
«Ключ без права передачи», студия Ленфильм, режиссёр Динара Асанова
— Класс вместо семьи. Ясно...
— Ну что ж... Это можно понять. Личная жизнь учителя и внеклассная работа совпадают. Поделились бы опытом, Мариночка. Считай, что ключ к 10-му «Б» только у вас.
— Это преувеличение. Потом, такой ключ они дают сами, кому и когда захотят. И, конечно, без права передачи посторонним.
«Ключ без права передачи» — так называется фильм, отрывок из которого только что прозвучал. Главная героиня картины — школьная учительница литературы Марина Максимовна. У молодого педагога особый подход к ученикам. Она общается с ними практически на равных. На уроках даёт возможность откровенно высказываться и о художественных произведениях, и о жизни. После школы общение учителя и ребят продолжается — уже в неформальной обстановке: ученики запросто приходят к Марине Максимовне домой, помогают по хозяйству, гуляют с её маленьким сыном. И делятся своими самыми сокровенными мыслями. Коллеги поражаются — как только молодой учительнице удаётся найти подход к классу, с которым у них самих — сплошные проблемы? Многие не против поучиться у Марины Максимовны.
Педагогическую и человеческую драму «Ключ без права передачи» сняла в 1976 году режиссёр Динара Асанова. Фильм получил специальный приз жюри 10-го Международного Московского кинофестиваля, почётный диплом Фестиваля лучших фильмов мира в Белграде и множество других престижных кинематографических наград. Сразу после выхода ленты на экран, в 1977 году, журнал «Искусство кино» писал, что работа Динары Асановой — не только о школе, проблемах педагогов и учеников. А прежде всего — о душе человеческой. «Проблематика фильма выходит за пределы экрана, выносится в русло жизни», — отмечала в своей статье искусствовед Тамара Мамаладзе.
И я с этим, пожалуй, соглашусь. Картина «Ключ без права передачи» определённо из разряда таких фильмов, о которых будешь ещё долго размышлять после просмотра. Примерять на себя мысли и поступки героев. Анализировать. И это не мене интересно, чем наблюдать за действием на экране. А оно, к слову, разворачивается стремительно. В школу приходит новый директор. Кирилл Алексеевич — бывший военный. Казалось бы, чего от него ожидать? Муштры, хождения строем. Однако история принимает неожиданный оборот. Однажды Марина Максимовна, её ученики и новый директор становятся участниками серьёзного конфликта, в котором проявятся моральные и духовные качества каждого из них. Я не буду раскрывать интригу до конца. Скажу только, что если попробовать очень просто, буквально одним словом, охарактеризовать картину Динары Асановой «Ключ без права передачи», то я бы сказал: это фильм о любви. О простой, человеческой любви к ближним.
Поразил меня и ещё один момент в фильме. Он происходит уже ближе к финалу. В откровенном разговоре всё с той же Мариной Максимовной, директор высказывает замечательную и очень мудрую мысль.
— Скажите, можно обидеть человека, заведомо зная, что ты умнее, талантливей, современнее его?
— Можно.
— Я думаю, что человек, которому дано... природой... Он должен быть добрый, он должен быть щедрый. А вам, по-моему, дано.
И в продолжение этой темы — на мой взгляд, главной темы фильма «Ключ без права передачи» — хотел бы привести любопытный факт. Специально для картины знаменитый поэт и бард Булат Окуджава написал песню, которая называется «Давайте восклицать». После выхода фильма песня стала невероятно популярной, и вы тоже наверняка её знаете. В ней есть простые и удивительные строчки: «Давайте понимать друг друга с полуслова / чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. / Давайте говорить друг другу комплименты — / ведь это всё любви счастливые моменты».
Быть добрее и внимательнее друг к другу, относиться к людям с любовью, не стремиться возвыситься над другими и делиться тем, что имеешь — вот к чему, как мне кажется, призывает нас фильм Динары Асановой «Ключ без права передачи».
Псалом 136. Богослужебные чтения

Среди множества псалмов есть один, который занимает исключительное место в православном богослужении, — и его пение происходит только в преддверии Великого поста, в центре храма, с приглушённым освещением. Речь идёт о 136-м псалме, «на реках Вавилонских». Давайте его послушаем.
Псалом 136.
[Давида.]
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сио́нских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!
Прозвучавший сейчас псалом пронзителен в искренности своего плача. Он ставит очень глубокий, я бы даже сказал, философский вопрос о внутреннем достоинстве человека и народа. Главный нерв псалма, который и задаёт его болезненность, — ситуация, когда захватчики пытаются вынудить пленённых евреев петь священные для них песни в качестве развлечения, и тем самым обесценить, обессмыслить их. Да, мы сегодня бы сказали: еврейский народ оказался в тяжелейшей психологической травме. Обстоятельства вокруг в один голос кричат: ваш Бог вас предал, оставил, бросил, не пришёл к вам на помощь! Так доведите своё дело до конца — профанируйте, обесценьте ваши внутренние святыни — сакральные песни — чтобы никогда больше ни вы, ни ваши дети не могли снова вернуться к предавшей вас вере! Представляете, какой огромный соблазн для народа, перед глазами которого — очевидная неизбежность жить до конца дней на чужбине?
И что же говорит народ — устами псалмопевца? Он решительно отказывается расчёсывать свои чувства саможалением! Повешенные на вербах музыкальные инструменты — своего рода «тихий бунт», добровольный пост на какие бы то ни было удовольствия и развлечения — даже когда весь народ глубоко подавлен произошедшим. Горькая чаша в руках, и она должна быть выпита до дна. Без всякого подслащивания!
Перед нами — прекрасная картина того, что такое настоящая вера и когда она действительно актуализируется. Только в ситуации, когда человек не получает вообще никаких «бонусов», «плюсиков» и «приятностей» от Бога, но оказывается на грани истощения своих сил — и при этом всё равно сохраняет верность Богу, не отворачивается от Него, не обижается на Него — хотя для этого уже есть тысяча причин — но, напротив, встаёт крепко, вплоть до самой смерти, на сохранение чистоты памяти о поруганных и уничтоженных святынях — такая вера пронзает своей силой небеса и в этой искренности уже начинает брезжить рассвет надежды!
Псалом 136. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 136. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда можно встретить верующих, которые очень печалятся от того, что не имеют никакого свидетельства от Бога о возможности для них спастись. Однако они печалятся напрасно, ведь именно о таком свидетельстве говорит апостол Павел в отрывке из 1-й и 2-й глав своего послания к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Религий и религиозных течений в мире очень много и каждое по-своему объясняет, как и почему возник мир. При этом исторически христианство было первой и единственной религией, утверждавшей, что Бог сотворил мир по любви. Общеизвестно, что для атеизма человек вообще случаен, тут ни о какой надежде на то, что ты нужен миру и речи нет. Но и в контексте многих других религий от людей ожидались лишь жертвы, поклонение и почитание. В христианстве же человек оказывается невероятно ценен и важен для Бога.
Зачастую люди вырастают в семьях и как будто бы по умолчанию уверены, что остальные члены семьи их любят, особенно родители, затем бабушки, дедушки, братья и сёстры, и другие родственники. Потом мы вырастаем и создаём семьи, так как неожиданно понимаем, что любим кого-то первоначально чужого, кого по закону родства не обязаны любить. Более того, этот человек тоже нас любит. Он нужен и дорог нам, а мы нужны и дороги ему. Но гарантирована ли эта любовь? Разве трагедия человеческих отношений, начиная с Адама и Евы, и тем более с Каина и Авеля, не свидетельствует о том, что наша любовь очень хрупка. А что говорить о людях, которые с детства по разным причинам оставлены родственниками. Каково это, когда ты не имеешь никого, кто любил бы тебя просто по факту твоего существования, кому ты был бы нужен просто так, как личность, а не как сотрудник или помощник?
И вот всем этим людям, и тем, кто ощущает себя искренне любимым, и тем, кто подозревает, что любим лишь условно, за заслуги и даже тем, кто вообще не знает, нужен ли он кому-нибудь в этом мире, во Христе открывается простая, но великая по своему значению истина, которая является основанием нашей надежды: Богу ты очень нужен, ты важен для Него и безусловно любим Им.
Однако, учитывая, что люди свободные существа, на одной любви Божией построить идею спасения действительно никак невозможно. Бог, конечно, Творец и Вседержитель, но сотворив человека свободным, Он может нас спасти, только если мы дадим Ему на это добро, если согласимся принять от Него спасение.
Но где же встретить Бога? Какие для этого избрать пути? Ответ, который даёт сегодня апостол Павел, очень прост: надо, во-первых, поверить во Христа, как в Того, Кто открыл нам Бога, как любящего Отца, и, во-вторых, постараться сознательно и свободно этой Божьей любви соответствовать, быть милосердным, сострадательным, не ссориться, не тщеславиться... Но со смиренномудрием заботиться не только о себе, но и о других. Кажется, это очень простые вещи, но не стоит ими пренебрегать... Ведь тому, кто хочет, чтобы Божия любовь наполнила его жизнь, нужно со своей стороны прилагать все силы к совершению дел любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер