Константин Савицкий написал картину «Встреча иконы» в 1878 году, после Русско-Турецкой войны, в которой погиб муж сестры художника. Вдова с детьми осталась на его попечении. Живописец видел, как сестра молится и это даёт ей силы жить дальше.

— Нина Викторовна?! Здравствуйте! А я всё смотрю, вы это или не вы!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я вас тоже не сразу увидела. В Третьяковской галерее сегодня столько народу! Очень рада встрече.
— И я рада! Мы с вами в последнее время всё больше по телефону общаемся. Но, мне кажется, вы чем-то расстроены?
— Это правда. Помните, я вам рассказывала, что внука в армию призывают? Вчера проводили. Волнуюсь я за него, так неспокойно на сердце. Вот, пришла на картины посмотреть — это меня успокаивает.
— Да, быстро время летит. Внук у вас уже совсем взрослый. То, что вы переживаете и беспокоитесь, вполне понятно. Но сейчас, слава Богу, время мирное. Отслужит, возмужает, вернётся настоящим мужчиной.
— Ох, Маргарита Константиновна, я даже не представляю, как матери и жёны своих мужей и сыновей на войну провожали. Как они жили каждый день с такой тяжестью на душе? Где находили утешение?
— Нина Викторовна, а вы не против, если мы пройдём в 23-й зал. Там есть картина, которую мне очень хочется вам показать. Мне кажется, она сможет ответить на ваш вопрос. Вот она. Полотно художника Константина Апполоновича Савицкого «Встреча иконы».
— Картина прекрасная. Но я пока не совсем понимаю, в чём суть. Мы с вами говорили о войне, о тяжести ожидания... А здесь я вижу, как люди молятся перед иконой.
— Совершенно верно! Ключевая идея этого полотна — молитва. Савицкий написал картину «Встреча иконы» в 1878 году. Только что закончилась Русско-Турецкая война, во время которой погиб муж сестры художника. Вдова с маленькими детьми осталась на его попечении. Так что горе женщины, потерявшей на войне мужа, Константин Апполонович видел своими глазами. И видел, как сестра молится и находит в молитве силы жить дальше. Во время войны Савицкий много ездил по деревням и сёлам в поисках натуры для своих полотен. И не раз становился свидетелем того, как крестьянки молят Бога о своих мужьях и детях, ушедших воевать.
— Теперь я, кажется, понимаю! Посмотрите, ведь на картине почти нет мужчин. Их по пальцам пересчитать можно. Наверное, все на войне. А женщины молятся об их благополучии перед иконой Богородицы. Упали на колени, на их лицах столько надежды. Видно, с какой горячей верой они обращаются к Божьей Матери.
— Константин Савицкий запечатлел момент приезда в село чудотворной иконы. Люди вышли встречать её на дорогу. Кто-то уже склонился в земном поклоне, кто-то ещё бежит, на ходу надевая тулуп. На улице холодно — поздняя осень, день пасмурный. Но лик Божьей Матери словно освещает и согревает всё вокруг. Присмотритесь, икона — самый светлый фрагмент полотна. Народ тянется к Богородице, стремится излить Ей в молитве свою душу. И вы совершенно правы, Нина Викторовна, их молитва — об ушедших на войну. В те годы, когда картина была написана, её исторический контекст казался очевидным. Кстати, коллеги Константина Аполлоновича Савицкого очень высоко оценили его работу. Художник Владимир Стасов говорил, что картина «Встреча иконы» превосходна и полна глубокого содержания.
— Я с ним совершенно согласна! Чувствуется искренность молитвы и духовное единение героев картины. А главное, теперь мне понятно, где находили утешение эти люди. Господь и Богородица были их поддержкой.
— А знаете, Нина Викторовна, что говорил о молитве святитель Иоанн Златоуст? «Молитва сильна остановить войны, прекратить сражения, утишить бури».
— Представьте себе, Маргарита Константиновна, а ведь моя буря и правда утихла! Я имею в виду волнение за внука. Больше не стану унывать, а лучше буду за него молиться. И когда он вернётся из армии, обязательно приведу его в Третьяковскую галерею и покажу картину Константина Савицкого «Встреча иконы».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Деяния святых апостолов

Деян., 26 зач., X, 34-43.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Существует ли судьба? И кто ответственен за происходящее в жизни человека? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Только что прозвучавшая речь апостола Петра адресована сотнику Корнилию, римскому воину, язычнику, который изъявил желание принять христианское Крещение. Рассказывая о том, что Бог сделал для человечества, апостол затрагивает очень любопытную тему — тему предопределения. По его словам, Христос после воскресения явился не всем, но только тем, которых Бог избрал заранее. На основании этих слов некоторые богословы приходили к мысли, что участь человека зависит исключительно от Божественного предопределения. Быть человеку верующим или неверующим, спастись ему или погибнуть — решено заранее. И ничего с этим решением поделать нельзя. Оно божественно. Согласитесь, звучит весьма фатально. А собственный опыт неудачных попыток привести близких к Богу или справиться с собственными недостатками ещё и подливает масла в огонь. «Такая судьба», — вздыхаем мы. От подобного богословия опускаются руки.
Однако мы должны помнить, что перед нами лишь фрагмент речи Петра. Да и сама эта речь целиком вплетена в контекст Нового Завета, а если ещё шире, то в контекст жизни раннехристианской Церкви. И здесь мы находим великолепные пояснения мысли Петра. Да, Божественное предопределение есть. Но абсолютно всех нас Господь предопределил ко спасению и радости в Царстве Небесном. Апостол Павел в послании к Тимофею выражает эту идею предельно ясно: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Другими словами, для каждого из нас зарезервировано место за праздничной трапезой на приёме у Бога. И абсолютно каждому выслан пригласительный билет. И Пётр говорит сегодня об этом: сначала Бог «послал сынам Израилевым слово». А после этого Его приглашение вышло за пределы Израильского народа. Как опять же говорит Пётр, «Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых». Более того, в одном из посланий апостола Петра мы слышим совсем универсальную идею. Бог пригласил в Своё Царство не только тех, кто жил и умер после рождения Христа, но и тех, кто умер от самого начала мира. Спаситель сошёл во ад и проповедовал там.
Получается, предызбраны абсолютно все. Но проблема в том, что не все готовы принять приглашение Господа. Этому могут мешать не только наши предрассудки и предубеждения. Порой мы так погружены в суету земной жизни, так сосредоточены на устройстве своего быта, что не находим время остановиться, сесть и вникнуть в слова Евангелия. И даже когда мы услышали эти слова, когда поразмыслили над ними, мы нередко боимся воплотить их в жизнь. Нас держит страх изменений. Ведь придётся отказываться от многого, что занимало в нашем сердце место Творца. Придётся совершать новые действия, понуждать себя думать новые мысли, испытывать новые чувства. А потому и лежит приглашение к новой жизни в почтовом ящике годами просто потому, что у нас нет готовности.
Итак, предопределение ко спасению похоже на монетку. С одной стороны, это дело Божие. С другой — человеческое. Бог выполнил свою работу на сто процентов. Теперь наш черёд. И если мы хотим оказаться в числе предъизбранных, нам необходимо найти в себе решимость просто перестроить свою жизнь согласно заповедям Евангелия. Во всех своих делах на ежедневной основе искать волю Творца и стараться оказывать милость, любовь и снисхождение тем людям, которых мы встречаем сегодня на своём жизненном пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к «Добровольцам Ярославии» и помогать тем, кто попал в беду

Екатерина с мужем и дочкой живут в Ярославле. У Кати инвалидность: левая нога сильно короче правой. В основном она передвигается на инвалидной коляске, но в особых случаях может ходить, опираясь на трости. У супруга тоже проблемы со здоровьем. Однако дружная семья со многими заботами справляется самостоятельно. И только одна задача долгое время была им не по силам. Семья жила в старом пятиэтажном доме без лифта, на самом последнем этаже. Кате с трудом удавалось спускаться по лестнице, а потом подниматься обратно. Для этого она предпринимала колоссальные усилия. Супруги хотели продать квартиру и купить другую в доме, где есть доступная среда для людей с инвалидностью. Но подходящие для своего бюджета варианты найти не могли. В любом случае им пришлось бы доплачивать за новое жильё более миллиона рублей, а таких денег семье не накопить.
В надежде на любую помощь Екатерина обратилась в благотворительную организацию «Добровольцы Ярославии». Её сотрудники и волонтёры приходят на выручку жителям со всего региона в сложных ситуациях. С их поддержкой в жизни Кати и её семьи случились невероятные перемены: они обрели новое жильё. «Добровольцы Ярославии» подыскали доступный вариант, помогли с оформлением документов и нашли человека, который покрыл недостающую сумму.
Теперь Екатерина может сама заехать на инвалидной коляске в лифт, отправиться с дочкой на прогулку или в поликлинику, купить и довезти до дома продукты. Видео с Катей можно посмотреть в группе организации.
Благодаря «Добровольцам Ярославии» происходит множество добрых историй. И при желании вы можете стать их участником. О том, как помогать, узнайте на сайте организации «Добровольцы Ярославии».
Заполнить анкету волонтёра: https://dobrovolchestvo.ru/anketa/volonter
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
М.А. Булгаков «Записки юного врача». Екатерина Каликинская

У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского, писатель, журналист Екатерина Каликинская.
Разговор шел о цикле рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» и о его личном опыте служения военным и земским доктором.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Первая беседа с ректором литературного института имени Горького Алексеем Варламовым была посвящена судьбе и жизненному пути Булгакова.
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена повести «Собачье сердце».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер