На золотоканительной фабрике купца Алексеева давно закончился рабочий день. Народ разошёлся по домам. Лишь один человек ходил от станка к станку. Что-то измерял рулеткой, делал записи в блокнот. Это был восемнадцатилетний сын владельца фабрики — Константин. Несмотря на юный возраст, отец доверил ему пост директора производства. Канитель — тонкая витая золотая проволока — широко использовалась в швейном деле. Ею расшивались церковные облачения для духовенства, военные мундиры, а иногда и светская нарядная одежда. Использовалась канитель и при изготовлении музыкальных инструментов — для обмотки струн у фортепиано, гитар, скрипок, виолончелей. Процесс её изготовления был долгим и трудоёмким. Получив пост директора, Константин задумал коренным образом модернизировать производственный цикл. Ведь на дворе был конец 19 века — технический прогресс шёл семимильными шагами, а на фабрике всё ещё работали по старинке. Прошло несколько лет, и на знаменитой Всемирной выставке в Париже Константин получил Гран-при — за новый вид тонких золототканых нитей. Это было первое международное признание Константина Сергеевича Станиславского — человека, который вскоре прославится на весь мир. Но совсем не в качестве успешного предпринимателя. А как реформатор театрального искусства, основатель Московского Художественного Театра и создатель знаменитой теории сценического мастерства, названной в его честь, — актёрской системы Станиславского.
Трудно поверить, но в детстве Станиславский панически боялся публики. В его семье любили устраивать домашние концерты и театрализованные представления. Костя прекрасно играл на рояле и знал наизусть множество стихов. Но когда родители просили его выступить перед гостями, мальчик убегал и прятался. Сидя в укромном уголке, он горько плакал, потому что на самом-то деле очень хотел выступать на сцене. В своих детских мечтах Костя был директором цирка — с клоунами и укротителями зверей. Дебют в домашнем театральном кружке состоялся в 1877 году, когда мальчику исполнилось 14 лет. «Я не мог ни сидеть, ни стоять на месте. Сердце билось и минутами подкатывало внутри. Но вот — поднялся занавес, я вышел на сцену, и почувствовал себя превосходно. Что-то внутри толкало, горячило, вдохновляло...», — вспоминал Станиславский о своём первом выступлении. Ровно через одиннадцать лет после этого события Константин Сергеевич организовал театральную труппу под собственным руководством. Именно она и стала той основой, на которой впоследствии возникло главное детище Станиславского — Московский Художественный театр.
Стремление к совершенствованию и новаторству, которое обнаружилось у Константина Сергеевича ещё во времена работы на отцовской фабрике, проявилось и в театре. Существовавшая едва ли не с 17 века актёрская сценическая манера поведения казалась Станиславскому неестественным лицедейством. Ему хотелось, по его собственным словам, отойти от раз и навсегда установленных сценических штампов и внести на сцену жизнь. Так родилась знаменитая система Станиславского. В её основе лежало искусство переживания — когда в процессе игры актёр испытывает подлинные чувства и эмоции, из которых и рождается сценический образ. «Что такое талант? Это — душа», — говорил Станиславский. И учил актёров раскрывать на сцене свой внутренний мир. Так, чтобы, глядя на их игру, не приходило на ум воскликнуть: «Не верю!»
«Моё гражданское служение России» — так называл Константин Сергеевич свою театральную деятельность. Впрочем, разработанная им система актёрского мастерства шагнула далеко за пределы своей родины. Самые известные голливудские актёры играют «по Станиславскому», руководствуясь принципом Константина Сергеевича: «Искусство есть отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Фома неверующий
Светлая пасхальная неделя или седмица, как принято говорить в Церкви – первая неделя после Пасхи. В течение Светлой седмицы Литургия в храмах совершается пасхальным чином. А завершается Светлая неделя днём, который называется Фоминым воскресеньем. В этот день Церковь празднует память апостола Фомы. За что же оказана такая честь апостолу, имя которого в народе стало нарицательным, причем в негативном плане? «Вот Фома неверующий!» - говорят о человеке, сомневающемуся в факте, который уже стал очевиден.
О том, кем был апостол Фома до своего призвания Спасителем, ничего не известно. Полагают, что он был рыбаком из Галилеи.
Что же касается характера, то есть основания видеть в апостоле Фоме человека весьма приземленного. Он как бы воплощает собой всех людей сомневающегося ума, доверяющих лишь тому, что можно потрогать.
Когда в первый день недели, после своего Воскресения Господь явился ученикам, Фомы с ними не было. Может быть, как человек рационального склада, он был весь поглощен земными делами. И когда другие апостолы сказали ему, что видели Господа, тот только отмахнулся, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Апостолы не знали, как уверить его, а он ходил убежденный, что всем его чаяниям о приходе Христа, Спасителя мира, после смерти Учителя пришел конец. Но вот, как пишет евангелист Иоанн Богослов,: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними». Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».
От лица апостола Фомы говорил человеческий разум. Господь, обращаясь к нему, обращался ко всем, кто пытается жить исключительно «своим умом».
Как и всем двенадцати апостолам, кроме Иоанна, Фоме суждено будет принять мученическую смерть за проповедь веры в Христа. И примечательно, что он дойдет с ней дальше всех апостолов – до самой Индии. И если глубоко образованному апостолу Павлу удастся убеждать искушенных философией греков, то простому галилейскому рыбаку с пытливым и острым умом также удастся обратить в веру многих жителей страны с тысячелетней традицией познания мира испытующим разумом.
12 мая. О прощении грехов
В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О прощении грехов, — игумен Лука Степанов.
12 мая. О служении медсестёр
Сегодня 12 мая. Международный день медицинских сестер.
О служении медсестёр, — протоиерей Василий Гелеван.