Константин Юон. «Весенний солнечный день. Сергиев Посад» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Константин Юон. «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»

* Поделиться

Маргарита Константиновна, как вам работа Константина Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»?

— Великолепная! Панорама города поражает разнообразием сочных красок. Синие, зелёные, малиновые, оранжевые фасады и крыши домов состязаются в яркости между собой. Им под стать одежда молодых горожанок — на одной платок ослепительно белый, на другой кумачовый.

— Особенно празднично полотно смотрится здесь, в Русском музее, когда за окнами — строгий Санкт-Петербург в серых дождливых тонах.

— В северную столицу картина попала в 1910 году, как только была написана. «Весенний солнечный день» приобрёл для своей коллекции директор Международного коммерческого банка Яков Савич. Он был знатоком живописи и меценатом. Многие художники находили в нём покровителя.

— Насколько я помню, Юон тоже с ним поддерживал отношения?

— Да, художник часто бывал в Каёво — усадьбе Савичей в Новгородской губернии, обучал рисованию детей Якова Ивановича, Костю и Ваню.

— О, Юон многому мог научить! Он обладал не только мастерством, но и особым талантом радоваться жизни в её самых простых житейских проявлениях.

— Это верно. И испытывал благоговение и благодарность от созерцания природы. Он чувствовал в ней дарованную от Бога благодать. Говорил, что Божественная непреходящая красота стоит над жизнью высоким сводом, пребывая в нескончаемом движении и играя красками, как в вечном калейдоскопе.

— И на картинах Константина Юона земное и небесное соседствуют.

— Подтверждение ваших слов — полотно «Весенний солнечный день». Изображение полно весёлой суеты. Картина не только брызжет яркими красками — она, кажется, звенит уличным гомоном. Буквально слышишь, как перекликаются ребятишки — одни едут с горки на санках, вторые штурмуют забор, третьи забрались на крышу. Как оглашает окрестности пёстрый петух, что важно вышагивает вдоль забора.

— Как судачат молодки на переднем плане, галдят грачи на берёзах и тополях.

— А фоном для суматохи служит белый снег, чуть подтаявший, отливающий тёмным серебром, и чистое голубое небо с мягкими пуховыми облаками. Вековые деревья полощут в лазури тонкие ветви. А на горизонте виден красный силуэт Рождественского храма. Он — словно горячее сердце городской панорамы.

— Да, если церковь вот так прикрыть ладонью издалека, то полотно производит совсем иное впечатление.

— Более приземлённое, обыденное. Но художник выбрал такой ракурс, что содержание картины оказалось вплетено в церковный календарь. Смотришь, и невольно задумываешься — по какому празднику люди так нарядно одеты, чему они радуются? Может быть, это Прощёное воскресенье, когда все стараются оставить в прошлом обиды?

— Или Благовещение Пресвятой Богородицы.

— Так или иначе, в полотне отражена радость, которая не ограничена земным бытием. Она исходит от Бога, и человеческие дни преображаются в её животворящим потоке. Это, по сути, чудо, и Константин Юон смог запечатлеть его. Потому картина «Весенний солнечный день. Сергиев Посад» — драгоценная жемчужина в сокровищнице Русского музея.

 

Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем