
В ворота Зимнего Дворца в Петербурге — главной императорской резиденции — вошёл скромно одетый мужчина средних лет. Слегка прищурив близорукие глаза, сквозь золотое пенсне он смотрел вокруг с любопытством ребёнка. Такого поворота в своей жизни этот человек не ожидал! Подумать только: его, простого художника, сам император Александр III пригласил давать уроки живописи своим детям! Уже несколько раз мужчина приходил во дворец. И никак не мог привыкнуть. Всё казалось необычным, новым. Даже имя ему здесь дали новое. Был, по-немецки, Карлом. А стал именоваться по-русски — Кириллом. Он ничего не имел против — наоборот, ему это нравилось. Он вообще умел радоваться жизни и очень любил людей. Светлым и добрым человеком был художник Кирилл Викентьевич Лемох.
Немец по крови, он родился и вырос в Москве. И, в сущности, всегда чувствовал себя самым что ни на есть русским человеком. Отец Лемоха преподавал музыку. А сам он уже с детства проявлял интерес к живописи. По горячей просьбе Кирилла родители определили его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив его, Лемох отправился в Петербург — там он поступил в Императорскую Академию художеств. Преподаватели быстро разглядели в нём талант. За одну из своих студенческих картин Кирилл Лемох получил Малую золотую медаль. Столь высоко Академия оценила его полотно на Библейский сюжет — «Моисей источает воду из скалы».
Однако прославился художник Кирилл Лемох прежде всего как певец крестьянского быта. Деревенские жители, их беды и радости, будни и праздники стали главными мотивами в его творчестве. Заняв, неожиданно для самого себя, в 1880 году должность учителя рисования в императорском дворце, Кирилл Викентьевич получал приличное жалованье. Картины его тоже охотно покупали. Очень скоро Лемох смог осуществить свою давнюю мечту. В подмосковной деревеньке Ховрино он построил дачу. В доме была просторная мастерская и несколько жилых комнат. Как только выдавалось свободное время, художник спешил туда из шумного Петербурга. Ему нравилось проводить время в окружении крестьян. При этом Кирилл Викентьевич был отнюдь не сторонним наблюдателем. Он сблизился с этими людьми, и всеми силами помогал им. В деревне не нашлось бы, наверное, ни одного жителя, который хоть раз не позировал Лемоху для его полотен. Натурщиков своих живописец щедро награждал. А те искренне не понимали — и за что барин им столько платит? Они ведь ничего не делали. Просто немного постояли или посидели. Можно сказать — отдохнули!
Рисуя крестьян, Лемох всегда ненавязчиво и деликатно расспрашивал их о жизни. И вовсе не из праздного любопытства. Известен случай, когда Кирилл Викентьевич как бы невзначай поинтересовался у маленькой натурщицы, часто ли она пьёт молоко. Девочка простодушно ответила, что молока она не пьёт совсем, потому что коровы нет, и купить её не на что. А уже на следующий день во дворе у них громко мычала бурёнка. Кирилл Викентьевич купил корову на воскресной ярмарке и подарил бедной семье. Он строил новые избы погорельцам. Оплатил из личных средств устройство деревенского колодца — чтобы жители больше не пили воду из ручья. При сельской Знаменской церкви организовал и содержал приходскую школу для ребятишек. Крестьянских детей он всем сердцем любил. И с одинаковым трепетом изображал на своих полотнах и великого князя Михаила Александровича, и никому не известную деревенскую девочку в скромном платке и простеньком платьице.
Одну из ярких характеристик Кирилла Викентьевича Лемоха оставил в своих воспоминаниях его коллега и друг, передвижник Яков Минченков. Он писал, что сущность души художника составляла безусловная честность, готовность всякому помочь, и поистине святая простота.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.