— Спасибо, что показал мне Новгород, дядя Андрей! Мне очень понравились Софийский собор, пешеходный мост через Волхов, древний Кремль-детинец. И Новгородский музей-заповедник, в котором мы сейчас находимся. Хотя и по дому я уже соскучился. Москва всё чаще вспоминается.
— А вот, Паша, ещё одно напоминание о ней — картина Клавдия Лебедева «Василий Блаженный», написанная в 1902 году. Герою этого полотна посвящён собор на Красной площади.
— Тот самый — яркий, праздничный, с разноцветными куполами?
— Именно так. Один из узнаваемых символов столицы.
— Я столько раз любовался этим храмом, но никогда не задумывался о святом, имя которого он носит. Расскажи мне о Василии Блаженном?
— Если кратко — родился святой в 1468 году в Москве. В шестнадцать лет взял на себя подвиг юродства — мнимого безумия ради Христа. Смело обличал всякую несправедливость, не боялся говорить правду самому царю, Ивану Грозному. Милостыню, поданную сострадательными людьми, сразу же раздавал нуждающимся. В летний зной и лютый мороз ходил по городу босой, в одной рубахе.
— В таком виде Василий Блаженный представлен и на картине Клавдия Лебедева. Он стоит на заснеженных ступенях храма и что-то говорит голубям, а птицы внимательно его слушают.
— Так художник показал, насколько подвижник приблизился к Богу. Животные, как писал преподобный Исаак Сирин, тянутся к святым, потому что чувствуют запах Рая. Беседа блаженного с голубями — знаковая подробность, коих немало на полотне Клавдия Лебедева.
— А какие ещё?
— К примеру, обрати внимание — снег под босыми ногами юродивого не тает. Тоже выразительный символ — человек устремился душой к небу, и телом уже почти не живёт на земле.
— А почему у Василия на голове корона?
— Это не корона, Паша. На голове блаженного тяжёлая конструкция из железных пластин. А на шее, видишь — толстые цепи с крестами. Это вериги, святые носили их ради смирения плоти. Но Клавдий Лебедев неспроста изобразил головной убор юродивого в виде царского венца. По замыслу художника орудие аскетического подвига тоже стало приметой Небесного Царства.
— Как полно Клавдий Лебедев передал образ Василия Блаженного! Тут не достаточно хорошо рисовать, нужно разбираться в истории Церкви, знать основы православной веры.
— Такое глубокое погружение в тему не удивительно. Клавдий Васильевич вырос в семье сельского иконописца, с детства знал жития многих святых. Сам писал иконы, по окончании Санкт-Петербургской академии художеств расписывал Вознесенский собор в городе Ельце.
— А в каком возрасте Лебедев написал картину «Василий Блаженный»?
— В пятьдесят лет. В полотне отразилось и зрелое мастерство художника, и его крепкая вера, и любовь к святому персонажу картины.
— Любовь, которую я теперь разделяю! И любуясь собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве, непременно вспомню святого, и помолюсь ему.
Картину Клавдия Лебедева «Василий Блаженный» можно увидеть в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 218 зач., I, 16-23.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заинтересовавшись церковной жизнью и обратившись к церковной литературе, мы погружаемся в мир богословия, библеистки, святоотеческой литературы, открываем для себя историю Церкви и её богослужения. Но к какому знанию стремились первые христиане и в чём его черпали, если собственно христианской литературы ещё не было? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Человеку, который посещает обычные книжные магазины и видит, что христианству посвящены одна-две полки в захудалом шкафчике с религиозной литературой, может быть, сложно себе представить, что есть целые магазины с христианскими книгами, где одной истории Церкви может быть посвящено несколько полок, не говоря уже о святоотеческой письменности, житиях святых или книгах о вопросах современной жизни. Когда церковный человек бывает в таких магазинах, у него возникает одна мысль — чтобы это всё перечитать, никакого времени не хватит.
А что было у христиан древности? Были ветхозаветные Писания, были устные предания и небольшое число апостольских писем. Кроме того, в течение второй половины первого века появлялись собственно тексты евангелистов. Вся остальная литература представляла собой языческие сочинения: философские, художественные, мифологические... самые разные. Иногда в них встречалось нечто доброе и даже полезное, неслучайно древнехристианские авторы называли философию детоводителем язычников ко Христу и рассуждали о возможной пользе для юношества некоторых языческих книг. Но самих по себе христианских текстов было чрезвычайно мало.
В то же время, обратившись к сегодняшнему тексту, мы увидим, что апостол непрестанно благодарит Господа о братьях по вере. Он молится, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его. Сегодня мы окружены книгами, что само по себе не может не радовать. Но вот мы слышим слова апостола и у нас возникает вопрос: о каком познании Бога говорит апостол, если его ученикам практически нечего было читать? Ведь когда мы приходим в церковь, чтобы узнать нечто о Боге, — нам советуют книги... Наше возможное недоумение связано с тем, что для человека нашего времени, воспитанного в научной парадигме, выражения «знать Бога» и «знать нечто о Боге» практически совпадают по смыслу. Именно поэтому мы акцентируем внимание на прочитанном и всё время думаем, что бы нам такого ещё прочитать, чтобы получше разобраться в вопросах веры. Для апостола Павла вопросы, связанные с содержанием веры, несомненно, очень важны, но, когда он говорит о познании Бога, Он имеет в виду не количество знаний, но углубление духовного опыта, в результате которого просвещаются сердечные очи, то есть исцеляется внутреннее, духовное зрение. Благодаря этому исцелению мы начинаем по-другому видеть не только свои отношения с Богом, но самих себя и отношения друг с другом. Если мы будем стремиться не просто знать нечто о Боге, Церкви или христианской культуре, но знать Самого Бога как Отца и Господа, если Он станет для нас Личностью, с которой мы собеседуем в молитвах, которой мы доверяем, в которой сосредоточена вся наша надежда, всё наше формальное, книжное знание изменится, станет более глубоким и плодотворным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Чудо». Священник Антоний Борисов
В этой программе вместе с доцентом Московской духовной академии священником Антонием Борисовым мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Чудо» и говорили о том, в каких отношениях находятся религия и наука и в чем смысл чудес, описанных в Евангелии.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Ожидание Рождества Христова;
— Рождественский пост;
— Повышенные ритмы современного мира;
— Чувство рождественской радости;
— Участие в богослужениях — служение, молитва, дело
Ведущий: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Чудо». Священник Антоний Борисов
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 03.01.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов