Существуют десятки определений счастья. Хочу добавить ещё одно. А, точнее, поразмышлять над известным изречением Конфуция: «Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты». Смысловой акцент здесь очевидно падает на последние слова: «Настоящее счастье — это когда любишь ты». Блажен, кто обрёл такое счастье! Оно действительно ни с чем не сравнимо!
Но порою случается, что у человека нет в душе внутреннего тепла, энергии, угасает источник любви. Хочешь и не можешь никого согреть, самому бы избавиться от ледяных оков! И тогда становятся жизненно важными начальные слова «Счастье — это когда тебя понимают». Я бы даже уточнил, счастье — это когда ты сам начинаешь понимать себя.
Мне вспоминается описание одного счастливого дня или, лучше сказать, счастливого вечера из жизни человека, с которым я знаком не понаслышке. У этого человека есть всё: замечательная семья, хорошая работа, доброжелательные отношения с коллегами. А ещё немаленькая квартира, дача и машина. Но парадокс: в какой-то момент ушло ощущения счастья, пропала связь с окружающим миром. Всё ему казалось рутиной, не имеющей смысла.
Почему так происходило? Мне захотелось получить ответ на этот вопрос. И я его получил из той самой истории про счастливый вечер.
Началось всё с того, что коллега предложил моему знакомому после работы вместе пройтись до метро, терпеливо подождал, пока тот закончит свои дела. Дорогой всё время о чём-то говорили, вроде ничего особенного, однако разговор получился тёплым и искренним. В метро расстались с улыбкой и добрыми словами.
А потом была прогулка по центру города. Мой знакомый бродил без спутников, но и без холода одиночества. В душе сохранялось тепло недавнего общения с коллегой. Появилась возможность спокойно подумать о своей работе, о семье, и, что очень важно, о самом себе, своих желаниях, своём месте в этом мире. К сожалению, в обычной гонке по маршруту «дом — работа — дом» такая возможность для него выпадала крайне редко, и он не всегда этой возможностью пользовался.
А потом мысли о жизни закончились. Мой знакомый просто созерцал мир вокруг себя, он смотрел на небо, разглядывал дома, магазины и лица прохожих. И вдруг пришло удивительное ощущение свободы, полёта, счастья, внутреннего покоя и силы, которого, по его словам, давно уже не было... Ближе к ночи он бодро и радостно говорил с женой по телефону, строил планы насчёт детей. Связь с миром восстановилась.
История моего знакомого вполне банальная. И вывод из неё вроде бы не оригинален: «Ключ к твоему счастью — это не просто, когда тебя понимают. Ключ — в тебе, в твоём сердце, в твоём понимании себя, принятии себя, своих простых, законных желаний. Чтобы любить других, чтобы отдавать им себя, нужно иметь то, что можно отдавать. А для этого нужно научиться уделять время себе, научиться любить себя».
К сожалению, подобный вывод не для всех очевиден. Часто в разговорах можно услышать такую цитату «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Причём многие замечают в этой заповеди Христа только первые слова «возлюби ближнего своего». О необходимости полюбить самого себя не думают. В последнее время опытные священники и психологи всё чаще обращают наше внимание именно на вторую часть заповеди — «как самого себя».
Мне кажется, именно полное восприятие заповеди Христа — ключ к тому самому настоящему счастью, «когда любишь ты».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер