— Миссис Тёрнер... Генри не может говорить. Он не может двигаться. Его моторные функции нарушены. Возможно, сильно пострадала его память. Безусловно, может быть, всё это когда-нибудь восстановится, но гарантировать этого нельзя.
Такой не слишком обнадёживающий вердикт врач вынес Генри Тёрнеру — преуспевающему нью-йоркскому адвокату, хладнокровному и расчётливому человеку, для которого деньги, успех и престиж важнее человеческих судеб, а работа — важнее семьи. Ещё совсем недавно он с триумфом выходил из зала суда. Но происходит нелепая случайность — и Генри Тёрнер вдруг оказывается на больничной кровати. Недвижимый, немой, а главное — ровным счётом ничего не помнящий ни о себе самом, ни о своей жизни. Так начинается кинофильм 1991-го года «Кое-что о Генри». Его снял американский режиссёр Майкл Николс.
Казалось бы, потеря памяти — не самый оригинальный сюжетный ход. Но создатели фильма сумели выстроить на его основе не просто увлекательную историю, а поразительную, мудрую, добрую и светлую притчу об истинных и ложных ценностях, силе настоящей любви и преображении человеческого сердца.
Мы видим, как главный герой буквально рождается заново. Очнувшись после комы, вызванной ранением в голову, Генри вновь учится ходить, пользоваться ложкой и вилкой, различать цвета, разговаривать. Он совсем не помнит о том, что когда-то был заносчивым снобом. И радуется простым вещам: прогулке на свежем воздухе, гамбургеру в больничной столовой. Жену Сару и дочь Рэйчел Генри тоже не помнит. Да и сам предстаёт перед ними новым человеком. Всем троим предстоит заново узнать друг друга.
Генри Тёрнера, сыграл известный актёр Харрисон Форд. По сути, ему пришлось воплотить на экране двух совершенно разных людей. У нового Генри даже выражение глаз становится другим — мягким, открытым, немного наивным, полным доброты. Забавно и трогательно наблюдать за его взаимоотношениями с дочерью. Когда-то он едва находил время, чтобы зайти и пожелать девочке спокойной ночи, вёл себя с ней строго и отчуждённо. Теперь же он с удовольствием играет и дурачится вместе с Рэйчел. А она учит отца читать по слогам.
Сара, жена Генри, тоже окружает его заботой. Она помогает мужу адаптироваться в обществе. Однажды супруги Тёрнер приходят на вечеринку к старым друзьям. И случайно слышат не очень приятный разговор о себе.
— Мне жаль не Генри, а Сару.
— У неё теперь двое детей.
— Хуже того. Чего ей ждать от будущего? Как жаль.
— Ужас. Сегодня ты адвокат, а завтра имбецил.
Как ни странно, участники этого диалога выражают одну из главных мыслей картины: в жизни может случиться всякое. Богатый становится бедным, здоровый — больным. Никто не застрахован от перемен. Но и они даются нам во благо. Генри потерял память, возможность вернуться к прежней работе и образу жизни. Но обрёл куда больше — любимую и любящую семью, простое, но настоящее счастье и... самого себя. Его друзьям из светского общества кажется безумием то, что Генри больше не разделяет их взглядов. А Генри трудно поверить в то, что когда-то он предпочитал светский раут походу с дочерью в библиотеку. Он очень надеется, что изменился навсегда. В одном из эпизодов фильма Генри находит материалы последнего дела, которое он вёл в качестве адвоката. Он разыскивает человека, против которого выступал в суде и выиграл, передёрнув факты в свою пользу. И приходит, чтобы попросить прощения.
— Вы помните меня?
— Мы помним вас, мистер Тёрнер.
— Я пришёл, чтобы извиниться.
— Вы меня разыгрываете?
— Нет, я серьёзно. Извините.
— Но почему?
— Я изменился.
— Видимо, да.
Майклу Николсу, режиссёру фильма «Кое-что о Генри», удалось не просто рассказать историю одного чудесного человеческого преображения. Он дал зрителям повод задуматься о том, что каждому из нас наверняка есть, что изменить в самих себе. И для того, чтобы эти перемены произошли, от нас совсем не требуется терять память.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница