегло.
Спустя некоторое время на том самом месте на поле вырос куст бузины. Прибежали к кусту дети-пастушки, нарезали прутиков, наделали себе дудочек. Но только они начал на них играть, как все дудочки запели: «У царя Трояна козлиные уши!»
Скоро о тайне царя Трояна узнал весь город.
— Стало быть, ты все-таки рассказал обо мне народу? — грозно спросил царь у подмастерья.
Бедняга стал оправдываться, что никому ничего не говорил, и признался, что поведал тайну только земле. А потом на этом месте выросла бузина, и все дудочки из её веток играют одну и ту же песенку.
Тогда царь сел в карету и поехал на поле. А там от куста бузины уже только один прут остался. Царь Троян велел сделать из него дудочку, и как только поднёс её к губам, услышал: «У царя Трояна козлиные уши!»
Убедился царь, что нет ничего тайного, что не сделается явным, нечего на земле нельзя скрыть. Да и надо ли так стараться?
Прошло несколько дней — и подданным до его ушей уже никакого дела не было. Подумаешь, уши немного не такие, как у всех, лишь бы страной правил мудро и справедливо.
Выпустил царь Троян всех цирюльников из темницы, а подмастерье наградил за науку.
(по мотивам югославской народной сказки)
Владимир и Алла Конкины
«Жену мне дал Господь», — говорит заслуженный артист России, актёр театра и кино Владимир Алексеевич Конкин. Со своей супругой Аллой Львовной он прожил в браке 40 лет.
Будущую жену Конкин увидел на встрече выпускников, куда пришёл студентом второго курса Саратовского театрального училища. Володя был в центре всеобщего внимания: рассказывал смешные истории из студенческой жизни, остроумно шутил. Все девушки с восхищением поглядывали на него. А он весь вечер украдкой смотрел лишь на одну — хрупкую, черноволосую, кареглазую. Откуда она взялась? Если бы училась вместе с ним, он бы её непременно запомнил... Девушка тоже весь вечер не сводила с него глаз. Но подойти друг к другу они тогда так и не решились. Молодой человек расспросил знакомых. Оказалось, что кареглазая красавица — дочь его классной руководительницы. Её зовут Алла, она — студентка педагогического института. На следующий день Володя стоял на пороге её дома с букетом цветов.
Молодые люди стали встречаться. После лекций гуляли по городу, по выходным ходили в театр и кино. «У нас были очень целомудренные отношения, — вспоминает Владимир Алексеевич. — Была настоящая любовь и доверие друг другу». На 4-м курсе Владимир и Алла поженились. После свадьбы Алла в шутку поделилась с мужем секретом: в детстве она мечтала о том, что, когда вырастет, непременно выйдет замуж за известного актёра. «Я обязательно стану известным», — пообещал Владимир жене.
Большая слава, действительно, пришла к Конкину очень скоро. Через год после свадьбы, в 1973-м, он сыграл главную роль в многосерийном художественном фильме «Как закалялась сталь». Перед самым началом съёмок Владимир и Алла стали родителями: у них родились близнецы, Ярослав и Святослав. Счастливый отец увидел мальчиков через окно палаты роддома, а в следующий раз — лишь спустя полтора года. Ровно столько длились съёмки картины. Режиссёр строго-настрого запретил актёру отлучаться со съёмочной площадки, требуя полного погружения в действие. Но Владимир каждый день по нескольку раз звонил жене, писал ей трогательные письма с признаниями в любви. После выхода фильма на экраны Владимир Конкин стал настоящей звездой. Посыпались новые роли в кино и театре. Актёрская профессия требует полной самоотдачи, и часто после рабочего дня Владимир чувствовал себя измотанным и нервным. Но дома ждала любимая Аллонька — так Конкин ласково называл жену. Алла Львовна всегда находила правильные слова, чтобы утешить и поддержать мужа. В 1979 году на экраны вышла картина «Место встречи изменить нельзя», в которой Владимир воплотил следователя Володю Шарапова. Мало кто знает, что во врем съёмок за кадром рядом с ним постоянно была супруга. Конкин признавался, что без её участия не смог бы сыграть эту непростую роль. А в 1983 году семья Конкиных в полном составе снялась в картине «Отцы и дети». Роль нашлась даже для их любимого питомца, пёсика Стёпы.
Владимир и Алла были вместе и в радости, и в беде. Владимир Алексеевич вспоминает, как однажды они попали в автомобильную аварию и чудом остались живы. После этого случая он решил окрестить детей. Сам он, как и его супруга, были крещены в детстве. В 2009 году Конкин перенёс сложную операцию на сердце. Во время лечения и реабилитации с ним постоянно была жена. Актёр уверен: во многом, её заботами он остался жив. А через год врачи диагностировали у Аллы Львовны рак в последней стадии. Теперь уже Владимир ни на шаг не отходил от супруги. Он был с ней до самого конца, приносил цветы, читал вслух книги, ночевал возле её кровати в больничной палате.
«Алла всегда со мной. Она постоянно в моих мыслях. Я по-прежнему чувствую её помощь и поддержку», — признаётся Владимир Конкин.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Духовный подъём»
Раннее утро. В задумчивости иду по пустынной платформе метро и размышляю о своей жизни. Скоро у меня день рождения, и я подвожу итоги года, думаю, что же полезного мною сделано за прошедшие 12 для души. В церковь — хожу. Стараюсь не лениться, не плыть по течению, жить по заповедям Божиим и пребывать со всеми в мире. Казалось бы, делаю многое, а прогресса не вижу, не ощущаю духовного подъёма. Топчусь на одном месте.
Погружённый в невесёлые мысли, подхожу к эскалатору и замечаю, что ошибся, зашёл не туда, и мне нужен другой эскалатор, поднимающий наверх, а не этот, спускающийся из вестибюля метро на платформу. Но чтобы подойти к нужному эскалатору, нужно обогнуть достаточно длинное ограждение. «Подняться наверх здесь будет быстрее, чем обходить, — думаю я. — Метро здесь неглубокое, людей нет, за пару минут управлюсь».
И преодолевая чёрные ступеньки, начинаю взбираться наверх. Это оказывается не так просто, лента эскалатора ведь едет вниз! Поначалу у меня даже возникает ощущение, что я стою на одном месте. Тогда начинаю ускоряться и вскоре оказываюсь в вестибюле метро.
И тут меня осеняет — этот подъём и есть ответ на мой вопрос! В духовной жизни нет такого эскалатора, который бы быстренько вознёс к вершинам. Более того, трудности жизни тянут вниз, как эскалатор, по которому я только что взошёл наверх. Даже если ты идёшь, но идёшь медленно, то появляется ощущение топтания на месте. Поэтому так важно постоянно находиться в духовном движении, ускоряться и не давать душе лениться, только тогда будет результат!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 апреля. О иеромонахе Василии и иноках Трофиме и Ферапонте
Сегодня 18 апреля. В этот день в пасхальное утро 1993 года претерпели насильственную смерть насельники Оптиной пустыни иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт.
О них рассказывает иеромонах Назарий Рыпин.