
«Ключ без права передачи», студия Ленфильм, режиссёр Динара Асанова
— Класс вместо семьи. Ясно...
— Ну что ж... Это можно понять. Личная жизнь учителя и внеклассная работа совпадают. Поделились бы опытом, Мариночка. Считай, что ключ к 10-му «Б» только у вас.
— Это преувеличение. Потом, такой ключ они дают сами, кому и когда захотят. И, конечно, без права передачи посторонним.
«Ключ без права передачи» — так называется фильм, отрывок из которого только что прозвучал. Главная героиня картины — школьная учительница литературы Марина Максимовна. У молодого педагога особый подход к ученикам. Она общается с ними практически на равных. На уроках даёт возможность откровенно высказываться и о художественных произведениях, и о жизни. После школы общение учителя и ребят продолжается — уже в неформальной обстановке: ученики запросто приходят к Марине Максимовне домой, помогают по хозяйству, гуляют с её маленьким сыном. И делятся своими самыми сокровенными мыслями. Коллеги поражаются — как только молодой учительнице удаётся найти подход к классу, с которым у них самих — сплошные проблемы? Многие не против поучиться у Марины Максимовны.
Педагогическую и человеческую драму «Ключ без права передачи» сняла в 1976 году режиссёр Динара Асанова. Фильм получил специальный приз жюри 10-го Международного Московского кинофестиваля, почётный диплом Фестиваля лучших фильмов мира в Белграде и множество других престижных кинематографических наград. Сразу после выхода ленты на экран, в 1977 году, журнал «Искусство кино» писал, что работа Динары Асановой — не только о школе, проблемах педагогов и учеников. А прежде всего — о душе человеческой. «Проблематика фильма выходит за пределы экрана, выносится в русло жизни», — отмечала в своей статье искусствовед Тамара Мамаладзе.
И я с этим, пожалуй, соглашусь. Картина «Ключ без права передачи» определённо из разряда таких фильмов, о которых будешь ещё долго размышлять после просмотра. Примерять на себя мысли и поступки героев. Анализировать. И это не мене интересно, чем наблюдать за действием на экране. А оно, к слову, разворачивается стремительно. В школу приходит новый директор. Кирилл Алексеевич — бывший военный. Казалось бы, чего от него ожидать? Муштры, хождения строем. Однако история принимает неожиданный оборот. Однажды Марина Максимовна, её ученики и новый директор становятся участниками серьёзного конфликта, в котором проявятся моральные и духовные качества каждого из них. Я не буду раскрывать интригу до конца. Скажу только, что если попробовать очень просто, буквально одним словом, охарактеризовать картину Динары Асановой «Ключ без права передачи», то я бы сказал: это фильм о любви. О простой, человеческой любви к ближним.
Поразил меня и ещё один момент в фильме. Он происходит уже ближе к финалу. В откровенном разговоре всё с той же Мариной Максимовной, директор высказывает замечательную и очень мудрую мысль.
— Скажите, можно обидеть человека, заведомо зная, что ты умнее, талантливей, современнее его?
— Можно.
— Я думаю, что человек, которому дано... природой... Он должен быть добрый, он должен быть щедрый. А вам, по-моему, дано.
И в продолжение этой темы — на мой взгляд, главной темы фильма «Ключ без права передачи» — хотел бы привести любопытный факт. Специально для картины знаменитый поэт и бард Булат Окуджава написал песню, которая называется «Давайте восклицать». После выхода фильма песня стала невероятно популярной, и вы тоже наверняка её знаете. В ней есть простые и удивительные строчки: «Давайте понимать друг друга с полуслова / чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. / Давайте говорить друг другу комплименты — / ведь это всё любви счастливые моменты».
Быть добрее и внимательнее друг к другу, относиться к людям с любовью, не стремиться возвыситься над другими и делиться тем, что имеешь — вот к чему, как мне кажется, призывает нас фильм Динары Асановой «Ключ без права передачи».
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема