Константин Савицкий написал картину «Встреча иконы» в 1878 году, после Русско-Турецкой войны, в которой погиб муж сестры художника. Вдова с детьми осталась на его попечении. Живописец видел, как сестра молится и это даёт ей силы жить дальше.

— Нина Викторовна?! Здравствуйте! А я всё смотрю, вы это или не вы!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я вас тоже не сразу увидела. В Третьяковской галерее сегодня столько народу! Очень рада встрече.
— И я рада! Мы с вами в последнее время всё больше по телефону общаемся. Но, мне кажется, вы чем-то расстроены?
— Это правда. Помните, я вам рассказывала, что внука в армию призывают? Вчера проводили. Волнуюсь я за него, так неспокойно на сердце. Вот, пришла на картины посмотреть — это меня успокаивает.
— Да, быстро время летит. Внук у вас уже совсем взрослый. То, что вы переживаете и беспокоитесь, вполне понятно. Но сейчас, слава Богу, время мирное. Отслужит, возмужает, вернётся настоящим мужчиной.
— Ох, Маргарита Константиновна, я даже не представляю, как матери и жёны своих мужей и сыновей на войну провожали. Как они жили каждый день с такой тяжестью на душе? Где находили утешение?
— Нина Викторовна, а вы не против, если мы пройдём в 23-й зал. Там есть картина, которую мне очень хочется вам показать. Мне кажется, она сможет ответить на ваш вопрос. Вот она. Полотно художника Константина Апполоновича Савицкого «Встреча иконы».
— Картина прекрасная. Но я пока не совсем понимаю, в чём суть. Мы с вами говорили о войне, о тяжести ожидания... А здесь я вижу, как люди молятся перед иконой.
— Совершенно верно! Ключевая идея этого полотна — молитва. Савицкий написал картину «Встреча иконы» в 1878 году. Только что закончилась Русско-Турецкая война, во время которой погиб муж сестры художника. Вдова с маленькими детьми осталась на его попечении. Так что горе женщины, потерявшей на войне мужа, Константин Апполонович видел своими глазами. И видел, как сестра молится и находит в молитве силы жить дальше. Во время войны Савицкий много ездил по деревням и сёлам в поисках натуры для своих полотен. И не раз становился свидетелем того, как крестьянки молят Бога о своих мужьях и детях, ушедших воевать.
— Теперь я, кажется, понимаю! Посмотрите, ведь на картине почти нет мужчин. Их по пальцам пересчитать можно. Наверное, все на войне. А женщины молятся об их благополучии перед иконой Богородицы. Упали на колени, на их лицах столько надежды. Видно, с какой горячей верой они обращаются к Божьей Матери.
— Константин Савицкий запечатлел момент приезда в село чудотворной иконы. Люди вышли встречать её на дорогу. Кто-то уже склонился в земном поклоне, кто-то ещё бежит, на ходу надевая тулуп. На улице холодно — поздняя осень, день пасмурный. Но лик Божьей Матери словно освещает и согревает всё вокруг. Присмотритесь, икона — самый светлый фрагмент полотна. Народ тянется к Богородице, стремится излить Ей в молитве свою душу. И вы совершенно правы, Нина Викторовна, их молитва — об ушедших на войну. В те годы, когда картина была написана, её исторический контекст казался очевидным. Кстати, коллеги Константина Аполлоновича Савицкого очень высоко оценили его работу. Художник Владимир Стасов говорил, что картина «Встреча иконы» превосходна и полна глубокого содержания.
— Я с ним совершенно согласна! Чувствуется искренность молитвы и духовное единение героев картины. А главное, теперь мне понятно, где находили утешение эти люди. Господь и Богородица были их поддержкой.
— А знаете, Нина Викторовна, что говорил о молитве святитель Иоанн Златоуст? «Молитва сильна остановить войны, прекратить сражения, утишить бури».
— Представьте себе, Маргарита Константиновна, а ведь моя буря и правда утихла! Я имею в виду волнение за внука. Больше не стану унывать, а лучше буду за него молиться. И когда он вернётся из армии, обязательно приведу его в Третьяковскую галерею и покажу картину Константина Савицкого «Встреча иконы».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема