— Андрей, посмотри в окно — дождь пошёл! Настоящий ливень. А ведь я перед нашим выездом в Калугу проверил прогноз погоды — обещали ясный день. Я и зонт с собой не взял. Видимо, придётся нашу прогулку по городу отложить и задержаться в Музее изобразительных искусств.
— Я не против! Тем более, что мы не всё успели посмотреть. Например, здесь есть замечательная картина художника Константина Юона «Провинция. Город Торжок». Вот, кстати, и она. Погода на ней явно лучше, чем за окном...
— Я бывал в Торжке. Славный городок — тихий, уютный.
— Интересно, что сам Константин Фёдорович Юон был коренным москвичом, но признавался, что его всегда манил к себе патриархальный мир русской провинции с её особыми красками, архитектурой и людьми. Картину «Город Торжок» он написал около 1914 года, после путешествия по старинным городам — художник побывал в Угличе, Нижнем Новгороде, Ростове Великом.
— И в Торжке.
— Да. Как рассказывал живописец, Торжок очаровал его своей пестротой и архитектурной разнородностью. Константин Юон запечатлел город ранней весной. Обрати внимание, как живо он изобразил мокрую от распутицы дорогу, подтаявший снег, из-под которого местами уже показалась земля.
— Я как будто чувствую свежий, чистый воздух этого ясного весеннего дня! Картина такая радостная, светлая. Кажется даже, что люди, которые идут по дороге, улыбаются, хотя их лиц и нельзя рассмотреть.
— Современники не случайно называли Константина Юона певцом радости. Он и сам говорил, что всегда хотел писать картины, как пишутся песни — о жизни, об истории народа, о природе, о древних русских городах. В работах Юона много ярких акцентов, солнца. Художник признавался, что главный источник его вдохновения — это Божественная непреходящая красота и её волшебный свет в красках неба и природы.
— Да-да, я ведь читал мемуары Юона. Запомнилась одна любопытная история. Однажды художник зашёл в церковь, где работали реставраторы. И стал свидетелем того, как древнюю икону освобождали из-под многолетнего налёта копоти. Юон писал, что на его глазах из-под черноты вдруг открылось удивительное сияние. По признанию живописца, чувство Божественного света, которое он тогда испытал, стало своеобразным маяком, который всю жизнь освещал его творчество.
— Может быть, поэтому Константин Михайлович так любил рисовать храмы. Даже на его полотнах советского периода светятся купола Троице-Сергиевой Лавры и других древних монастырей. Да и на картине «Провинция. Город Торжок» можно увидеть сразу несколько церквей.
— Мне кажется, одну из них я даже узнаю — вот эту, пятиглавую, с небольшими зелёными маковками. Похоже, что это церковь Георгия Победоносца — она, кстати, сохранилась до наших дней.
— А рядом с ней, если не ошибаюсь, один из храмов Борисоглебского монастыря. Купола церквей словно парят над городом, над разноцветными крышами домов. Мне даже слышится колокольный звон, плывущий в весеннем воздухе.
— Да, картина действительно оживает!
— Смотри-ка, Виктор, пока мы разговаривали, дождь закончился! Опять светит солнце. Можно отправляться на экскурсию по городу.
— Замечательно! Посмотрим Калугу — давненько я здесь не бывал. Ну, а благодаря художнику Константину Юону и Калужскому музею изобразительных искусств, мы с тобой сегодня ещё и по весеннему Торжку начала ХХ века прогулялись!
Картину Константина Юона «Провинция. Город Торжок» можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема