
— Маргарита Константиновна, как вам работа Константина Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»?
— Великолепная! Панорама города поражает разнообразием сочных красок. Синие, зелёные, малиновые, оранжевые фасады и крыши домов состязаются в яркости между собой. Им под стать одежда молодых горожанок — на одной платок ослепительно белый, на другой кумачовый.
— Особенно празднично полотно смотрится здесь, в Русском музее, когда за окнами — строгий Санкт-Петербург в серых дождливых тонах.
— В северную столицу картина попала в 1910 году, как только была написана. «Весенний солнечный день» приобрёл для своей коллекции директор Международного коммерческого банка Яков Савич. Он был знатоком живописи и меценатом. Многие художники находили в нём покровителя.
— Насколько я помню, Юон тоже с ним поддерживал отношения?
— Да, художник часто бывал в Каёво — усадьбе Савичей в Новгородской губернии, обучал рисованию детей Якова Ивановича, Костю и Ваню.
— О, Юон многому мог научить! Он обладал не только мастерством, но и особым талантом радоваться жизни в её самых простых житейских проявлениях.
— Это верно. И испытывал благоговение и благодарность от созерцания природы. Он чувствовал в ней дарованную от Бога благодать. Говорил, что Божественная непреходящая красота стоит над жизнью высоким сводом, пребывая в нескончаемом движении и играя красками, как в вечном калейдоскопе.
— И на картинах Константина Юона земное и небесное соседствуют.
— Подтверждение ваших слов — полотно «Весенний солнечный день». Изображение полно весёлой суеты. Картина не только брызжет яркими красками — она, кажется, звенит уличным гомоном. Буквально слышишь, как перекликаются ребятишки — одни едут с горки на санках, вторые штурмуют забор, третьи забрались на крышу. Как оглашает окрестности пёстрый петух, что важно вышагивает вдоль забора.
— Как судачат молодки на переднем плане, галдят грачи на берёзах и тополях.
— А фоном для суматохи служит белый снег, чуть подтаявший, отливающий тёмным серебром, и чистое голубое небо с мягкими пуховыми облаками. Вековые деревья полощут в лазури тонкие ветви. А на горизонте виден красный силуэт Рождественского храма. Он — словно горячее сердце городской панорамы.
— Да, если церковь вот так прикрыть ладонью издалека, то полотно производит совсем иное впечатление.
— Более приземлённое, обыденное. Но художник выбрал такой ракурс, что содержание картины оказалось вплетено в церковный календарь. Смотришь, и невольно задумываешься — по какому празднику люди так нарядно одеты, чему они радуются? Может быть, это Прощёное воскресенье, когда все стараются оставить в прошлом обиды?
— Или Благовещение Пресвятой Богородицы.
— Так или иначе, в полотне отражена радость, которая не ограничена земным бытием. Она исходит от Бога, и человеческие дни преображаются в её животворящим потоке. Это, по сути, чудо, и Константин Юон смог запечатлеть его. Потому картина «Весенний солнечный день. Сергиев Посад» — драгоценная жемчужина в сокровищнице Русского музея.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер