Существуют десятки определений счастья. Хочу добавить ещё одно. А, точнее, поразмышлять над известным изречением Конфуция: «Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты». Смысловой акцент здесь очевидно падает на последние слова: «Настоящее счастье — это когда любишь ты». Блажен, кто обрёл такое счастье! Оно действительно ни с чем не сравнимо!
Но порою случается, что у человека нет в душе внутреннего тепла, энергии, угасает источник любви. Хочешь и не можешь никого согреть, самому бы избавиться от ледяных оков! И тогда становятся жизненно важными начальные слова «Счастье — это когда тебя понимают». Я бы даже уточнил, счастье — это когда ты сам начинаешь понимать себя.
Мне вспоминается описание одного счастливого дня или, лучше сказать, счастливого вечера из жизни человека, с которым я знаком не понаслышке. У этого человека есть всё: замечательная семья, хорошая работа, доброжелательные отношения с коллегами. А ещё немаленькая квартира, дача и машина. Но парадокс: в какой-то момент ушло ощущения счастья, пропала связь с окружающим миром. Всё ему казалось рутиной, не имеющей смысла.
Почему так происходило? Мне захотелось получить ответ на этот вопрос. И я его получил из той самой истории про счастливый вечер.
Началось всё с того, что коллега предложил моему знакомому после работы вместе пройтись до метро, терпеливо подождал, пока тот закончит свои дела. Дорогой всё время о чём-то говорили, вроде ничего особенного, однако разговор получился тёплым и искренним. В метро расстались с улыбкой и добрыми словами.
А потом была прогулка по центру города. Мой знакомый бродил без спутников, но и без холода одиночества. В душе сохранялось тепло недавнего общения с коллегой. Появилась возможность спокойно подумать о своей работе, о семье, и, что очень важно, о самом себе, своих желаниях, своём месте в этом мире. К сожалению, в обычной гонке по маршруту «дом — работа — дом» такая возможность для него выпадала крайне редко, и он не всегда этой возможностью пользовался.
А потом мысли о жизни закончились. Мой знакомый просто созерцал мир вокруг себя, он смотрел на небо, разглядывал дома, магазины и лица прохожих. И вдруг пришло удивительное ощущение свободы, полёта, счастья, внутреннего покоя и силы, которого, по его словам, давно уже не было... Ближе к ночи он бодро и радостно говорил с женой по телефону, строил планы насчёт детей. Связь с миром восстановилась.
История моего знакомого вполне банальная. И вывод из неё вроде бы не оригинален: «Ключ к твоему счастью — это не просто, когда тебя понимают. Ключ — в тебе, в твоём сердце, в твоём понимании себя, принятии себя, своих простых, законных желаний. Чтобы любить других, чтобы отдавать им себя, нужно иметь то, что можно отдавать. А для этого нужно научиться уделять время себе, научиться любить себя».
К сожалению, подобный вывод не для всех очевиден. Часто в разговорах можно услышать такую цитату «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Причём многие замечают в этой заповеди Христа только первые слова «возлюби ближнего своего». О необходимости полюбить самого себя не думают. В последнее время опытные священники и психологи всё чаще обращают наше внимание именно на вторую часть заповеди — «как самого себя».
Мне кажется, именно полное восприятие заповеди Христа — ключ к тому самому настоящему счастью, «когда любишь ты».
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 397
Основные темы беседы:
— Присутствие Бога в мире: как его почувствовать, если вокруг происходят страшные события?
— Господь в Евангелии исцеляет человека по вере его близких. Какие задачи в отношении друг к другу этот эпизод ставит перед нами?
— Милосердие на практике: возможность помочь кому-то есть у нас почти в любой момент;
— Как родители могут сочинить настольную игру для своих детей, и что для этого нужно?
— Земные поклоны: зачем их делают и как быть, если делать их... неловко? — Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома».
Чувство полёта в картине Константина Юона «Купола и ласточки»
Константин Юон очень любил Сергиев Посад и часто изображал его в своих работах.
Картину «Купола и ласточки» он написал в 1921 году, когда Православие было объявлено вне закона. Пейзаж напоминает нам, что только с Богом наша жизнь имеет смысл.
— Картина «Купола и ласточки» Константина Юона дарит ощущение полёта. Кажется, что потолок Третьяковской галереи сейчас распахнётся, и ты взмоешь туда, где только птицы купаются в синем небе. Правда, Маргарита Константиновна?
— Да, Наташа, похоже. Такого эффекта художник добился за счёт оригинального ракурса. Мы видим церковные купола так близко, как будто парим вокруг них вместе с ласточками. И зелёные крыши домов остались далеко внизу.
— Интересно, как художнику удалось написать храм с такого труднодоступного ракурса?
— Он работал на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Это вид на Успенский собор, расположенный в нескольких метрах. С этой точки Юон писал один единственный раз. «Купола и ласточки» выбиваются из ряда его картин, посвящённых Сергиеву Посаду.
— Юон часто изображал этот город в своих работах?
— На протяжении всей своей жизни. Художник очень любил Сергиев Посад, называл его сказочно прекрасным. В своем дневнике рассказывал, как был потрясён, когда приехал туда в первый раз. Панорама, которая открылась перед художником, оказалась такой выразительной, что в большинстве своих работ он изображал город со стороны вокзала. Воссоздавал своё первое впечатление, хотел показать, каким Посад открывается путешественнику.
— Один и тот же вид рисовал?
— На всех работах Константина Юона, посвящённых Сергиеву Посаду, узнаваем самобытный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Но при этом каждая картина уникальна. Живописец стремился остановить мгновение в его неповторимости. Он рисовал людей на улицах, показывал стремительно текущую жизнь с её хлопотами и одновременно — растворённые в этом потоке приметы вечности.
— Приметы вечности?
— Всё то, что напоминает человеку о Боге — небо, солнечный свет, церкви, увенчанные золотыми крестами.
— Картина «Купола и ласточки» вся состоит из таких примет. На ней нет людей, только небо, церковные маковки и птицы.
— И это неспроста. «Купола и ласточки» Константин Юон написал в 1921 году, вскоре после того, как в Троице-Сергиевой лавре прекратились богослужения. Православие было объявлено вне закона. И художник в своей картине дал понять, что не согласен с этим.
— Поясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как он это дал понять?
— Посмотри, Наташа. Полотно поделено на две части по горизонтали: внизу — город, над ним — чистый голубой небосвод. А на переднем плане — церковные купола. Четыре ослепительно белых, со звёздами, и центральный, сияющий золотом. Они стоят на крепких барабанах и тянутся ввысь ажурными тонкими крестами. Словно соединяют воедино два измерения: землю и небо, короткое человеческое бытие и пространство Бога. Так художник показал, что только с верой, только в Церкви жизнь обретает смысл.
— Хотела бы я побывать в Троице-Сергиевой лавре, подняться на колокольню, посмотреть, что изменилось с тех пор, как Юон написал свою картину.
— Кое-что изменилось. Купола Успенского собора, например, теперь не белые, а синие — они поменяли цвет во время очередной реставрации в середине двадцатого века. Но главное осталось неизменным. Старинный монастырь по-прежнему даёт возможность подняться над суетой. Дарит душе чувство полёта, которое образно показал Константин Юон в своей картине «Купола и ласточки», одном из ярких шедевров Третьяковской галереи.
Мощь веры во Христа в красках Василия Сурикова
С Богом мы всегда побеждаем, что бы ни случилось!
Художнику Василию Сурикову в своей картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста» удалось показать силу и мощь веры во Христа.
— Добрый день! Покажите, пожалуйста, поближе репродукцию картины Василия Сурикова. Это типографская работа?
— Печать на холсте. Но в нашем салоне художник может выполнить копию маслом. Работу, которую вы попросили показать, часто заказывают, хотя она сложная по сюжету. Я даже её название никак запомнить не могу, столько в нём незнакомых имён.
— Да, название непростое. Полностью оно звучит так: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». В этих словах кратко описано событие из библейской книги Деяний святых апостолов.
— А что это за событие? Хотелось бы узнать о нём подробнее.
— Пожалуйста, я могу рассказать. Главный герой картины Василия Сурикова — апостол Павел, находится под арестом по обвинению иудеев. Вот он, справа, в сером хитоне из грубой ткани, что-то говорит судьям, протянув руку вперед.
— А в чём его обвиняли?
— Иудеи считали, что проповеди апостола настраивают еврейский народ против его религиозного закона. Они поклялись убить Павла и непременно сделали бы это. Но он был гражданином Рима, и судить его мог только представитель римского императора в Иудее. Эту миссию выполнял упомянутый в названии картины проконсул Фест. Он держал Павла под стражей. Заключение не только лишало апостола свободы, но и спасало от мести иудеев.
— А где на картине проконсул Фест?
— В центре полотна, лицом к зрителю, в красно-белых одеждах, с золотой цепью на шее — символом римской власти.
— Как настороженно прислушивается Фест к словам Павла.
— Фест был язычником. Всё, что говорил апостол, звучало для него более чем странно. По речам Павла проконсул понимал, что перед ним человек умный и образованный, но не мог принять его слова о Воскресении Христа. Наверное, именно с таким выражением лица, как на картине Василия Сурикова, Фест сказал проповеднику: «Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до безумия!».
— А кто на полотне изображён на троне, с золотой диадемой на голове?
— Иудейский царь Агриппа. Он правил вместе со своей сестрой Вереникой, которую мы видим сидящей по левую руку от Феста.
— Красавица Вереника явно скучает. Видимо, ей не интересны богословские споры. А вот Агриппа настолько внимательно слушает Павла, что весь подался вперед.
— Агриппа воспринял разговор с апостолом, как словесный поединок. Фест пригласил царя на суд как эксперта. Сам проконсул считал христианство разновидностью иудейской веры, в которой тоже не разбирался. А еврейский монарх был знатоком библейских книг. И Василий Суриков показал, что в первую очередь к Агриппе Павел обращает свою речь. Фигуры иудейского монарха и христианского апостола — ключевые на этой картине.
— И как протекал их спор?
— Павел говорил настолько последовательно, убедительно и логично, что царю нечего было возразить. Он мог опровергать слова подсудимого, но не пророков, которых тот цитировал. А древние праведники свидетельствовали о Спасителе мира, которому надлежит быть Распятым и Воскреснуть. В ответ на пламенную проповедь апостола Агриппа лишь обронил иронично: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином»
— То есть, победа была за Павлом?
— Победил Спаситель, и не в споре, а в противостоянии злу. А Павел причастен к Его Победе, и тем силён. Василий Суриков сумел показать эту мощь в картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». Босой, в простой одежде, стоит христианин перед судьями. Но несомненная вера во Христа читается в его взгляде и жестах и преображает облик в образ победителя.
— Потрясающая картина! Я столько раз держала в руках её копию, а так бы хотелось увидеть оригинал!
— Думаю, это не составит особого труда! Полотно Василия Сурикова хранится в Третьяковской галерее.