
Фото: PxHere
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси в середине двенадцатого века, князем Андреем Боголюбским. В восемнадцатом веке Православная Церковь прославила князя в лике святых.
Андрей был сыном Юрия Долгорукого, князя Ростово-Суздальского. В середине двенадцатого века Юрий получил великокняжеский Киевский престол. Он взял с собой и Андрея, но тому не нравился Киев. Город стал разменной монетой в политических интригах разных княжеских родов и киевских бояр. Вскоре и сам великий князь Юрий пал жертвой боярского заговора.
За два года до этого, в тысяча сто пятьдесят пятом, Андрей втайне от отца покинул Киев. Вместе с верными людьми он отправился в родной Ростов. С собой Андрей вёз лишь одно сокровище - чудотворную икону Богородицы, по преданию, писаную евангелистом Лукой. Недалеко от Владимира лошади встали как вкопанные. Решено было остановиться и разбить лагерь. В эту ночь Андрей пережил необыкновенный мистический опыт, к которому потом возвращался всю жизнь. Ему было видение - царица Небесная повелела Андрею остаться в этих землях, построить во Владимире для иконы храм, а на месте нынешнего лагеря поставить княжьи палаты. Андрей исполнил повеление Богородицы.
Он словно стремился оправдать своё имя - Боголюбский, данное когда-то за внимание к молитве. На землях Северо-Восточной Руси князь Андрей строил новое княжество, которое стало бы сильнее и могущественнее Киева При этом Андрей был уверен в том, что дела его благословила Сама Богородица и стремился прославить Царицу Небесную.
Во Владимире возвели грандиозный собор в честь Успения Божией Матери, не уступающий храму Софии Киевской. В самом Боголюбове выстроили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь над главными, Золотыми воротами Владимирского Кремля освятили в память Положения Ризы Богоматери.
И в победе над Волжской Булгарией князь Андрей видел заслугу Богородицы. Он учредил праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы, как бы вверяя всю Русскую землю защите Царицы Небесной.
Вскоре Андрей взял Киев, но не стал занимать престол Великого князя. Новой политической и духовной столицей Руси стал Владимир. Но политика Андрея по централизации власти была не по душе многим боярам. В тысяча сто семьдесят четвёртом году заговорщики убили князя. Его похоронили в Успенском соборе.
Протоиерей Валентин Свенцицкий писал: «… не все видят Покров Божией Матери, не все его чувствуют. Для этого нужна вера, для этого нужно смотреть не на грязную дорогу, по которой мы идем, а на небо. Нужно уметь подымать свои очи горе, нужно уметь видеть глазами веры сей благодатный дар». Князь Андрей Боголюбский умел смотреть в небо…
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер