
— Миссис Тёрнер... Генри не может говорить. Он не может двигаться. Его моторные функции нарушены. Возможно, сильно пострадала его память. Безусловно, может быть, всё это когда-нибудь восстановится, но гарантировать этого нельзя.
Такой не слишком обнадёживающий вердикт врач вынес Генри Тёрнеру — преуспевающему нью-йоркскому адвокату, хладнокровному и расчётливому человеку, для которого деньги, успех и престиж важнее человеческих судеб, а работа — важнее семьи. Ещё совсем недавно он с триумфом выходил из зала суда. Но происходит нелепая случайность — и Генри Тёрнер вдруг оказывается на больничной кровати. Недвижимый, немой, а главное — ровным счётом ничего не помнящий ни о себе самом, ни о своей жизни. Так начинается кинофильм 1991-го года «Кое-что о Генри». Его снял американский режиссёр Майкл Николс.
Казалось бы, потеря памяти — не самый оригинальный сюжетный ход. Но создатели фильма сумели выстроить на его основе не просто увлекательную историю, а поразительную, мудрую, добрую и светлую притчу об истинных и ложных ценностях, силе настоящей любви и преображении человеческого сердца.
Мы видим, как главный герой буквально рождается заново. Очнувшись после комы, вызванной ранением в голову, Генри вновь учится ходить, пользоваться ложкой и вилкой, различать цвета, разговаривать. Он совсем не помнит о том, что когда-то был заносчивым снобом. И радуется простым вещам: прогулке на свежем воздухе, гамбургеру в больничной столовой. Жену Сару и дочь Рэйчел Генри тоже не помнит. Да и сам предстаёт перед ними новым человеком. Всем троим предстоит заново узнать друг друга.
Генри Тёрнера, сыграл известный актёр Харрисон Форд. По сути, ему пришлось воплотить на экране двух совершенно разных людей. У нового Генри даже выражение глаз становится другим — мягким, открытым, немного наивным, полным доброты. Забавно и трогательно наблюдать за его взаимоотношениями с дочерью. Когда-то он едва находил время, чтобы зайти и пожелать девочке спокойной ночи, вёл себя с ней строго и отчуждённо. Теперь же он с удовольствием играет и дурачится вместе с Рэйчел. А она учит отца читать по слогам.
Сара, жена Генри, тоже окружает его заботой. Она помогает мужу адаптироваться в обществе. Однажды супруги Тёрнер приходят на вечеринку к старым друзьям. И случайно слышат не очень приятный разговор о себе.
— Мне жаль не Генри, а Сару.
— У неё теперь двое детей.
— Хуже того. Чего ей ждать от будущего? Как жаль.
— Ужас. Сегодня ты адвокат, а завтра имбецил.
Как ни странно, участники этого диалога выражают одну из главных мыслей картины: в жизни может случиться всякое. Богатый становится бедным, здоровый — больным. Никто не застрахован от перемен. Но и они даются нам во благо. Генри потерял память, возможность вернуться к прежней работе и образу жизни. Но обрёл куда больше — любимую и любящую семью, простое, но настоящее счастье и... самого себя. Его друзьям из светского общества кажется безумием то, что Генри больше не разделяет их взглядов. А Генри трудно поверить в то, что когда-то он предпочитал светский раут походу с дочерью в библиотеку. Он очень надеется, что изменился навсегда. В одном из эпизодов фильма Генри находит материалы последнего дела, которое он вёл в качестве адвоката. Он разыскивает человека, против которого выступал в суде и выиграл, передёрнув факты в свою пользу. И приходит, чтобы попросить прощения.
— Вы помните меня?
— Мы помним вас, мистер Тёрнер.
— Я пришёл, чтобы извиниться.
— Вы меня разыгрываете?
— Нет, я серьёзно. Извините.
— Но почему?
— Я изменился.
— Видимо, да.
Майклу Николсу, режиссёру фильма «Кое-что о Генри», удалось не просто рассказать историю одного чудесного человеческого преображения. Он дал зрителям повод задуматься о том, что каждому из нас наверняка есть, что изменить в самих себе. И для того, чтобы эти перемены произошли, от нас совсем не требуется терять память.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер