
— Миссис Тёрнер... Генри не может говорить. Он не может двигаться. Его моторные функции нарушены. Возможно, сильно пострадала его память. Безусловно, может быть, всё это когда-нибудь восстановится, но гарантировать этого нельзя.
Такой не слишком обнадёживающий вердикт врач вынес Генри Тёрнеру — преуспевающему нью-йоркскому адвокату, хладнокровному и расчётливому человеку, для которого деньги, успех и престиж важнее человеческих судеб, а работа — важнее семьи. Ещё совсем недавно он с триумфом выходил из зала суда. Но происходит нелепая случайность — и Генри Тёрнер вдруг оказывается на больничной кровати. Недвижимый, немой, а главное — ровным счётом ничего не помнящий ни о себе самом, ни о своей жизни. Так начинается кинофильм 1991-го года «Кое-что о Генри». Его снял американский режиссёр Майкл Николс.
Казалось бы, потеря памяти — не самый оригинальный сюжетный ход. Но создатели фильма сумели выстроить на его основе не просто увлекательную историю, а поразительную, мудрую, добрую и светлую притчу об истинных и ложных ценностях, силе настоящей любви и преображении человеческого сердца.
Мы видим, как главный герой буквально рождается заново. Очнувшись после комы, вызванной ранением в голову, Генри вновь учится ходить, пользоваться ложкой и вилкой, различать цвета, разговаривать. Он совсем не помнит о том, что когда-то был заносчивым снобом. И радуется простым вещам: прогулке на свежем воздухе, гамбургеру в больничной столовой. Жену Сару и дочь Рэйчел Генри тоже не помнит. Да и сам предстаёт перед ними новым человеком. Всем троим предстоит заново узнать друг друга.
Генри Тёрнера, сыграл известный актёр Харрисон Форд. По сути, ему пришлось воплотить на экране двух совершенно разных людей. У нового Генри даже выражение глаз становится другим — мягким, открытым, немного наивным, полным доброты. Забавно и трогательно наблюдать за его взаимоотношениями с дочерью. Когда-то он едва находил время, чтобы зайти и пожелать девочке спокойной ночи, вёл себя с ней строго и отчуждённо. Теперь же он с удовольствием играет и дурачится вместе с Рэйчел. А она учит отца читать по слогам.
Сара, жена Генри, тоже окружает его заботой. Она помогает мужу адаптироваться в обществе. Однажды супруги Тёрнер приходят на вечеринку к старым друзьям. И случайно слышат не очень приятный разговор о себе.
— Мне жаль не Генри, а Сару.
— У неё теперь двое детей.
— Хуже того. Чего ей ждать от будущего? Как жаль.
— Ужас. Сегодня ты адвокат, а завтра имбецил.
Как ни странно, участники этого диалога выражают одну из главных мыслей картины: в жизни может случиться всякое. Богатый становится бедным, здоровый — больным. Никто не застрахован от перемен. Но и они даются нам во благо. Генри потерял память, возможность вернуться к прежней работе и образу жизни. Но обрёл куда больше — любимую и любящую семью, простое, но настоящее счастье и... самого себя. Его друзьям из светского общества кажется безумием то, что Генри больше не разделяет их взглядов. А Генри трудно поверить в то, что когда-то он предпочитал светский раут походу с дочерью в библиотеку. Он очень надеется, что изменился навсегда. В одном из эпизодов фильма Генри находит материалы последнего дела, которое он вёл в качестве адвоката. Он разыскивает человека, против которого выступал в суде и выиграл, передёрнув факты в свою пользу. И приходит, чтобы попросить прощения.
— Вы помните меня?
— Мы помним вас, мистер Тёрнер.
— Я пришёл, чтобы извиниться.
— Вы меня разыгрываете?
— Нет, я серьёзно. Извините.
— Но почему?
— Я изменился.
— Видимо, да.
Майклу Николсу, режиссёру фильма «Кое-что о Генри», удалось не просто рассказать историю одного чудесного человеческого преображения. Он дал зрителям повод задуматься о том, что каждому из нас наверняка есть, что изменить в самих себе. И для того, чтобы эти перемены произошли, от нас совсем не требуется терять память.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема