
Великий Князь Андрей Юрьевич Боголюбский.
В.П.Верещагина, 1896 г.
Одним из самых видных и уникальных деятелей Древней Руси является сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в крещении Марии) — князь Андрей. Он получил прозвище «Боголюбский», которое сегодня мы можем толковать сразу в двух ключах. С одной стороны, как «Андрей, любимый Богом», ведь князь был очень успешным правителем, а с другой стороны, как «Андрей, любящий Бога», ведь он был христианином, который много сделал для утверждения Православия на Руси.
Благодаря миссионерской деятельности Андрея Боголюбского укрепилось почитание Богородицы, как Заступницы всего русского народа. Боголюбский особо чтил праздник Покрова Пресвятой Богородицы, учрежденный в Русской Церкви в начале двенадцатого века и получивший широкую народную любовь именно при князе Андрее.
С именем Андрея Боголюбского навсегда связана и одна из самых значимых реликвий русского православия — Владимирская икона Божией Матери, написанная самим евангелистом Лукой. С этим образом Богородицы князь Андрей Юрьевич вышел из своего удельного княжества в Вышгороде и двинулся на Северо-Восток Руси. В дороге произошло много чудес, а главным стало явление князю Божией Матери, которая указала, что Ее икона должна храниться во Владимире. Этот город и стал новой столицей, а икона была помещена в новом каменном Успенском соборе и получила то имя, под которым известна сегодня всему миру — Владимирская икона Божьей Матери.
Богобоязненный христианин, князь Андрей Боголюбский был дипломатом и миссионером, полководцем и градостроителем. Образованный, начитанный, князь Андрей обладал также писательским дарованием.
Трудами Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальские земли украсились белокаменными храмами. Совершенно точно известно, что мастеров он приглашал из самых разных уголков: «и приведе ему Богородица из всех земель все мастеры», — говорит летописец. Княжеские зодчие стали создателями самобытной архитектурной школы, основанной на лучших традициях киево-печерских и романских мастеров, и в то же время отличающейся неповторимым своеобразием. Князь Андрей приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу. Все, чем гордится Владимирская земля сегодня: и Золотые ворота, и храм Покрова-на-Нерли, и златоглавый Успенский собор, и Кидекша, и белокаменные палаты в Боголюбово — созданы трудами и силой творческого духа святого князя Андрея.
За годы своего правления Андрей Боголюбский не только построил церкви — он возвел крепкий фундамент православия на своей земле. Великолепие храмов наглядно показывало современникам Андрея Боголюбского превосходство православия над языческими культами. Даже многие иностранные послы, как писали современники, «да видят истинное христианство и крестятся».
Князь Андрей Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью в начале восемнадцатого века в лике благоверного. Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 94 зач., VII, 1-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Как часто мы поступаем не по любви, а исходя из желания сделать что-то в пику другому человеку или жизни как таковой! Кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то превзойти, за чей-то счёт самоутвердиться. И от всего перечисленного нам становится плохо, тоскливо и очень одиноко. Об этом пишет, в частности, апостол Павел в своём послании к христианам Рима. Отрывок из 7-й главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Прозвучавший текст, безусловно, требует разъяснения. И с богословской, и с исторической точек зрения. Апостол Павел, принадлежа к еврейской среде, проповедовал, тем не менее, не только иудеям, но и язычникам. В задачу апостола входило объяснить и тем, и другим, в чём состоит смысл искупительной жертвы Христовой. В конечном счёте, апостол обращается к образу смерти как явления, абсолютно понятного каждому человеку. В чём же состоит значение смерти? Оно (это значение), с точки зрения Павла, не сводится исключительно к горю утраты. Смерть может проявить себя и как освобождение. Не только от каких-то общественных обязательств.
Христос, умерев и воскреснув, подаёт человеку свободу от власти мира, который во зле лежит. Христианину, верящему в бессмертие души и грядущее воскресение мёртвых, нечего бояться. Чудо Пасхи становится источником удивительной храбрости и неиссякаемой радости. А ещё Христово учение открывает для нас удивительную перспективу бытия, которую закон Моисея дать был не в состоянии. Поэтому Павел и противопоставляет Ветхий завет Евангелию, говоря, что прежняя религия была причиной тех или иных духовных бед.
Неужели Павел полагает, что закон Моисея плох? Нет. Речь об ином. Ветхий завет строится на запретах. В нём фактически не было никакой перспективы духовного возрастания, и возможности настоящего покаяния тоже не существовало. Потому даже праведники древности вынуждены были в печальном смысле смиряться перед совершёнными ошибками, не имея никакого средства избавления от греха. Искупительная жертва Христа не просто освободила людей от власти зла.
Спаситель вознёсся на Небо и не закрыл этот путь для тех, кто с ним в Таинстве Крещения соединился. Теперь важны не столько запреты и ограничения, а жертвенный, возвышенный подвиг служения любви. Любви к Богу через любовь к людям. При таком понимании ветхозаветные заповеди из вершины превращаются в фундамент, опираясь на который, мы призываемся Христом к творчеству духа. А именно — к построению в сердце обители нашей верности, жертвенной преданности Богу. И при таком подходе становится понятно, что христианское представление о святости, праведности значительно превосходит всё то, что мог бы предложить ветхозаветный закон.
И ещё один немаловажный аспект. Когда-то ветхозаветный закон представлял собой точку опоры для противостояния древнего Израиля с языческим миром. Но ко времени Христа это здоровое противостояние праведности греху прошло через обидную метаморфозу, превратившись скорее в самопревозношение и даже презрение — ветхозаветных иудеев к идолопоклонникам. Но, как известно, даже самая великая праведность без любви к Богу и людям превращается в нечто тёмное, Господу неугодное. Вот почему евангельское учение Христа Спасителя было просто необходимо — и эллинам, и иудеям. Ведь прежнее положение дел себя изжило и настало время для завета Нового — не менее чистого и принципиального, чем Ветхий, но имеющего под собой в качестве основания не гнев, но любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны и о развитии военной техники, в частности о танкостроении.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
- «Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев
- «История Киева». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Личная история». Наталья Дмитриевская

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была член Общественной палаты Российской Федерации, сопредседатель международной общественной организации «Союз православных женщин», член совета фонда «Жизнь как чудо», многодетная мама Наталья Дмитриевская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере и о том, как в тяжелых жизненных ситуациях ей удавалось сохранять надежду на Бога и видеть во всём Его Промысел.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья