Константин Юон. «В провинции. Город Торжок» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Константин Юон. «В провинции. Город Торжок»

* Поделиться

— Андрей, посмотри в окно — дождь пошёл! Настоящий ливень. А ведь я перед нашим выездом в Калугу проверил прогноз погоды — обещали ясный день. Я и зонт с собой не взял. Видимо, придётся нашу прогулку по городу отложить и задержаться в Музее изобразительных искусств.

— Я не против! Тем более, что мы не всё успели посмотреть. Например, здесь есть замечательная картина художника Константина Юона «Провинция. Город Торжок». Вот, кстати, и она. Погода на ней явно лучше, чем за окном...

— Я бывал в Торжке. Славный городок — тихий, уютный.

— Интересно, что сам Константин Фёдорович Юон был коренным москвичом, но признавался, что его всегда манил к себе патриархальный мир русской провинции с её особыми красками, архитектурой и людьми. Картину «Город Торжок» он написал около 1914 года, после путешествия по старинным городам — художник побывал в Угличе, Нижнем Новгороде, Ростове Великом.

— И в Торжке.

— Да. Как рассказывал живописец, Торжок очаровал его своей пестротой и архитектурной разнородностью. Константин Юон запечатлел город ранней весной. Обрати внимание, как живо он изобразил мокрую от распутицы дорогу, подтаявший снег, из-под которого местами уже показалась земля.

— Я как будто чувствую свежий, чистый воздух этого ясного весеннего дня! Картина такая радостная, светлая. Кажется даже, что люди, которые идут по дороге, улыбаются, хотя их лиц и нельзя рассмотреть.

— Современники не случайно называли Константина Юона певцом радости. Он и сам говорил, что всегда хотел писать картины, как пишутся песни — о жизни, об истории народа, о природе, о древних русских городах. В работах Юона много ярких акцентов, солнца. Художник признавался, что главный источник его вдохновения — это Божественная непреходящая красота и её волшебный свет в красках неба и природы.

— Да-да, я ведь читал мемуары Юона. Запомнилась одна любопытная история. Однажды художник зашёл в церковь, где работали реставраторы. И стал свидетелем того, как древнюю икону освобождали из-под многолетнего налёта копоти. Юон писал, что на его глазах из-под черноты вдруг открылось удивительное сияние. По признанию живописца, чувство Божественного света, которое он тогда испытал, стало своеобразным маяком, который всю жизнь освещал его творчество.

— Может быть, поэтому Константин Михайлович так любил рисовать храмы. Даже на его полотнах советского периода светятся купола Троице-Сергиевой Лавры и других древних монастырей. Да и на картине «Провинция. Город Торжок» можно увидеть сразу несколько церквей.

— Мне кажется, одну из них я даже узнаю — вот эту, пятиглавую, с небольшими зелёными маковками. Похоже, что это церковь Георгия Победоносца — она, кстати, сохранилась до наших дней.

— А рядом с ней, если не ошибаюсь, один из храмов Борисоглебского монастыря. Купола церквей словно парят над городом, над разноцветными крышами домов. Мне даже слышится колокольный звон, плывущий в весеннем воздухе.

— Да, картина действительно оживает!

— Смотри-ка, Виктор, пока мы разговаривали, дождь закончился! Опять светит солнце. Можно отправляться на экскурсию по городу.

— Замечательно! Посмотрим Калугу — давненько я здесь не бывал. Ну, а благодаря художнику Константину Юону и Калужскому музею изобразительных искусств, мы с тобой сегодня ещё и по весеннему Торжку начала ХХ века прогулялись!

Картину Константина Юона «Провинция. Город Торжок» можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем