«Коневский монастырь». Светлый вечер с о. Андреем Гребенюком и Екатериной Баркановой (05.09.2018) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Коневский монастырь». Светлый вечер с о. Андреем Гребенюком и Екатериной Баркановой (05.09.2018)

* Поделиться
Коневский монастырь

Фото: konevets.ru

У нас в гостях были священник Андрей Гребенюк и экскурсовод, сотрудник паломнического центра «Коневец» Екатерина Барканова.

Разговор шел об истории и современной жизни Рождество-Богородичного монастыря на острове Коневец в Ладожском озере.


А.Пичугин:

— «Светлый вечер» на светлом радио. Здравствуйте, дорогие слушатели! Здесь, в этой студии приветствуем вас мы — Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— ... Алексей Пичугин.

А.Пичугин:

— И здесь, в этой студии, вместе с нами и с вами, в ближайший час эту часть «Светлого вечера» проведут генеральный директор Паломнического центра «Коневец» священник Андрей Гребенюк... Здравствуйте!

О.Андрей:

— Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

А.Пичугин:

— ... и Екатерина Барканова — экскурсовод и сотрудник Паломнического центра «Коневец». Добрый вечер!

Е.Барканова:

— Здравствуйте!

А.Пичугин:

— Коневец, монастырь — Рождества Богородицы монастырь, недалеко от Санкт-Петербурга — ну, вот, пожалуй, этим у нас с Аллой... не знаю, может быть, у Аллы, конечно... Алла больше знает про этот монастырь, но у меня, к сожалению, этим сведения о нём исчерпываются. Ещё когда-то мы общались с «Коневец-квартетом», который нам рассказывал вкратце про это место, но это было довольно давно, и я думаю, что и слушателей с тех пор у нас стало больше — кто-то ту программу не слышал. Поэтому я предлагаю начать с маленькой такой исторической справки о том, что же это за место Коневец, что за монастырь, как он возник? На сайт заходишь — очень красивые места, остров. Я думаю, что Екатерина — Вы, как экскурсовод, проведите нам экскурсию небольшую.

Е.Барканова:

— Ну, и конечно — да, нужно ещё вспомнить о Ладожском озере.

А.Пичугин:

— Да, и ладожское озеро, естественно.

Е.Барканова:

— Ладожское озеро, и на нём всего два острова монашеских. Это — Валаам, известный всем остров, и, конечно, Коневец.

А.Митрофанова:

— Всего два, зато — какие!

А.Пичугин:

— А он же в Карелии, Валаам?

Е.Барканова:

— И возникли они, действительно, тогда, когда на берегах Ладожского озера — тогда оно называлось Нево-море, и, действительно, его связывают с морем, сравнивают с морем и по высоте волны, и по опасности путешествия по Ладоге, — вот, когда-то на берегах в XIV, в XIII веке жили вепсы, карелы, ещё языческие племена. И среди этих языческих племён возникли два острова, два монастыря — такие оплоты православия. И Коневский монастырь, возникший в XIV веке — это 1393 год — был основан преподобным Арсением, который был сам уроженцем Великого Новгорода. Вообще, это были новгородские земли — Ладожское озеро и приладожские берега. И он, первоначально приняв постриг в Лисогорском монастыре в Великом Новгороде, и отправившись на несколько лет на Святую Гору, на Афон, решил, всё-таки, вернуться в Россию, именно на Север вернуться, туда, где ещё процветало язычество, и основать монастырь. И был он благословлён на Афоне иконой, которую тогда называли Акафистной, или Голубицкой — очень интересная икона — в руках у Младенца можно увидеть голубя, и...

А.Митрофанова:

— Нестандартное такое изображение — какое-то очень человеческое и тёплое, и... действительно, Спаситель, Богомладенец Христос, играет с птицей...

Е.Барканова:

— Да... вот, «в руки Твои предаю дух свой», да? Или «в руках Божиих дух человеческий»...

А.Митрофанова:

— Это так прочитывается смысл, да?

Е.Барканова:

— Да.

О.Андрей:

— И вот, кстати, на Коневском скиту в монастыре икона есть — тоже Коневская икона — и на ней два или три птенца... да, Катя?

Е.Барканова:

— Да. Но, потому, что история иконы — она развивалась, и постепенно вот, в XVIII веке, к этой очень простой сути «в руки Твои предаю дух свой» прибавляется уже трактовка... стали связывать с праздником Сретения Господня.

А.Митрофанова:

— А каким образом?

О.Андрей:

— Ну, я так предполагаю, что это получилось оттого, что нижний храм собора — он, как раз таки, Сретенский. И, наверное, вот эта связь пошла.

А.Митрофанова:

— А как праздник Сретения — встречи Бога и человека — мы помним, да, это событие, описанное в Евангелии, когда старец Симеон, живший уже очень давно — по преданию, порядка 300 лет, — он дождался того момента, как в Иерусалимский Храм принесли новорождённого Бога, Христа. Это событие... ну, да — есть и праздник, и оно известное... но как с этим связано изображение трёх птиц на иконе — Божия Матерь, Спаситель, и вот — три голубя. Что это такое?

О.Андрей:

— Ну, там всё же не три, там — два голубя.

А.Митрофанова:

— Два голубя... простите.

О.Андрей:

— Ну, как же... это же евангельская история, когда нужно было принести в Храм...

А.Митрофанова:

— А, в жертву...

О.Андрей:

— ... да, в жертву. Бедные люди приносили двух голубиных птенцов.

А.Митрофанова:

— Ага, понятно...

Е.Барканова:

— И, как бы, в руках у Спасителя — это одна часть жертвы, голубь, символ именно вот этой вот жертвы, которая приносилась за младенца, а вторая жертва — это, получается, Он сам. Та, главная, жертва, которая будет принесена во спасение всех людей. Добровольная жертва.

А.Митрофанова:

— Какой глубокий смысл получается... Потрясающе! Потому, что так смотришь — ну, просто нестандартное изображение. А начинаешь когда раскручивать историю, то выясняется, что там целые... не знаю... богословские тома, наверное, можно написать об этой иконе.

Мы немножко отвлеклись, простите! Давайте, вернёмся к экскурсии по острову. Что собою представляет Коневец? Во-первых, да — название «Коневец». Мы сразу коня себе представляем.

Е.Барканова:

— Да, и опять, возвращаемся, на самом деле, в языческие времена, когда вепсы и карелы привозили на остров — а остров был всегда необитаем, там никогда не селились люди, и это небольшой, на самом деле остров — 7 км в длину, где-то 3-4км в ширину в самой широкой части, и покрыт он сосновым лесом — и просто карелы выпасали там коней. Они на плотах перевозили коней, и на целое лето пускали в свободный выпас, а осенью они забирали их, и, в благодарность духам, которые, как они считали, обитали на острове, они приносили в жертву одного коня, приносили в жертву на огромном камне, который был принесён ещё...

О.Андрей:

— Ледником.

Е.Барканова:

— ... да, Скандинавским ледником, со Скандинавских гор он шёл когда-то, много тысяч лет назад, и, благодаря ему, как раз, был образован и сам остров, и на нём осел этот огромный камень-валун, который и назвали впоследствии «конь-камень». Потому, что он и по очертаниям тоже имеет форму как будто бы конской головы.

А.Пичугин:

— Но, в отличие от Валаама, всё-таки, Коневец — прямо у самого берега находится.

Е.Барканова:

— Да, действительно...

О.Андрей:

— Ну, 4.5 км по прямому пути...

А.Пичугин:

— Ну, любители плавать, я думаю, не растеряются!

О.Андрей:

— ... по прямому пути, и 7 км... вот, допустим, теплоход идёт по фарватеру. Там, обходит мель, и поэтому получается 7 км по воде.

А.Митрофанова:

— Но, всё равно, это недолго. Я думаю, что среди людей, которые живут, например, в Петербурге и любят паломнические путешествия, Коневец популярен.

Е.Барканова:

— Но это было не всегда так. Потому, что это был закрытый, на самом деле, остров. В советское время про него никто не знал. После Великой Отечественной войны Коневец...

О.Андрей:

— Даже на картах не было.

Е.Барканова:

— ... да, он полностью исчезает с карт, и там — военно-морская база, испытывают оружие, торпеды, ракеты на твёрдом топливе...

А.Пичугин:

— Я так понимаю, что монастырь довольно сильно пострадал в то время, да? Или это были какие-то казармы, общежития?

Е.Барканова:

— Это было относительно, потому, что... какие-то здания, действительно, использовали не по назначению. А, например, гостиница — в ней жил офицерский состав. А само основное каре с главным храмом — они, вообще, были тоже закрытой территорией. Вокруг служили срочники — по острову, а каре использовалось как склад для хранения оружия.

О.Андрей:

— И вот, кстати, благодаря военным, пожалуй, монастырь, как раз таки, и сохранился. Да, конечно, он был в определённом упадке — допустим, там, купола пострадали, там, что-то... но сам монастырь сохранился. Ведь сколько у нас святынь по нашей Матушке-Руси было просто разрушено, снесено с лица земли! А на Коневце и каре сохранилось, и собор сохранился, и гостиницы — и деревянная гостиница, и каменная гостиница, благодаря тому, что... ну... во-первых, остров был закрыт, а во-вторых, благодаря тому, что он всё же использовался — все здания использовались. Допустим, в гостинице было общежитие для офицеров, в храме был склад торпед...

А.Митрофанова:

— Ого!

О.Андрей:

— ... и... монастырь сам — сохранился! И вся архитектура сохранилась — скиты сохранились. Вот, на одном из скитов был, допустим, химический склад, но он — сохранился, он восстанавливается сейчас.

Е.Барканова:

— И даже, благодаря этому, сохранились фрески главного храма — верхнего, Рождества Пресвятой Богородицы. Вот, сейчас они полностью реконструированы — написаны заново. Это писала очень известная такая, царско-сельская мастерская иконописная — у нас в Пушкине, в Царском Селе. И, действительно, стоит приехать и посмотреть просто даже вот само убранство монастыря, архитектуру, фрески...

А.Пичугин:

— Я открываю Википедию, первое, что я читаю: «...часто рассматривается как двойник Валаамского монастыря». А почему — двойник?

Е.Барканова:

— Ну, он тоже связан со Святой Горой, с Афоном. Дело в том, что, во-первых, и преподобный Арсений, прибыв на остров, он получил именно благословение на Афоне, и привёз афонскую икону, святогорскую, византийскую, на самом деле ещё. Это очень древний образ, мы даже, по сути, не знаем век, когда была создана эта икона.

А.Митрофанова:

— Это Вы сейчас говорите о вот этом изображении Божией Матери со Спасителем и голубем?

Е.Барканова:

— Да, да, да... «Голубицкая», или потом она стала называться «Коневская», потому, что уже прославилась именно на Коневце своими чудотворениями. И, с другой стороны, привозит ещё и Устав афонский монастыря. Так, что связь и с Афоном, и с Валаамом...

А.Митрофанова:

— Так называемая «Северная Фиваида» — есть это определение, подразумевающее... включающее в себя какое-то вот... ну... не знаю... несколько, видимо, таких вот центров духовной жизни с особым таким монастырским укладом, и особым подвижничеством. А что в этом смысле можно тогда рассказать про основателя монастыря? Святой Арсений Коневский, о котором Вы уже несколько раз сказали сейчас, и упомянули его имя. Чуть более подробно, если можно — что же, всё-таки, это был за человек? Конец XIV века, если я правильно понимаю, да? Девяностые годы — это время...

О.Андрей:

— Да. В этом году — 625 лет от основания празднует Коневский монастырь. И у нас этот год — весь юбилейный, по благословению нашего владыки преосвященного Игнатия, епископа Выборгского и Приозерского — вот, юбилейный год... 25 июня, в день памяти преподобного Арсения, мы открыли юбилейные торжества. Была служба при огромном стечении народа. Более тысячи человек посетило остров. А вы себе представьте — это остров, это...

А.Митрофанова:

— Это 7 км на 3 км!

О.Андрей:

— Да, это два судна наших, два теплохода, и мы, с помощью двух теплоходов, в течение нескольких часов перевозили людей с материка на остров, а после Богослужения перевозили с острова на материк. Но мы справились, более тысячи человек посетило. Было восемь архиереев на этом Богослужении. Весь год будут длиться юбилейные торжества. Вот, 10-го, например, числа — 10 сентября — в храме Христа Спасителя откроется выставка «Коневец — святыня, которая рядом». Там будут исторические фотографии, и современные фотографии. И завершится юбилейный год уже в следующем году, 2019-м, визитом Святейшего Патриарха 23 июля, в день памяти Коневской иконы Божией Матери. Вот, такая небольшая вставка перед тем, как Катерина расскажет о самом преподобном Арсении.

А.Митрофанова:

— Мы ещё вернёмся потом, чуть позже, к разговору о том, как...

А.Пичугин:

— Тут ещё в ХХ веке — я, вот, читаю историю монастыря сейчас параллельно — тут в ХХ веке, помимо воинской части, много всего интересного было. Ну, давайте, по порядку...

А.Митрофанова:

— Там ещё финны были. Но это тоже — поговорим потом, да... Да, святой Арсений.

Е.Барканова:

— И мы можем представить себе преподобного Арсения, который из Великого Новгорода на лодке по Волхову спускается в Ладогу — в эту бурную, неспокойную Ладогу — и ищет уединённый остров для того, чтобы основать монастырь. И лодка его пристаёт к Коневцу, но, на самом деле, как вот вы говорили, Коневец слишком близко к побережью, там всего лишь 4 км, и он понимает, что он хочет отправиться дальше — искать более уединенное место. И он отплывает, отходит от острова — и начинается буря. И вот так — несколько раз прибивает его лодочку обратно к острову, и он понимает, что, всё-таки, по велению Богородицы, ему нужно основать монастырь здесь, на острове Коневец. И он поднимается на самую высокую часть острова — сейчас это называется «Святая гора», потому, что она связана тоже и с явлением Богородицы одному из монахов нашего монастыря, и там рубит себе келью, и несколько лет живёт в полном одиночестве. И можно, на самом деле, себе представить силу подвига этого человека. И не просто даже в том, что он жил на необитаемом острове, где и холод зимой, и снег по пояс — и сейчас, на самом деле, когда...

А.Митрофанова:

— А зима долгая?

Е.Барканова:

— Да, конечно.

О.Андрей:

— Северная зима, да. Берег Ладоги.

Е.Барканова:

— Когда люди приедут на Рождество, или на Крещение — это будет удивительный, конечно, пейзаж зимнего соснового леса, зимней Ладоги с торосами, и с вьюгами...

А.Митрофанова:

— И с ветрами, которые пронизывают остров, я думаю, вдоль и поперёк.

Е.Барканова:

— Но в этом — его прелесть. И, на самом деле, очень интересен по погоде.

О.Андрей:

— Иногда бывает очень спокойно. Особенно, золотая осень — очень мягкая. Уже в Петербурге холодно, а на острове — ещё тепло.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

— Давайте напомним нашим слушателям, что сегодня в гостях у светлого радио священник Андрей Гребенюк, генеральный директор Паломнического центра «Коневец» ( это Выборгская епархия, Ленинградская область, а говорим мы про Коневский монастырь, который недалеко от Петербурга ) и Екатерина Барканова, экскурсовод, сотрудник Паломнического центра «Коневец».

А.Митрофанова:

— «Коневецкий» и «Коневский»... правильно — «Коневский», да, как я понимаю?

О.Андрей:

— Историческое название острова — остров Конев, поэтому монастырь — Коневский. А сейчас остров называется Коневец. Поэтому, если мы говорим о монастыре, то его историческое название именно «Коневский», икона — «Коневская», обитель — «Коневская». А если говорить о современной топонимике, то...

А.Митрофанова:

— «Коневецкая».

А.Пичугин:

— «Кононсаре» — изначально-то, по-фински.

А.Митрофанова:

— Это на... на местном диалекте?

А.Пичугин:

— Но факт тот, что с конями это, всё-таки, не совсем связано. Это какое-то финское слово, которое, наверное, как-то можно перевести — тем, кто знает язык. Или, может быть, это уже утраченное, утерянное слово, но, тем не менее, всё-таки, это не лошади. Не смотря на то, что они там выпасались.

А.Митрофанова:

— Я не знаю. Мне кажется, что вот эти истории, связанные с финно-угорскими племенами, с языческим временем, они вполне себе влияли на топонимику, на названия, которые сохранились до наших дней.

А.Пичугин:

— Ну, безусловно, слова-то сохранились, но они, зачастую, плохо переводятся. Вот эти все финские топонимы, они... очень большая сложность в том, чтобы их правильно перевести. Не знаю, как в Ленинградской области, но вот здесь у нас — в Ивановской, во Владимирской, где их масса сохранилось, специалисты до сих пор спорят, что чего означает.

Е.Барканова:

— Ну, вот, на противоположном берегу — бухта, из которой обычно отправляются корабли...

А.Пичугин:

— Сортан-лахта.

Е.Барканова:

— Сортан-лахта, да, то есть — «Чёртова бухта», и она напрямую тоже связана с историей Арсения Коневского и камня.

О.Андрей:

— С Коневской легендой.

А.Митрофанова:

— Серьёзно?

Е.Барканова:

— Когда преподобный Арсений, узнав историю о языческом камне, о жертвоприношениях, совершает молебен, освящает камень — из под него вырываются злые духи в виде чёрных воронов, и уносятся к противоположному берегу, к бухте. И вот, с тех пор, как раз, она и получила название «Сортан-лахта», то есть «Чёртова бухта».

А.Митрофанова:

— А это в его житии есть такой эпизод, или это... предание какое-то.

Е.Барканова:

— Да, конечно, в житии.

О.Андрей:

— Предание, зафиксированное в житии.

А.Митрофанова:

— Вообще, когда речь идёт об этих северных землях, то я не могу не вспомнить о моих друзьях, которые живут тоже в Карелии, тоже на пустынном острове. И, как они мне рассказывали, они там восстанавливают часовню, и восстановили храм и погост... построили храм, точнее сказать, восстановили погост на одном из соседних островов. И они рассказывали о том, что вот история мест, где были языческие жертвоприношения — она очень непростая. То есть, мы, как правило... сейчас у нас ХХI век — век «рацио», и мы к таким историям относимся скептически, но, на самом деле, сбрасывать со счетов вот это прошлое, наверное, всё-таки, нельзя. Там, где есть духовная жизнь, и где люди понимают, что духовный мир — это реальность, есть представления о том, что есть и другая грань вот этого мира — тёмная сторона, и, к сожалению, там, где вот эти... имели место языческие культы, там история очень непростая может быть. И в таких местах очень важно, чтобы возникали именно христианские святыни, и места, куда приходят люди молиться, потому, что молитва — она... ну... фактически... ну... как сказать... она защищает, что ли. Я не знаю, как это правильно сказать, чтобы не увести разговор в какую-то такую, знаете, смежную с эзотерикой область, но это — реальность. Я не знаю, как правильно...

О.Андрей:

— Ну, если почитать жития святых — древних святых — ведь мы постоянно будем встречать то, что на месте разрушенного языческого храма, или разрушенного языческого капища строился храм христианский.

А.Митрофанова:

— Ну, это, видимо, неслучайно.

О.Андрей:

— Ведь не напрасно он строился именно на этом месте. Почему не рядом, почему...

А.Митрофанова:

— Не в пику... как бы, не в пику язычникам, да, что вот сейчас мы на месте вашего храма возведём что-то новое. А, видимо, для того, чтобы Господь Бог и это место тоже посетил.

Е.Барканова:

— Да, ещё при преподобном Арсении, как раз, на Конь-камне была возведена часовня деревянная.

А.Митрофанова:

— Интересно, конечно, это всё. Но давайте не будем далеко в эту сторону уходить, потому, что здесь мы, что называется, ничего предъявить-то не сможем, да? Это всё на уровне каких-то... я не знаю... ощущений, наверное, людей, которые духовной жизнью живут, и в этих местах что-то чувствуют, и понимают, что здесь надо особенно как-то молиться. Не для нас история.

А.Пичугин:

— Давайте про современность, относительную современность монастыря, про ХХ век — вот так вот, прям, перенесёмся из XV... потому, что.... потому, что мне всегда интересней, что в ХХ веке происходило. Финляндия... после революции монастырь отходит Финляндии, которая получила независимость от Российской Империи, и, соответственно, во время... вот в этот период между войнами, между революцией, вернее, и двумя советско-финскими войнами, он находится в юрисдикции Финляндии, и, соответственно, под юрисдикцией Финской Православной Церкви. Всё так?

Е.Барканова:

— Да, и вот... мы говорили о трудностях жизни монастыря, истории монастыря... И довольно долгий период — с 1918 года по советско-финляндскую войну, по 1940 год — действительно, монастырь и вся территория Приладожья — это была Финляндия, и монастырь продолжал существовать. Но финские военные создали артиллерийскую базу на острове...

А.Пичугин:

— Параллельно с монастырём?

Е.Барканова:

— Да, параллельно с монастырём. Приезжали, так же, паломники — это были и жители Карельского перешейка, и из Сортавалы, и из Выборга приезжали, и из Финляндии. С Финляндией у нас до сих пор очень хорошие отношения есть.

О.Андрей:

— В монастырском музее хранится фотография, где игумен Маврикий встречает маршала Маннергейма.

А.Митрофанова:

— Интересно!

А.Пичугин:

— Ну, а почему — нет? А на Афоне сохранилось достаточно фотографий, где афонские монахи встречают немцев!

Е.Барканова:

— Нет... по-разному можно, конечно, относиться к Маннергейму, но именно для нашего монастыря он сыграл очень важную роль именно в том, что монастырь остался на острове.

А.Пичугин:

— Очень многогранная личность, и нельзя красить его только чёрной краской. Ну, кстати, кто-то красит только белой.

Е.Барканова:

— Ну, так же, как и, например, с Петром I. С одной стороны, мы говорим, что он и ущемлял монастыри и монашество, и...

А.Митрофанова:

— Тем не менее, Коневец-то он, как раз, помиловал. И, по-моему, даже посодействовал его возрождению и расцвету.

Е.Барканова:

— Возрождению, да. Он просто возвращает... собственным указом возвращает остров снова монастырю.

А.Митрофанова:

— Каждый человек в какой-то момент может оказаться, как говорит моя дорогая подруга Алла Плоткина, перчаткой на руке у Бога — мне очень нравится это выражение. И Пётр I, и Маннергейм, и вообще — кто угодно, если...

О.Андрей:

— Ну, вот, кстати, о Маннергейме, и вообще — о финской армии. Я совсем недавно говорил о том, что благодаря нашим военным — советским военным — сохранился монастырь — сохранились здания, постройки, но, наверняка, очень сильно пострадали бы сами святыни. И вот, как раз таки, финны сохранили... благодаря финнам сохранились наши святыни. И Коневская икона — историческая афонская икона, которая сейчас находится в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии — на самом острове находится список Коневской иконы 90-х годов, он тоже уже прославился чудотворениями, но сам оригинал иконы находится в Финляндии. Благодаря финнам...

А.Митрофанова:

— Уцелела.

А.Пичугин:

— Ну, я так понимаю, что связи с Финляндией, действительно, серьёзные. Потому, что в прошлом году, в Хельсинки, при участии всех настоятелей монастыря — уже в новейшее время, с начала 90-х годов — проходили торжества, посвящённые 25-летию обители — причём, в Финляндии они проходили.

О.Андрей:

— В Финляндии, ещё в начале 90-х годов, создано Благотворительное общество «Коневец», которое... собирали средства, и направляли их на восстановление монастыря.

А.Митрофанова:

— Ничего себе!

О.Андрей:

— Допустим, Успенскую часовню впервые отреставрировали, как раз таки, финны. Каждый год трудовой лагерь общества «Коневец» приезжает из Финляндии и живёт несколько недель, и трудится на острове — как трудники, помогают монастырю.

А.Пичугин:

— А ещё тут интересный момент, который сложно объяснить — сейчас вы мне поможете... Ну, понятно, что вот здесь очень родственные судьбы у монастырей — у Коневского и у Валаамского — когда переселяются монахи в Финляндию, там основывается Ново-Валаамский монастырь, и братия Коневского монастыря пополняет братию Нового Валаама. Но: я, опять же, смотрю свой любимый сайт — Википедию, где среди...

А.Митрофанова:

— Лёш, ну, не прибедняйся! Кто-то же подумает, что у тебя и правда Википедия — любимый сайт!

А.Пичугин:

— Ну, мало ли... пускай подумают...

А.Митрофанова:

— У тебя энциклопедия в голове, а ты на Википедию ссылаешься!

А.Пичугин:

— Спасибо, спасибо, конечно... Но, смотрите, какая интересная история — Наместники Финской Православной Церкви. Понятно, что с 20-х по 40-е, по конец Второй Мировой войны, они могли быть непосредственно на территории монастыря. А дальше: Дорофей Беляков ( 1954-57гг. ), Максим Хлопотин ( 1957-64гг. ) — это всё... где... как они могли быть Наместниками монастыря, если они сами находились... ну... или должны были находиться в Финляндии? Или мой любимый сайт ошибается?

Е.Барканова:

— Нет, дело в том, что, скорее всего, имеется в виду... когда в 1940 году монастырь эвакуируется в Финляндию, а происходит это зимой, на санях, по льду, то монастырь покупает небольшую усадьбу в Хиека — это Восточная Финляндия, и продолжает существовать, где-то, до 1956 года, когда уже и монахов становится достаточно мало ( 9 человек, где-то ). И принимается решение просто соединиться с Ново-Валаамским монастырём — таким образом и икона попадает на Новый Валаам, и большинство... тоже... и облачения, и утварь различная...

О.Андрей:

— Кстати, вот, есть замечательный фильм «Придел Ангела» — может быть, смотрел кто-нибудь из вас — и вот там, как раз, показано... вот этот исход монахов из монастыря и их переселение в Финляндию. И, кстати, в этом фильме показан и наш теплоход «Коневец» — он там задействован в съёмках, и одну эпизодическую роль играет бывший Настоятель Коневского монастыря архимандрит Исидор Минаев — тот самый, который после Коневского монастыря был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.

А.Пичугин:

— Ну, он и сейчас служи в Петербурге.

О.Андрей:

— Да, сейчас служит в Петербурге.

А.Пичугин:

— А кто-нибудь из исторических насельников монастыря дожил до его возрождения?

О.Андрей:

— Да. Послушник Андрей, который был ещё совсем юным послушником, когда переселялись монахи с Коневца в Финляндию, и... в 1990, да? или в 1991...

Е.Барканова:

— В 1991 уже...

О.Андрей:

— ... в 1991 году архимандрит Назарий, первый Настоятель вот в современной истории Коневского монастыря...

А.Пичугин:

— Епископ сейчас Назарий...

О.Андрей:

— ... сейчас епископ Кронштадтский Назарий, да... он привёз, как раз, уже старца, можно сказать — он был стареньким, но он постриг так и не принял, он так и остался послушником Андреем, и он приехал из Финляндии на остров Коневец. И как бы передал эту традицию монашескую. То есть, на Коневце мы считаем, таким образом, что история...

А.Митрофанова:

— Преемственность сохранилась.

О.Андрей:

— ... история, да, не прервалась, преемственность не прервалась. И, буквально вот, после этого посещения Коневца, через год или через два, почил послушник Андрей. То есть, передал традицию, и... ушёл к Господу.

А.Митрофанова:

— Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня священник Андрей Гребенюк, генеральный директор Паломнического центра «Коневец» Выборгской епархии, и Екатерина Барканова — экскурсовод, сотрудник этого Паломнического центра. О Коневце мы, собственно, и говорим — о монастыре, о том, как там протекала монашеская жизнь на протяжении веков, как она возрождается сейчас, в наше время. Об этом, чуть подробнее, во второй части программы. Буквально через минуту вернёмся.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

— И мы возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что здесь у нас сегодня в гостях священник Андрей Гребенюк, генеральный директор Паломнического центра «Коневец», и Екатерина Барканова — экскурсовод, сотрудник паломнического центра.

Мы сейчас вот уже будем подробнее говорить про Паломнический центр, о том, как туда приехать — на остров, попасть в монастырь, что вы предлагаете тем людям, которые хотят посетить его. Ну, вот, какие-то личные истории сначала — как вы попали на остров, в монастырь впервые? Екатерина, вот, как Вы?

Е.Барканова:

— Ну, в прошлом году я очень просто прочитала объявление на сайте своего прихода...

А.Пичугин:

— Всего лишь в прошлом году — и уже так обстоятельно рассказываете?

Е.Барканова:

— Ну, так получилось. И что я довольно...

О.Андрей:

— Вот, здесь сказывается серьёзное образование и базовая подготовка.

А.Митрофанова:

— Это чувствуется. Когда человек с головой погружается в какую-то тему со своим бэкграундом, то результат, конечно, удивительный.

А.Пичугин:

— А Вы, отец Андрей?

О.Андрей:

— Я впервые попал на остров в 2002 году. Я тогда был студентом регентского отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии, и регент нашего хора предложил летом поехать потрудничать, попеть в монастыре. И вот, с тех пор, с 2002 года, моя жизнь с Коневцом связана неразрывно. Я туда приезжал каждое лето — на месяц, на два, либо на всё лето. Ну, и, я считаю, что именно благодаря Наместнику Коневского монастыря отцу Александру, ну, и, конечно же, преподобному Арсению, я и стал священником.

А.Митрофанова:

— Интересно. Вообще вот — да, преподобный Арсений — мы о нём чуть-чуть поговорили сейчас в первой части нашего эфира — если задуматься чуть подробней, он же... ну... приблизительно, современник Сергия Радонежского, да? И имя Сергия Радонежского — оно известно абсолютно каждому, а вот святые, которые жили на Севере — вот, сейчас мы говорим о преподобном Арсении Коневском, есть ещё преподобный Диодор Юрьегорский, который ещё дальше там, в глухих Архангельских землях на... причём, тоже очень пустынно там всё было, и как они там жили — не очень понятно...

О.Андрей:

— Но надо помнить, что это было время Северной Фиваиды. Это, конечно, другие места, но расцвет монашества XV века — он, конечно, коснулся не только Северных земель — Архангельской нынешней, там... Вологодской областей, но и заходил туда.

А.Митрофанова:

— А я пытаюсь себе представить, вот каких человеческих усилий требовали такие перемещения, и такие строительства. Северная земля — остров, там... либо ветер постоянно, либо... ну, как Вы говорите, что на Коневце погода уникальная, и там может быть и тихо, и солнце, и всё на свете, но всё равно это — меньшая часть года, а основная часть...

О.Андрей:

— Вот, я бы поспорил с тем, что там ветер постоянный... да нет, вовсе нет!

А.Митрофанова:

— Ну, хорошо, не постоянный... но, всё равно, там холодно, по льду туда нужно добираться, и... вот, Вы сейчас рассказывали про исход монахов во времена Советской власти...

О.Андрей:

— У нас тепло — Вы приезжайте!

Е.Барканова:

— Даже есть, на самом деле, угроза затопления...

А.Митрофанова:

— Ах, вот как?..

Е.Барканова:

— Потому, что Ладога — озеро удивительное. Каждые 15 лет вода поднимается, а то опускается — у неё есть периодичность такая, и...

А.Митрофанова:

— А что вы делаете, когда вода поднимается? Ну, молитесь, понятно — да, наверное... и она опускается.

Е.Барканова:

— Да... был в истории такой момент, когда монастырь, основанный преподобным Арсением на берегу острова...

А.Пичугин:

— Ну, да — ведь первый монастырь-то затопило.

Е.Барканова:

— ... был затоплен — 1421 год. Монастырь был основан в 1396, а в 1421 — затапливает монастырь. И преподобный Арсений ищет более возвышенное место, и переносит его на то место, где он сейчас находится.

А.Митрофанова:

— То есть, он его ещё и перенёс... Я... понимаете, как... я просто вот думаю... вот, сейчас построить дом — это целая эпопея. Я не знаю... человек просто... порой, из последних сил достраивает там что-то и так далее. Переезд куда-то — ну, это вообще головная боль, говорят, что переезд — это как пожар. То, что Вы рассказываете, так вот легко: человек переселился на этот остров, построил там себе келью — ну, это, в принципе, история, типичная для любого, наверное, подвижника и отшельника. Но вот так, просто, по-человечески, представить себе, чего это стоит! И какой силой духа должен обладать человек, чтобы на пустынном острове, в одиночку, заниматься такими строительствами. Я просто... ну... чисто психологически, мне это сложно представить!

О.Андрей:

— А помните Священное Писание? Сила Божия в немощи совершается.

А.Митрофанова:

— Помню, да.

О.Андрей:

— То есть, если человек отдал себя на волю Божию, если он, действительно, безраздельно Господу доверяет — ну, вот... вот так! И, раз уж Вы вспомнили Сергия Радонежского — ведь помните тоже его житие?

А.Митрофанова:

— Ну, да.

О.Андрей:

— Он ведь тоже искал уединённое место. Он ведь тоже ушёл куда-то в глухие леса — устроил себе первую хижину...

А.Митрофанова:

— А потом опять ушёл... да...

О.Андрей:

— А потом опять ушёл. А сейчас — что Лавра?

А.Митрофанова:

— Ну... а теперь — Лавра.

О.Андрей:

— А теперь — Лавра.

А.Митрофанова:

— Ну, да... видимо, так... тоже, видимо, какой-то закон притяжения...

Е.Барканова:

— Конечно. И в то время, например, когда преподобный Арсений поселяется на острове, к нему начинают приходить братия. Никто... на самом деле, он же не объявлял, что он поселился на острове! А постепенно братия вокруг него собираются. И первыми, например, сподвижниками преподобного Арсения были Иаков и Феофил Омучские — известные наши северные тоже святые, которые потом основали Феофилову Пустынь. Или, например, на острове из известных святых, тоже потом старцев уже в XVIII... это конец XVIII века — жили и Зосима Верховский, и Василиск Сибирский, который потом ушли в Сибирь, прославились там уже в лике сибирских святых.

А.Митрофанова:

— Но я думаю, что реалии, всё-таки, в которых жили эти люди, они нам понятны не до конца. Прежде всего, потому, что вот эта афонская традиция, видимо, связанная с Фаворским светом, с особым опытом молитвы — она... ну... нам, современным людям, в большинстве своём, она недоступна. Мы об этом только что-то могли читать. А то, насколько это преображает и самого человека, и мир вокруг него — ну, можно только доверять преданиям об этом, или точным жизнеописаниям, где об этом сказано. И видеть результаты этого жизненного пути, когда — вот, пожалуйста, один человек пришёл, и теперь там — известный монастырь. Как это всё получается — я не знаю. Это очень сложно, мне кажется — всё понять. Проще попытаться почувствовать.

Е.Барканова:

— Проще — приехать...

А.Митрофанова:

— Приехать и посмотреть!

Е.Барканова:

— Да... и почувствовать на месте.

А.Пичугин:

— Мы представляем отца Андрея как генерального директора Паломнического центра «Коневец». Я смотрю ваш сайт, и тут... да, видите, не только Википедию умею открывать... и тут...

А.Митрофанова:

— Не прибедняйся!

А.Пичугин:

— ... очень много разных программ — не только по России, а и за рубежом. С одной стороны, можно подумать, что Паломнический центр «Коневец» возит только в монастырь, и этим деятельность ограничена... хотя, если у вас там четыре... или сколько там — три корабля, о чём мы до эфира говорили, три катера, и попасть туда можно только с помощью этих катеров — понятно, что никто, кроме вас, в монастырь...

О.Андрей:

— На самом деле, их пять.

А.Пичугин:

— Пять уже?

О.Андрей:

— Пять, да.

А.Митрофанова:

— Пять катеров! И тысячи бывают паломников — 2000 человек, Вы говорили, к вам тут приезжали не так давно. Я сразу — простите — вспоминаю этот вот фильм трогательный, ещё советских времён, который я помню с детства, про пингвина и кита, оберегающих свою маленькую льдину...

А.Пичугин:

— Ой, был такой — классный! Да, да, да, да...

А.Митрофанова:

— Когда всё время пингвин — он моет, драит этот пол на льдине, и говорит: «Чистота — залог здоровья!», а кит ему помогает, и всё время водой поливает эту льдину, и говорит: «Порядок — прежде всего!» И вот, они прославились — эти пингвин и кит — тем, что они настолько сноровистые оказались ребята, и к ним туда начали толпы туристов приезжать. И вот, целый теплоход туристов приехал — там, журналисты, всё на свете... там, какие-то... я не знаю... фотосессии, и всё... И вот, они набежали на эту льдину — бу-бу-бу-бу-бу... значит, пингвина сфотографировали, кита сфотографировали, убежали — в какой потом опять грязи и разрухе оказывается эта несчастная льдина! И как этот пингвин, значит, вздохнув так глубоко, опять берётся за швабру и начинает уборку: «Чистота — залог здоровья...» Я представляю себе, какой разгром толпа людей на маленьком острове может учинить, даже если это люди, приезжающие с благими намерениями! Но, всё равно... вот, 7 км на 2 км, и толпы паломников. Это — как?

О.Андрей:

— Ну... во-первых, наверное, знаете, нас Господь хранит.

А.Митрофанова:

— Это хорошо.

О.Андрей:

— Да. То есть, вот какого-то разгрома, а уж, тем более, каких-то безобразий на острове — ну, вот я за все эти годы не помню. Так же, как не помнят их и те, кто приехал на остров раньше меня. Действительно, как-то... спокойно и хорошо проходит наш паломнический сезон. Ну, может быть... ну, как говорится: сам себя не похвалишь, никто не похвалит, да?..

А.Митрофанова:

— Да, пожалуйста!

О.Андрей:

— ... благодаря, действительно, слаженной работе Паломнического центра. Благодаря профессионализму экскурсовода — вот, Катя вот пример, как раз.

А.Митрофанова:

— Екатерина сидит и мотает головой: «Нет, нет, нет!»

Е.Барканова:

— Да.

О.Андрей:

— Ну, почему же нет — это, действительно, так!

Е.Барканова:

— Нет, дело в том, что у нас разработаны разные программы — экскурсионные маршруты, которые, действительно, позволяют как-то и... во-первых, и развести большое количество паломников...

О.Андрей:

— Ну, да, чтобы и потоки не пересекались, и чтобы в трапезной не было столпотворения, смены питания предусмотрены...

Е.Барканова:

— И довольно, действительно, интересные, рассчитанные на разные увлечения, интересы эти маршруты. Есть и стандартный маршрут — к святыням монастыря, и «Природные объекты», вот как «Конь-камень» — большое посещение, «Природа Ладоги» есть, Эко-маршрут даже...

О.Андрей:

— Ну, такой... да, стандартный маршрут, 1.5 часа, да?

Е.Барканова:

— Ну, где-то, да...

О.Андрей:

— А эко-маршрут у нас сколько занимает — часов пять?

Е.Барканова:

— Ну, где-то, так...

А.Митрофанова:

— Ого!

Е.Барканова:

— Это можно пройти вокруг всего острова, и увидеть, на самом деле, разнообразную очень природу на острове. Хотя мы и говорим, что маленький остров, но он вмещает в себя всё разнообразие нашей северо-западной природы. Это и сосновый лес, и густой ельник, даже в каких-то местах и непроходимый...

О.Андрей:

— Даже болота есть...

Е.Барканова:

— Да, и болота с багульником, и поля травяные — удивительно пахнет, когда солнце...

А.Митрофанова:

— Как там это всё помещается?

О.Андрей:

— Ну, вот, когда мы готовим экскурсоводов на курсах экскурсоводов Коневского монастыря, у нас даже лекции читают специалисты по мхам и лишайникам.

А.Митрофанова:

— Ого! Слушайте, вот это да!

Е.Барканова:

— А ещё можно даже увидеть нерпу!

А.Митрофанова:

— Объясните, пожалуйста!

А.Пичугин:

— О, это — классная штука!

Е.Барканова:

— Это ладожская нерпа...

А.Пичугин:

— Тюлень.

Е.Барканова:

— Пресноводный тюлень.

А.Пичугин:

— Он, такой, ручной... вот, ты загугли — это такая весёлая штука! Она так хорошо общается с людьми!

А.Митрофанова:

— И он, наверное, позитивный такой — улыбается, фотографируется?

А.Пичугин:

— Он очень весёлый!

Е.Барканова:

— Да, выползает на камни, на упавшие сосны...

А.Пичугин:

— Он и стихи рассказывает, конечно! Я тебе после программы песню про нерпу поставлю.

К.Пичугина:

— А шкурка высыхает, и на шкурке — колечки коричневые. Поэтому она называется «кольчатая нерпа».

А.Митрофанова:

— Слушайте, как замечательно... Получается, что на Коневец могут приезжать, наверное, люди не только с целью паломничества, но и просто люди, которым интересен Русский Север... может быть... ну... которые пока ещё далеки от...

О.Андрей:

— Так, а мы принимаем круизные теплоходы. Сейчас строится большой причал для круизных теплоходов — они в следующем году уже смогут подходить прямо к острову. А пока, все эти годы, теплоход становится на рейд — ну, двух-трёх-палубные круизные суда — и, с помощью нашего теплохода «Коневец», который поменьше, конечно же, мы снимаем людей с рейда и привозим их на остров.

А.Митрофанова:

— Что говорят люди, впервые оказавшиеся на Коневце? У вас же наверняка есть какие-то собрания сочинений паломников и туристов, посетивших ваш остров — отзывы?

Е.Барканова:

— Они оставляют отзывы, да, благодарности. Они даже пишут стихи... и, на самом деле, это началось...

А.Митрофанова:

— Посмотрев на тюленя, который их читает?

Е.Барканова:

— ... да... и началось не только сейчас, в ХХ веке, а ещё и Шишкин, и Тютчев приезжали к нам на остров.

А.Митрофанова:

— Кстати, по-моему, и Дюма тоже у вас там побывал?

Е.Барканова:

— И Дюма Александр был, да...

А.Пичугин:

— Лесков.

Е.Барканова:

— Лесков, да... который написал замечательную повесть «Монашеские острова на Ладожском озере». И можно, почитав её, представить себе и Коневец...

О.Андрей:

— Коневец даже Император посещал. А в современной истории — Президент.

А.Митрофанова:

— А Император — Александр II?

Е.Барканова:

— Александр II, да, с Семейством, с Цесаревичем.

А.Пичугин:

— Но в этом нет ничего странного — сколько там от Петербурга? Ну, по воде — 170 км. Я думаю, что по суше — больше, меньше?

Е.Барканова:

— Ну, на самом деле, для Коневца это...

О.Андрей:

— По суше... ну... 130 км.

А.Пичугин:

— Ну, 130 км до Петербурга, всего.

Е.Барканова:

— Удивительно потому, что Валаам — он, вот так вот, избалован посещениями Царской Фамилии, а Коневец, действительно, посетил только Александр II со своим Семейством.

А.Митрофанова:

— Зато как! Я думаю, что для истории Коневца этот визит — он был одним из тоже, таких, ключевых событий. Потому, что и говорить стали об острове, и сразу всплеск интереса к нему, и паломники поехали...

Е.Барканова:

— Да, и благотворительность, конечно, тоже. И, на самом деле, мы... вот это внезапное посещение Александра II с Семейством — а это произошло, действительно, внезапно — на севере показался пароход «Александрия», и Император прибыл со всем Семейством, несколько часов, буквально, провёл на острове — осмотрел, совершили молебен перед мощами преподобного Арсения, и он отбыл дальше в Петербург. И это можно даже связать с таким же случайным посещением и Владимира Владимировича Путина.

О.Андрей:

— Ну, с Владимиром Владимировичем Путиным, вообще, история была совершенно замечательная! Когда в храм — идёт самая простая будничная служба, вечернее Богослужение, вечерня — и заходит Президент, стоит и молится. В конце храма.

А.Митрофанова:

— Без охраны?

О.Андрей:

— Ну, с ним было 2 или 3 человека, не более того. То есть, это было, действительно, посещение инкогнито. Наместник был по своим делам монастырским в городе — даже Наместника не было на острове, и служил чередной иеромонах. И, после службы, Президент подходит под благословение к иеромонаху — это был отец Зосима, совершенно удивительный человек, такой, настоящий монах, настоящий подвижник — и говорит: «Ну, — говорит, — у вас тут так... разруха, неустроенность... может, вам чем-то помочь?», на что отец Зосима ответил: «Да, нет... нам... спасибо большое, нам ничего не нужно, у нас всё есть, у нас — хорошо, мы не голодные...»

А.Пичугин:

— А зря, наверное!

О.Андрей:

— А не зря!

А.Митрофанова:

— Почему?

О.Андрей:

— Я думаю, что благодаря именно этому ответу, Президент, действительно, решил помочь монастырю. Да! То есть, не увидев никакой... конъюнктуры, просто решил помочь. И, благодаря, наверное, этому ответу, как раз таки, началась масштабная реконструкция всего комплекса Коневского монастыря — именно по распоряжению Президента.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Митрофанова:

— Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня священник Андрей Гребенюк, генеральный директор Паломнического центра «Коневец», Выборгской епархии, и Екатерина Барканова, экскурсовод, сотрудник Паломнического центра «Коневец». Мы говорим об этом удивительном месте, которое в Ладожском озере находится недалеко от Петербурга, и известно уже в последнее время стало про Коневец чуть больше, чем в советское время, потому, что, всё-таки, как мы выяснили, остров был засекречен, его даже не было на карте. Есть такие места — город Саров тут же вспоминается, его тоже на карте не было...

О.Андрей:

— «Арзамас-16», да...

А.Митрофанова:

— Да, совершенно верно. Но сейчас, слава Богу, вот эти места — они... как-то и открыты, и туда можно приехать, и там помолиться. А вот, кстати говоря, условия... всё-таки, люди сейчас — XXI века, а это совсем не то, что подвижники эпохи Средневековья, и даже века XIX, когда Император Александр II совершил путешествие на Коневец. Мы сегодня... ну... настолько, как мне кажется... немощные, что ли... к комфорту мы привыкли и прочее, да?

А.Пичугин:

— Избалованные.

А.Митрофанова:

— Да. Мы — избалованные. Вот, в этом смысле, всё-таки, я думаю, что многим людям важно, а каковы условия проживания паломников на острове у вас, и есть ли там гостиница? Есть ли там, где поесть? Можно ли с детьми приезжать?

А.Пичугин:

— Какой туалет?

А.Митрофанова:

— Ну, да... и это — тоже. Расскажите, пожалуйста! Если можно, конечно.

О.Андрей:

— Конечно, можно. Начнём с того, что у нас на острове... ну... я бы сказал, действительно, сейчас — вот, опять же, возвращаясь к тому, о чём я говорил, благодаря посещению Президента, и той помощи, которая по его распоряжению сейчас оказывается монастырю — там, действительно, все условия! И для самых избалованных людей тоже. У нас две гостиницы. Одна из них — Красная гостиница — деревянная, не отапливаемая, пригодна для проживания в летний период. И в этом году уже сдали в эксплуатацию Белую, каменную гостиницу. Это совершенно замечательное, красивейшее здание, архитектора Слупского — с отоплением, с освещением...

А.Митрофанова:

— Горячей водой...

О.Андрей:

— ... с горячей и холодной водой, и с душем, с... есть даже номера... ну, так скажем... категории «люкс» номера, с удобствами...

А.Пичугин:

— Президентский «люкс»?

О.Андрей:

— Нет, президентского «люкса» нет, всё же мы — монастырь. Поэтому...

А.Пичугин:

— А в некоторых есть.

О.Андрей:

— А вот у нас нет! И даже те номера, которые мы называем «люкс» — они... ну... тоже довольно скромные. Но — с удобствами в номере.

А.Митрофанова:

— А вот если, к примеру, приехать с ребёнком — что нужно обязательно иметь в виду в таком путешествии? Допустим, там, семья — мама, папа, и сын, дочь. Или, там... кто-то... один из детей.

О.Андрей:

— Вот в этом путешествии нужно обязательно иметь в виду, что на острове нет магазинов, нет...

А.Митрофанова:

— Шоколадок...

О.Андрей:

— Нет, шоколадки есть. Шоколадки есть у нас в трапезной.

А.Митрофанова:

— Монастырские.

О.Андрей:

— Да. Можно приобрести. Но я имею в виду, что, допустим, детское питание вот вы сейчас там не купите. Вот такие вещи.

Е.Барканова:

— Нет аптек...

О.Андрей:

— Есть дежурный фельдшер. То есть, медицинскую помощь там оказать можно, но если экстренно. Но вот, допустим, какие-то лекарства, которые нужны, лучше взять с собой. Ну, а для ребёнка питание, памперсы — вот этого там не купить, не найти.

Е.Барканова:

— Конечно, надо понимать, что это — близость к воде, прежде всего, и быть всегда осторожным.

О.Андрей:

— Бдительным.

А.Митрофанова:

— А самое красивое время там — какое? Вот, Вы про золотую осень сказали...

О.Андрей:

— Ну, вот, для меня — осень! Для меня осень — это сентябрь, начало октября.

А.Пичугин:

— Сейчас каждый может сам выбрать себе время, когда ему Коневец больше всего нравится, потому, что 2 недели назад — чуть больше уже — у вас был рекламный... как тут написано — «рекламный тур на остров», — в ходе которого Вы объявили о том, что теперь монастырь, и сам остров, принимают паломников круглогодично.

О.Андрей:

— Да, конечно, забавно звучит — «рекламный тур в монастырь»...

А.Пичугин:

— Но вы сами так назвали — чего ж мы тут... врать будем?

О.Андрей:

— Но это, действительно, так — да, совершенно верно, на нашем сайте есть эта информация. Да, мы официально объявили о том, что на остров с этого года можно приехать, действительно, и осенью, и зимой, и ранней весной — то, что было невозможно не только с 1991 года, когда начала работать Паломническая служба монастыря, но — вообще. И наверное я не ошибусь, если скажу, что это, действительно, знаете, такая... сенсация! Потому, что островной монастырь — островной. Единственный, наверное, всё-таки, который может регулярно принимать паломников. У нас для этого есть наш теплоход «Коневец», который в этом году, после капитальной реконструкции, получил лицензию на пассажироперевозки, и, более того, ему присвоен ледовый класс. То есть, по какому-то не очень толстому льду — да, он может ходить. И ещё, опять же, благодаря Президентской помощи, у нас есть два судна на воздушной подушке, которые могут ходить... ну... вообще по любой водной поверхности — по льду, по воде, по снегу, по шуге... единственное, что может помешать — это в шторм. Ну, тут уж... над природой мы не властны. Это — в руках Божиих.

А.Пичугин:

— Вертолётную площадку строите?

О.Андрей:

— Уже построили.

А.Пичугин:

— Уже есть?

О.Андрей:

— Уже построили!

А.Пичугин:

— Уже властны!

А.Митрофанова:

— Но это, кстати — да, для экстренной помощи, даже в медицинских целях. Если — не дай Бог — кому-то стало плохо, то — каким образом? Понятно, что на острове есть фельдшер, но если нужна более серьёзная помощь, то тогда это, видимо, только вертолёт?

О.Андрей:

— Вертолётная площадка оборудована, и вот последний визит Президента был, как раз таки, по воздуху.

А.Митрофанова:

— Когда говорится про такую... не знаю... «рекламный тур», или что-то там такое... кого-то, может быть, это может смутить: «Что такое? Монастырь — и деньги себе зарабатывает!» Расскажите, пожалуйста, какую деятельность ведёт Коневский монастырь? Потому, что, понятно, что паломничество — это не только просвещение, это не только возможность ля людей помолиться, это ещё и, наверное... ну... какой-то... какие-то средства для жизни монастыря, и для его деятельности. Вот, многие монастыри занимаются, там, книгоизданием, просвещением, научными изысканиями. Есть ли что-то такое в Коневском монастыре?

О.Андрей:

— Я бы здесь так сказал: Коневский монастырь последние годы несёт очень серьёзную миссионерскую функцию. В Коневском монастыре есть несколько детских лагерей. Допустим, Коневский скит монастыря ещё в начале 2000-х, и даже ещё в конце 90-х передан в пользование приходу Софийского собора Царского Села, и там находится детский лагерь. Потому, что монахов немного — их порядка 15 человек, и вот все площади — ну, действительно, не осилить и не освоить, а дети прекрасно там живут, себя чувствуют — замечательный православный лагерь! На другой стороне острова, на мысе Родушка — там детский военно-патриотический лагерь. Они тоже построили свой храм-часовню в честь Александра Невского, у них своя колокольня, где они учатся и колокольному искусству, и главное у них — это именно военно-патриотическая работа с детьми. Я провожу каждый год молодёжный форум на острове. Три года мы уже собирались. Это ребята из Выборгской епархии, из других регионов России. В этом году была даже одна девушка из Германии — специально приехала на Коневец для того, чтобы поучаствовать в молодёжном форуме.

А.Митрофанова:

— Здорово!

О.Андрей:

— Вот, такие миссионерские проекты.

А.Пичугин:

— У вас, помимо ещё поездок на Коневец, я смотрю, достаточно много программ по Петербургу, по окрестностям, и даже за границу.

О.Андрей:

— Я больше скажу — все эти программы авторские. То есть, это разработка наших методистов — нашего центра. Но если говорить об этом, то, пожалуй, одной из самых интересных программ — особенно интересных для москвичей или для приезжающих из других регионов — не для петербуржцев, хотя и для петербуржцев тоже — это программа «Святыни Петербурга с борта корабля».

А.Митрофанова:

— О, как интересно! Неожиданный взгляд.

О.Андрей:

— Да! Это традиционная прогулка по рекам и каналам.

А.Пичугин:

— Ну, вот, я смотрю — Фонтанка, Крюков, Мойка...

О.Андрей:

— Фонтанка, Крюков канал, Мойка...

А.Пичугин:

— Сколько раз я так катался — и не было... ну, как бы... никто не акцентировал внимание на святынях.

О.Андрей:

— Да, вот в этом и есть уникальность. Понятно, что маршрут будет тот же самый — по тем же каналам, и та же Нева. Но именно в самой экскурсионной программе, в самом тексте экскурсии, акцент идёт на те храмы, на те святыни, которые видны с воды. Ведь, помимо Соборов, которые видны и понятны, о которых говорят во всех экскурсиях — и Троицкий, и Измайловский соборы, Никольский Морской собор, Спас на крови, Исаакиевский собор, было ещё много домовых храмов, которые были во Дворцах, которые были в Университетах, о которых мало кто знает — они никак не обозначены. Но во многих местах они даже сохранились, или открыты вновь. И вот об этом говорится в самой экскурсии. Люди совершенно по-другому начинают воспринимать Петербург вот с этой неожиданной стороны.

А.Пичугин:

— Если я хочу попасть на остров, или на какие-то другие ваши программы, но, в первую очередь, на остров, в монастырь, и я живу в Москве, к примеру — как мне это сделать? Мне для этого надо... ну, я понимаю, чтобы попасть на Коневец, мне нужно приехать в Петербург, это естественно. Но, прежде, как я могу...

А.Митрофанова:

— Связаться, там, я не знаю...

А.Пичугин:

— ... да... через вас купить — путёвку, или билет, или... что мне нужно сделать?

О.Андрей:

— Ну, мы же живём в век информационных технологий, и Вы только что говорили о том, что Вы on-line посетили наш сайт — konevps.ru!

А.Пичугин:

— Да вот, я даже и сейчас — сижу, смотрю фотографии. Да, www.konevps.ru.

О.Андрей:

— Есть и адрес электронной почты, есть телефоны. Телефон: 571-80-79, код города Санкт-Петербурга 812. Можно позвонить, можно написать письмо по электронной почте, и здесь даже на сайте у нас есть такой удобный сервис современный «Оставьте заявку». Можно написать своё имя и номер телефона, и мы перезвоним.

А.Митрофанова:

— Ну, Вы знаете, я думаю, что такие путешествия — они, всё равно, требуют внутренней подготовки. А что бы Вы посоветовали людям, которые собираются, например, в паломничество на остров Коневец? Как настроиться правильно на встречу с его святынями, с этим местом удивительным, которое... я не знаю... мне кажется, когда человек хотя бы один раз оказывается на Русском Севере — это уже... ну... какое-то... такое... впечатление неизгладимое. Но, может быть, можно что-то почитать, или как-то... я не знаю... внутренне настроиться более правильно и тонко, чтобы это путешествие было максимально насыщенным, богатым впечатлениями, и, в том числе, духовными какими-то переживаниями?

О.Андрей:

— Ну, здесь мне сразу же вспоминается Лесков. Как минимум, два его произведения. Это «Монашеские острова на Ладожском озере», ну, и, конечно — «Очарованный странник». В монастыре одна из башен каре — это как раз таки прототип той самой башни, где в рассказе «Очарованный странник» мололи соль — Соляная башня. Вот, мы её показываем туристам!

А.Митрофанова:

— Понятно. То есть, за атмосферой — к Лескову?

О.Андрей:

— Мы её показываем туристам, да.

А.Пичугин:

— Спасибо большое! Давайте, будем заканчивать нашу программу. Мы сегодня говорили про Коневский монастырь на острове Коневец, и в гостях у нас, на светлом радио, были священник Андрей Гребенюк, генеральный директор Паломнического центра «Коневец», и Екатерина Барканова, экскурсовод и сотрудник Паломнического центра. Спасибо большое, что пришли к нам сегодня! Мы прощаемся — Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— ... Алексей Пичугин.

А.Пичугин:

— Всего хорошего! Будьте здоровы!

А.Митрофанова:

— До свидания!

Е.Барканова:

— До свидания!

О.Андрей:

— До свидания! Спасибо!

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем