Будучи сыном Алексеева, Константин работал на фабрике отца и уже в возрасте 18 лет стал директором ее производства. Заняв высокую должность, Константин фундаментальным образом модернизировал производственный цикл изготовления канители — тонкой витой золотой проволоки, которая широко использовалась в швейном деле, а также при изготовлении музыкальных инструментов. Буквально через несколько лет на знаменитой Всемирной выставке в Париже Константин получил Гран-при за новый вид тонких золототканых нитей, а вскоре после этого прославился на весь мир уже в качестве реформатора театрального искусства.
Несмотря на то, что Константин панически боялся сцены в детстве, он мечтал быть директором цирка. Когда ему исполнилось 14 лет, у него состоялся дебют в домашнем театральном кружке. Уже через 11 лет Константин Сергеевич организовал театральную группу под собственным руководством, которая впоследствии трансформировалась в главное детище Станиславского — Московский Художественный театр.
Что подразумевал под талантом Константин Сергеевич, чьим именем названа актерская сценическая система, признанная во всем мире? И какую связь Станиславский видел между жизнью и искусством?

На золотоканительной фабрике купца Алексеева давно закончился рабочий день. Народ разошёлся по домам. Лишь один человек ходил от станка к станку. Что-то измерял рулеткой, делал записи в блокнот. Это был восемнадцатилетний сын владельца фабрики — Константин. Несмотря на юный возраст, отец доверил ему пост директора производства. Канитель — тонкая витая золотая проволока — широко использовалась в швейном деле. Ею расшивались церковные облачения для духовенства, военные мундиры, а иногда и светская нарядная одежда. Использовалась канитель и при изготовлении музыкальных инструментов — для обмотки струн у фортепиано, гитар, скрипок, виолончелей. Процесс её изготовления был долгим и трудоёмким. Получив пост директора, Константин задумал коренным образом модернизировать производственный цикл. Ведь на дворе был конец XIX века — технический прогресс шёл семимильными шагами, а на фабрике всё ещё работали по старинке. Прошло несколько лет, и на знаменитой Всемирной выставке в Париже Константин получил Гран-при — за новый вид тонких золототканых нитей. Это было первое международное признание Константина Сергеевича Станиславского — человека, который вскоре прославится на весь мир. Но совсем не в качестве успешного предпринимателя. А как реформатор театрального искусства, основатель Московского Художественного Театра и создатель знаменитой теории сценического мастерства, названной в его честь, — актёрской системы Станиславского.
Трудно поверить, но в детстве Станиславский панически боялся публики. В его семье любили устраивать домашние концерты и театрализованные представления. Костя прекрасно играл на рояле и знал наизусть множество стихов. Но когда родители просили его выступить перед гостями, мальчик убегал и прятался. Сидя в укромном уголке, он горько плакал, потому что на самом-то деле очень хотел выступать на сцене. В своих детских мечтах Костя был директором цирка — с клоунами и укротителями зверей. Дебют в домашнем театральном кружке состоялся в 1877 году, когда мальчику исполнилось 14 лет. «Я не мог ни сидеть, ни стоять на месте. Сердце билось и минутами подкатывало внутри. Но вот — поднялся занавес, я вышел на сцену, и почувствовал себя превосходно. Что-то внутри толкало, горячило, вдохновляло...», — вспоминал Станиславский о своём первом выступлении. Ровно через одиннадцать лет после этого события Константин Сергеевич организовал театральную труппу под собственным руководством. Именно она и стала той основой, на которой впоследствии возникло главное детище Станиславского — Московский Художественный театр.
Стремление к совершенствованию и новаторству, которое обнаружилось у Константина Сергеевича ещё во времена работы на отцовской фабрике, проявилось и в театре. Существовавшая едва ли не с XVII века актёрская сценическая манера поведения казалась Станиславскому неестественным лицедейством. Ему хотелось, по его собственным словам, отойти от раз и навсегда установленных сценических штампов и внести на сцену жизнь. Так родилась знаменитая система Станиславского. В её основе лежало искусство переживания — когда в процессе игры актёр испытывает подлинные чувства и эмоции, из которых и рождается сценический образ. «Что такое талант? Это — душа», — говорил Станиславский. И учил актёров раскрывать на сцене свой внутренний мир. Так, чтобы, глядя на их игру, не приходило на ум воскликнуть: «Не верю!»
«Моё гражданское служение России» — так называл Константин Сергеевич свою театральную деятельность. Впрочем, разработанная им система актёрского мастерства шагнула далеко за пределы своей родины. Самые известные голливудские актёры играют «по Станиславскому», руководствуясь принципом Константина Сергеевича: «Искусство есть отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поддержим «Дом, который очень нужен»

Игорь и Сергей дружат уже несколько лет. Познакомились молодые люди в приюте для людей с инвалидностью, иначе его называют «Дом, который очень нужен». Находится он в городе Омске, в микрорайоне Крутая Горка, на территории храма Рождества Христова. Это один из проектов Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка». Здесь заботятся о тех, кто не может жить самостоятельно — о взрослых с физическими и ментальными нарушениями.
Игорь и Серёжа оказались в «Доме, который очень нужен» благодаря священнику Антонию Хмелёву, руководителю приюта. До этого молодые люди жили в разных интернатах для инвалидов. Оба не могут ходить.
В Доме подопечные находятся под присмотром сестёр милосердия и волонтёров. Особенных людей обучают самостоятельности, дают им возможность получать образование, развивать творческие навыки и просто заниматься тем, что нравится и вдохновляет.
Игорь и Сергей передвигаются на инвалидных колясках, и тем не менее стараются быть активными. Серёжа участвует в местных театральных постановках, а Игорь увлекается настольными играми.
Всего в «Доме, который очень нужен», помимо двоих друзей, живут ещё 10 человек с физическими и ментальными нарушениями. Чтобы у них появилось регулярное общее полезное занятие, сотрудники приюта решили создать свечную мастерскую. В ней Серёжа, Игорь и другие подопечные будут изготавливать свечи для храма. Они смогут видеть результат своего труда и знать, что он приносит пользу другим.
Чтобы свечная мастерская открылась, нужно закупить стройматериалы и оборудование. В этом омскому приюту для людей с инвалидностью важна помощь. Если вы хотите поддержать доброе дело, переходите на сайт Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о духовных смыслах повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель», каким предстает главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин, что важно замечать в его образе читателю, на что не всегда обращают внимание.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и творчеству Н.В. Гоголя.
Первая программа с директором Московского дома Гоголя Верой Викуловой была посвящена жизни знаменитого писателя и основным этапам его творчества.
Вторая программа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена духовным поискам Гоголя.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий Войтишко.
Мы говорили о том, как современному человеку подходить к чтению наставлений святых отцов, почему важно при этом иметь рассуждение и советоваться с опытными священниками.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев
- «Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
- «Духовные поиски Н.В. Гоголя». Алексей Бархатов
Все выпуски программы Светлый вечер