Константин Савицкий. «Встреча иконы» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Константин Савицкий. «Встреча иконы»

* Поделиться

— Нина Викторовна?! Здравствуйте! А я всё смотрю, вы это или не вы!

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я вас тоже не сразу увидела. В Третьяковской галерее сегодня столько народу! Очень рада встрече.

— И я рада! Мы с вами в последнее время всё больше по телефону общаемся. Но, мне кажется, вы чем-то расстроены?

— Это правда. Помните, я вам рассказывала, что внука в армию призывают? Вчера проводили. Волнуюсь я за него, так неспокойно на сердце. Вот, пришла на картины посмотреть — это меня успокаивает.

— Да, быстро время летит. Внук у вас уже совсем взрослый. То, что вы переживаете и беспокоитесь, вполне понятно. Но сейчас, слава Богу, время мирное. Отслужит, возмужает, вернётся настоящим мужчиной.

— Ох, Маргарита Константиновна, я даже не представляю, как матери и жёны своих мужей и сыновей на войну провожали. Как они жили каждый день с такой тяжестью на душе? Где находили утешение?

— Нина Викторовна, а вы не против, если мы пройдём в 23-й зал. Там есть картина, которую мне очень хочется вам показать. Мне кажется, она сможет ответить на ваш вопрос. Вот она. Полотно художника Константина Апполоновича Савицкого «Встреча иконы».

— Картина прекрасная. Но я пока не совсем понимаю, в чём суть. Мы с вами говорили о войне, о тяжести ожидания... А здесь я вижу, как люди молятся перед иконой.

— Совершенно верно! Ключевая идея этого полотна — молитва. Савицкий написал картину «Встреча иконы» в 1878 году. Только что закончилась Русско-Турецкая война, во время которой погиб муж сестры художника. Вдова с маленькими детьми осталась на его попечении. Так что горе женщины, потерявшей на войне мужа, Константин Апполонович видел своими глазами. И видел, как сестра молится и находит в молитве силы жить дальше. Во время войны Савицкий много ездил по деревням и сёлам в поисках натуры для своих полотен. И не раз становился свидетелем того, как крестьянки молят Бога о своих мужьях и детях, ушедших воевать.

— Теперь я, кажется, понимаю! Посмотрите, ведь на картине почти нет мужчин. Их по пальцам пересчитать можно. Наверное, все на войне. А женщины молятся об их благополучии перед иконой Богородицы. Упали на колени, на их лицах столько надежды. Видно, с какой горячей верой они обращаются к Божьей Матери.

— Константин Савицкий запечатлел момент приезда в село чудотворной иконы. Люди вышли встречать её на дорогу. Кто-то уже склонился в земном поклоне, кто-то ещё бежит, на ходу надевая тулуп. На улице холодно — поздняя осень, день пасмурный. Но лик Божьей Матери словно освещает и согревает всё вокруг. Присмотритесь, икона — самый светлый фрагмент полотна. Народ тянется к Богородице, стремится излить Ей в молитве свою душу. И вы совершенно правы, Нина Викторовна, их молитва — об ушедших на войну. В те годы, когда картина была написана, её исторический контекст казался очевидным. Кстати, коллеги Константина Аполлоновича Савицкого очень высоко оценили его работу. Художник Владимир Стасов говорил, что картина «Перед иконой» превосходна и полна глубокого содержания.

— Я с ним совершенно согласна! Чувствуется искренность молитвы и духовное единение героев картины. А главное, теперь мне понятно, где находили утешение эти люди. Господь и Богородица были их поддержкой.

— А знаете, Нина Викторовна, что говорил о молитве святитель Иоанн Златоуст? «Молитва сильна́ остановить войны, прекратить сражения, утишить бури».

— Представьте себе, Маргарита Константиновна, а ведь моя буря и правда утихла! Я имею в виду волнение за внука. Больше не стану унывать, а лучше буду за него молиться. И когда он вернётся из армии, обязательно приведу его в Третьяковскую галерею и покажу картину Константина Савицкого «Встреча иконы».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем