Праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси в середине двенадцатого века, князем Андреем Боголюбским. В восемнадцатом веке Православная Церковь прославила князя в лике святых.
Андрей был сыном Юрия Долгорукого, князя Ростово-Суздальского. В середине двенадцатого века Юрий получил великокняжеский Киевский престол. Он взял с собой и Андрея, но тому не нравился Киев. Город стал разменной монетой в политических интригах разных княжеских родов и киевских бояр. Вскоре и сам великий князь Юрий пал жертвой боярского заговора.
За два года до этого, в тысяча сто пятьдесят пятом, Андрей втайне от отца покинул Киев. Вместе с верными людьми он отправился в родной Ростов. С собой Андрей вёз лишь одно сокровище - чудотворную икону Богородицы, по преданию, писаную евангелистом Лукой. Недалеко от Владимира лошади встали как вкопанные. Решено было остановиться и разбить лагерь. В эту ночь Андрей пережил необыкновенный мистический опыт, к которому потом возвращался всю жизнь. Ему было видение - царица Небесная повелела Андрею остаться в этих землях, построить во Владимире для иконы храм, а на месте нынешнего лагеря поставить княжьи палаты. Андрей исполнил повеление Богородицы.
Он словно стремился оправдать своё имя - Боголюбский, данное когда-то за внимание к молитве. На землях Северо-Восточной Руси князь Андрей строил новое княжество, которое стало бы сильнее и могущественнее Киева При этом Андрей был уверен в том, что дела его благословила Сама Богородица и стремился прославить Царицу Небесную.
Во Владимире возвели грандиозный собор в честь Успения Божией Матери, не уступающий храму Софии Киевской. В самом Боголюбове выстроили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь над главными, Золотыми воротами Владимирского Кремля освятили в память Положения Ризы Богоматери.
И в победе над Волжской Булгарией князь Андрей видел заслугу Богородицы. Он учредил праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы, как бы вверяя всю Русскую землю защите Царицы Небесной.
Вскоре Андрей взял Киев, но не стал занимать престол Великого князя. Новой политической и духовной столицей Руси стал Владимир. Но политика Андрея по централизации власти была не по душе многим боярам. В тысяча сто семьдесят четвёртом году заговорщики убили князя. Его похоронили в Успенском соборе.
Протоиерей Валентин Свенцицкий писал: «… не все видят Покров Божией Матери, не все его чувствуют. Для этого нужна вера, для этого нужно смотреть не на грязную дорогу, по которой мы идем, а на небо. Нужно уметь подымать свои очи горе, нужно уметь видеть глазами веры сей благодатный дар». Князь Андрей Боголюбский умел смотреть в небо…
9 января. О духовном смысле Рождественских святок
Сегодня 9 января. Рождественские святки.
О духовном смысле этих святых дней — протоиерей Андрей Ефанов.
9 января. О смирении Святителя Феодора I, архиепископа Константинопольского
Сегодня 9 января. День памяти Святителя Феодора I, архиепископа Константинопольского.
О его смирении — священник Августин Соколовски.
9 января. О будущем в творчестве писателя Карела Чапека
Сегодня 9 января. В этот день в 1890 году родился чешский писатель Карел Чапек.
О будущем в творчестве писателя — протоиерей Артемий Владимиров.