
«Ключ без права передачи», студия Ленфильм, режиссёр Динара Асанова
— Класс вместо семьи. Ясно...
— Ну что ж... Это можно понять. Личная жизнь учителя и внеклассная работа совпадают. Поделились бы опытом, Мариночка. Считай, что ключ к 10-му «Б» только у вас.
— Это преувеличение. Потом, такой ключ они дают сами, кому и когда захотят. И, конечно, без права передачи посторонним.
«Ключ без права передачи» — так называется фильм, отрывок из которого только что прозвучал. Главная героиня картины — школьная учительница литературы Марина Максимовна. У молодого педагога особый подход к ученикам. Она общается с ними практически на равных. На уроках даёт возможность откровенно высказываться и о художественных произведениях, и о жизни. После школы общение учителя и ребят продолжается — уже в неформальной обстановке: ученики запросто приходят к Марине Максимовне домой, помогают по хозяйству, гуляют с её маленьким сыном. И делятся своими самыми сокровенными мыслями. Коллеги поражаются — как только молодой учительнице удаётся найти подход к классу, с которым у них самих — сплошные проблемы? Многие не против поучиться у Марины Максимовны.
Педагогическую и человеческую драму «Ключ без права передачи» сняла в 1976 году режиссёр Динара Асанова. Фильм получил специальный приз жюри 10-го Международного Московского кинофестиваля, почётный диплом Фестиваля лучших фильмов мира в Белграде и множество других престижных кинематографических наград. Сразу после выхода ленты на экран, в 1977 году, журнал «Искусство кино» писал, что работа Динары Асановой — не только о школе, проблемах педагогов и учеников. А прежде всего — о душе человеческой. «Проблематика фильма выходит за пределы экрана, выносится в русло жизни», — отмечала в своей статье искусствовед Тамара Мамаладзе.
И я с этим, пожалуй, соглашусь. Картина «Ключ без права передачи» определённо из разряда таких фильмов, о которых будешь ещё долго размышлять после просмотра. Примерять на себя мысли и поступки героев. Анализировать. И это не мене интересно, чем наблюдать за действием на экране. А оно, к слову, разворачивается стремительно. В школу приходит новый директор. Кирилл Алексеевич — бывший военный. Казалось бы, чего от него ожидать? Муштры, хождения строем. Однако история принимает неожиданный оборот. Однажды Марина Максимовна, её ученики и новый директор становятся участниками серьёзного конфликта, в котором проявятся моральные и духовные качества каждого из них. Я не буду раскрывать интригу до конца. Скажу только, что если попробовать очень просто, буквально одним словом, охарактеризовать картину Динары Асановой «Ключ без права передачи», то я бы сказал: это фильм о любви. О простой, человеческой любви к ближним.
Поразил меня и ещё один момент в фильме. Он происходит уже ближе к финалу. В откровенном разговоре всё с той же Мариной Максимовной, директор высказывает замечательную и очень мудрую мысль.
— Скажите, можно обидеть человека, заведомо зная, что ты умнее, талантливей, современнее его?
— Можно.
— Я думаю, что человек, которому дано... природой... Он должен быть добрый, он должен быть щедрый. А вам, по-моему, дано.
И в продолжение этой темы — на мой взгляд, главной темы фильма «Ключ без права передачи» — хотел бы привести любопытный факт. Специально для картины знаменитый поэт и бард Булат Окуджава написал песню, которая называется «Давайте восклицать». После выхода фильма песня стала невероятно популярной, и вы тоже наверняка её знаете. В ней есть простые и удивительные строчки: «Давайте понимать друг друга с полуслова / чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. / Давайте говорить друг другу комплименты — / ведь это всё любви счастливые моменты».
Быть добрее и внимательнее друг к другу, относиться к людям с любовью, не стремиться возвыситься над другими и делиться тем, что имеешь — вот к чему, как мне кажется, призывает нас фильм Динары Асановой «Ключ без права передачи».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов