Будучи сыном Алексеева, Константин работал на фабрике отца и уже в возрасте 18 лет стал директором ее производства. Заняв высокую должность, Константин фундаментальным образом модернизировал производственный цикл изготовления канители — тонкой витой золотой проволоки, которая широко использовалась в швейном деле, а также при изготовлении музыкальных инструментов. Буквально через несколько лет на знаменитой Всемирной выставке в Париже Константин получил Гран-при за новый вид тонких золототканых нитей, а вскоре после этого прославился на весь мир уже в качестве реформатора театрального искусства.
Несмотря на то, что Константин панически боялся сцены в детстве, он мечтал быть директором цирка. Когда ему исполнилось 14 лет, у него состоялся дебют в домашнем театральном кружке. Уже через 11 лет Константин Сергеевич организовал театральную группу под собственным руководством, которая впоследствии трансформировалась в главное детище Станиславского — Московский Художественный театр.
Что подразумевал под талантом Константин Сергеевич, чьим именем названа актерская сценическая система, признанная во всем мире? И какую связь Станиславский видел между жизнью и искусством?

На золотоканительной фабрике купца Алексеева давно закончился рабочий день. Народ разошёлся по домам. Лишь один человек ходил от станка к станку. Что-то измерял рулеткой, делал записи в блокнот. Это был восемнадцатилетний сын владельца фабрики — Константин. Несмотря на юный возраст, отец доверил ему пост директора производства. Канитель — тонкая витая золотая проволока — широко использовалась в швейном деле. Ею расшивались церковные облачения для духовенства, военные мундиры, а иногда и светская нарядная одежда. Использовалась канитель и при изготовлении музыкальных инструментов — для обмотки струн у фортепиано, гитар, скрипок, виолончелей. Процесс её изготовления был долгим и трудоёмким. Получив пост директора, Константин задумал коренным образом модернизировать производственный цикл. Ведь на дворе был конец XIX века — технический прогресс шёл семимильными шагами, а на фабрике всё ещё работали по старинке. Прошло несколько лет, и на знаменитой Всемирной выставке в Париже Константин получил Гран-при — за новый вид тонких золототканых нитей. Это было первое международное признание Константина Сергеевича Станиславского — человека, который вскоре прославится на весь мир. Но совсем не в качестве успешного предпринимателя. А как реформатор театрального искусства, основатель Московского Художественного Театра и создатель знаменитой теории сценического мастерства, названной в его честь, — актёрской системы Станиславского.
Трудно поверить, но в детстве Станиславский панически боялся публики. В его семье любили устраивать домашние концерты и театрализованные представления. Костя прекрасно играл на рояле и знал наизусть множество стихов. Но когда родители просили его выступить перед гостями, мальчик убегал и прятался. Сидя в укромном уголке, он горько плакал, потому что на самом-то деле очень хотел выступать на сцене. В своих детских мечтах Костя был директором цирка — с клоунами и укротителями зверей. Дебют в домашнем театральном кружке состоялся в 1877 году, когда мальчику исполнилось 14 лет. «Я не мог ни сидеть, ни стоять на месте. Сердце билось и минутами подкатывало внутри. Но вот — поднялся занавес, я вышел на сцену, и почувствовал себя превосходно. Что-то внутри толкало, горячило, вдохновляло...», — вспоминал Станиславский о своём первом выступлении. Ровно через одиннадцать лет после этого события Константин Сергеевич организовал театральную труппу под собственным руководством. Именно она и стала той основой, на которой впоследствии возникло главное детище Станиславского — Московский Художественный театр.
Стремление к совершенствованию и новаторству, которое обнаружилось у Константина Сергеевича ещё во времена работы на отцовской фабрике, проявилось и в театре. Существовавшая едва ли не с XVII века актёрская сценическая манера поведения казалась Станиславскому неестественным лицедейством. Ему хотелось, по его собственным словам, отойти от раз и навсегда установленных сценических штампов и внести на сцену жизнь. Так родилась знаменитая система Станиславского. В её основе лежало искусство переживания — когда в процессе игры актёр испытывает подлинные чувства и эмоции, из которых и рождается сценический образ. «Что такое талант? Это — душа», — говорил Станиславский. И учил актёров раскрывать на сцене свой внутренний мир. Так, чтобы, глядя на их игру, не приходило на ум воскликнуть: «Не верю!»
«Моё гражданское служение России» — так называл Константин Сергеевич свою театральную деятельность. Впрочем, разработанная им система актёрского мастерства шагнула далеко за пределы своей родины. Самые известные голливудские актёры играют «по Станиславскому», руководствуясь принципом Константина Сергеевича: «Искусство есть отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 106. Богослужебные чтения

Существует ли в нашей жизни смысл, и если да, то почему мы иногда его не видим? Ответ на этот вопрос содержится в 106-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 106.
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населённого города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повёл их прямым путём, чтобы они шли к населённому городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Своё и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речёт, — и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу,
34 землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, —
40 он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
Только что прозвучавший псалом начинается словами «Сла́вьте Го́спода, и́бо Он благ, и́бо вове́к ми́лость Его́!» После этого псалмопевец указывает, в чём именно заключается эта милость. Он подробно описывает ряд непростых ситуаций, в которых оказывались люди. Это и плен, и рабство, и скитание на чужой земле, и болезни, и бедствия на море, и множество других обстоятельств, когда смерть и страдания приближались к человеку максимально близко. Но каждый раз, как показывает автор, Бог избавлял от скорбей. Дарил страдальцам Свою милость.
Все эти случаи псалмопевец берёт не из головы. Это то, что реально происходило с еврейским народом и с отдельными его представителями на протяжении всей их многострадальной истории. И вот что важно. Эту Божественную милость очень легко можно списать на случай. Каждый раз, когда к Израилю вдруг неожиданно приходило спасение, это можно было объяснить стечением обстоятельств и другими естественными причинами.
Поэтому в заключении, словно обрамляя псалом в рамку, псалмопевец делает акцент именно на сверхъестественном источнике этой милости: «Кто мудр, тот заме́тит сие́ и уразуме́ет ми́лость Го́спода». Бог непрестанно действует в судьбе человека. Но увидеть это сможет лишь тот, кто обладает мудростью. А мудрость на языке Библии это не многознание. Это умение всматриваться в собственное сердце и беседовать в нём с Творцом.
Этот навык можно тренировать. Человек, который стремится во всех своих делах исполнять заповеди Евангелия и ежедневно сверяет с ними свои помыслы, чувства, слова и поступки, со временем ощущает, как внутри его словно открывается источник тепла и света. Сначала очень тоненький, едва уловимый, но по мере усердной работы, он становится всё больше и заполняет собой всё новые области жизни. Так действует Дух Святой. Если будем усердно искать в себе этот источник Святого Духа, пытаясь служить людям ради Христа, Бог обязательно нам откроется. И даже если вокруг будет темно и мрачно, всё происходящее с нами обретёт глубокий смысл.