Будучи сыном Алексеева, Константин работал на фабрике отца и уже в возрасте 18 лет стал директором ее производства. Заняв высокую должность, Константин фундаментальным образом модернизировал производственный цикл изготовления канители — тонкой витой золотой проволоки, которая широко использовалась в швейном деле, а также при изготовлении музыкальных инструментов. Буквально через несколько лет на знаменитой Всемирной выставке в Париже Константин получил Гран-при за новый вид тонких золототканых нитей, а вскоре после этого прославился на весь мир уже в качестве реформатора театрального искусства.
Несмотря на то, что Константин панически боялся сцены в детстве, он мечтал быть директором цирка. Когда ему исполнилось 14 лет, у него состоялся дебют в домашнем театральном кружке. Уже через 11 лет Константин Сергеевич организовал театральную группу под собственным руководством, которая впоследствии трансформировалась в главное детище Станиславского — Московский Художественный театр.
Что подразумевал под талантом Константин Сергеевич, чьим именем названа актерская сценическая система, признанная во всем мире? И какую связь Станиславский видел между жизнью и искусством?

На золотоканительной фабрике купца Алексеева давно закончился рабочий день. Народ разошёлся по домам. Лишь один человек ходил от станка к станку. Что-то измерял рулеткой, делал записи в блокнот. Это был восемнадцатилетний сын владельца фабрики — Константин. Несмотря на юный возраст, отец доверил ему пост директора производства. Канитель — тонкая витая золотая проволока — широко использовалась в швейном деле. Ею расшивались церковные облачения для духовенства, военные мундиры, а иногда и светская нарядная одежда. Использовалась канитель и при изготовлении музыкальных инструментов — для обмотки струн у фортепиано, гитар, скрипок, виолончелей. Процесс её изготовления был долгим и трудоёмким. Получив пост директора, Константин задумал коренным образом модернизировать производственный цикл. Ведь на дворе был конец XIX века — технический прогресс шёл семимильными шагами, а на фабрике всё ещё работали по старинке. Прошло несколько лет, и на знаменитой Всемирной выставке в Париже Константин получил Гран-при — за новый вид тонких золототканых нитей. Это было первое международное признание Константина Сергеевича Станиславского — человека, который вскоре прославится на весь мир. Но совсем не в качестве успешного предпринимателя. А как реформатор театрального искусства, основатель Московского Художественного Театра и создатель знаменитой теории сценического мастерства, названной в его честь, — актёрской системы Станиславского.
Трудно поверить, но в детстве Станиславский панически боялся публики. В его семье любили устраивать домашние концерты и театрализованные представления. Костя прекрасно играл на рояле и знал наизусть множество стихов. Но когда родители просили его выступить перед гостями, мальчик убегал и прятался. Сидя в укромном уголке, он горько плакал, потому что на самом-то деле очень хотел выступать на сцене. В своих детских мечтах Костя был директором цирка — с клоунами и укротителями зверей. Дебют в домашнем театральном кружке состоялся в 1877 году, когда мальчику исполнилось 14 лет. «Я не мог ни сидеть, ни стоять на месте. Сердце билось и минутами подкатывало внутри. Но вот — поднялся занавес, я вышел на сцену, и почувствовал себя превосходно. Что-то внутри толкало, горячило, вдохновляло...», — вспоминал Станиславский о своём первом выступлении. Ровно через одиннадцать лет после этого события Константин Сергеевич организовал театральную труппу под собственным руководством. Именно она и стала той основой, на которой впоследствии возникло главное детище Станиславского — Московский Художественный театр.
Стремление к совершенствованию и новаторству, которое обнаружилось у Константина Сергеевича ещё во времена работы на отцовской фабрике, проявилось и в театре. Существовавшая едва ли не с XVII века актёрская сценическая манера поведения казалась Станиславскому неестественным лицедейством. Ему хотелось, по его собственным словам, отойти от раз и навсегда установленных сценических штампов и внести на сцену жизнь. Так родилась знаменитая система Станиславского. В её основе лежало искусство переживания — когда в процессе игры актёр испытывает подлинные чувства и эмоции, из которых и рождается сценический образ. «Что такое талант? Это — душа», — говорил Станиславский. И учил актёров раскрывать на сцене свой внутренний мир. Так, чтобы, глядя на их игру, не приходило на ум воскликнуть: «Не верю!»
«Моё гражданское служение России» — так называл Константин Сергеевич свою театральную деятельность. Впрочем, разработанная им система актёрского мастерства шагнула далеко за пределы своей родины. Самые известные голливудские актёры играют «по Станиславскому», руководствуясь принципом Константина Сергеевича: «Искусство есть отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».
Все выпуски программы Жизнь как служение
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О значении Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов

Сегодня 18 ноября. День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.
О значении Собора — протоиерей Игорь Филяновский.
200 лет Русская Православная Церковь была лишена канонического самоуправления. Всё это время она подвергалась самым разным ограничениям со стороны светской власти. С началом XX столетия всей церковной общественностью остро ощущалась необходимость восстановления канонического строя церковной жизни, основанного на соборных началах.
К тому времени уже не одно десятилетие писали о важности проведения Поместного Собора. Накопилось множество вопросов церковной жизни, которые требовали соборного обсуждения и разрешения. И одним из самых важных из них был вопрос восстановления патриаршества.
Отличительной чертой Собора, который открылся в 1917 году в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, было то, что помимо иерархии и духовенства, в его составе было значительное число делегатов от широкого круга мирян, представителей церковной интеллигенции.
Конечно, главным деянием Собора стало избрание Святейшего Патриарха Тихона предстоятелем Русской Православной Церкви, на долю которого выпало вести корабль Церкви в самые трагические времена преследований и гонений на веру и Церковь.
Но кроме этого исторического события, Собор оставил огромное наследие: более 50 принятых церковных документов, канонов для будущих десятилетий, множество выработанных проектов, сотни поднятых тем и обсуждений животрепещущих вопросов церковной жизни.
Многие из отцов Поместного Собора приняли мученическую смерть за Христа в начавшуюся тогда эпоху гонений, другие стали исповедниками веры в созданном большевиками безбожном государстве. Память об этих верных свидетелях веры Христовой благодарно хранится всей нашей Церковью.
Все выпуски программы Актуальная тема







