
Ходить на службы, креститься, проходя мимо храмов, молиться перед едой легко, когда мы в компании единоверцев. Когда же попадаем в светское общество, может стать неловко, стеснительно.
Я не сторонник того, чтобы демонстрировать вероисповедание, но и скрывать его не считаю нужным. Недавно получила подтверждение правильности этой позиции.
Меня пригласили в качестве гостьи на молодёжное радио. В студии собралось разношерстное общество парней и девчонок, самых разных интересов и профессий. Играла танцевальная музыка, ребята шумно общались, все пытались перекричать друг друга и песню. Обсуждали медитации, йогу, ещё какие-то ультрамодные увлечения в вопросах осознанности.
На вопрос, занимаюсь ли я духовными практиками, ответила, что я — православная христианка, чем немало удивила присутствующих. Это же несовременно — парировали мне! Я возразила. Но дальше разговор не пошел. И как будто этот момент забылся. Беседовали дальше совсем о другом.
Когда все стали расходиться, ко мне обратилась девушка. Попросила помочь ей разобраться в вопросах, связанных с православием, с церковью. Я видела, что ей неловко, но видимо, нужно уже было с кем-то поговорить, назрели вопросы о Боге. А тут — я.
Вспомнила себя до воцерковления. У меня тоже были волнующие вопросы, которые некому задать. В храм идти тогда в голову не пришло, да и что спрашивать? Есть ли Бог? Вроде бы, понимала, что есть. Друзей верующих не было. Это сейчас всё в доступе в интернете, но разговор с живым человеком — все же всегда приятнее.
Мы с той девушкой долго беседовали. Она меня расспрашивала о святых и постах, о службах и молитве. В её жизни был сложный период — из родного города уехала покорять столицу. Жила в Москве одна, личная жизнь не складывалась, с работы уволили, подруга предала, в общем полный букет из неприятностей.
Девчонка была в поиске опоры, и никак её не находила. Выслушав меня, вздохнула и сказала: «Я никогда не стану православной христианкой в полной мере, вот так, чтобы каждое воскресенье в храм, посты соблюдать и так далее».
«Знаешь, скажи мне кто-нибудь лет 10 назад, что я буду так жить, не поверила бы» — ответила я.
Девушка задумчиво произнесла: «Ну да, пути Господни неисповедимы».
Я вот что думаю об этом:
Когда мы стесняемся Бога, мы Его предаём. Если бы я не озвучила свою позицию, этого разговора не случилось бы. А когда мы храним верность Господу, Он может давать нам служение — помогать ближним, сердцам, ищущим Бога, например.
После нашей беседы та девушка взяла на себя труд молиться о разрешении своей проблемы. Как знать, может, эта малая молитва станет началом большого пути. Господь коснётся сердца, и она поймёт, что не может жить по-старому.
Возможно, ты — чья-то дверь в Божий мир, а ты стесняться надумала. Не говори больше, чем тебя спрашивают. Но и не молчи, когда есть что сказать.
Уже ночью я получила смс — «Спасибо, как вовремя Бог устроил нашу встречу!».
«Дорогая, ты даже не представляешь, насколько у Господа всё вовремя!» — ответила я.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.