Остров Кипр не только известный морской курорт, но и место с мощнейшей христианской цивилизацией. Христианство присутствует здесь с первого века от Рождества Христова, а здешняя Церковь является хранительницей удивительных святынь. Одна из них - Киккская икона Богоматери. По преданию, она была написана апостолом Лукой, но история этого образа чётко прослеживается только с десятого века, когда икона оказалась в собственности византийских императоров из династии Комнинов. С одним из них, императором Алексием, и связан ключевой момент в истории Киккской иконы. Как-то ему во сне было видение, что любимая им реликвия должна быть перевезена на Кипр. Точно такое же видение посетило кипрского губернатора и местного подвижника Исайю.
Император Алексий очень не хотел расставаться с иконой, но не осмелился противиться повелению небес. В знак своей скорби он приказал завесить верхнюю часть образа расшитой пеленой, чтобы быть последним человеком, созерцавшим икону во всей её красоте. Икона в таком состоянии была доставлена на Кипр и помещена в специально основанный к приезду монастырь. Обитель, а вместе с ней и икона, были названы Киккскими из-за особого кустарника, росшего в тех местах. Киккская икона до сих пор пребывает в монастыре именно в таком уникальном, наполовину завешенном состоянии. В течение веков людям доступна для созерцания только нижняя часть образа. И то - видны не краски, а драгоценный оклад, форма которого как будто повторяет рисунок иконы.
Кто-то может спросить - неужели православие настолько консервативно, что даже блажь давно умершего императора оно не дерзает нарушить? Но не всё так просто. В 17 веке Александрийский патриарх дерзнул заглянуть под покров иконы и временно ослеп. Тогда всем стало понятно, что сама Богоматерь не хочет открывать свой образ. Таким образом, запрет стал понятен, но причина его выяснилась уже в следующем 18 веке.
Кипр тогда был объят жестокой засухой. Природа страдала, почти вся растительность острова погибла. Монахи Киккской обители молились Богородице о даровании дождя. В религиозном порыве они взяли икону и подняли её на вершину горы к северу от монастыря. Повернув образ ликом к небу, они сняли покров так, чтобы самим не видеть лица Богородицы и усилили молитву. Неожиданно пошёл дождь, и засуха прекратилась. Монахам стало понятно, что покров с иконы снимать можно, но только в особых случаях, когда ситуация не может разрешиться без прямого вмешательства Богоматери.
Гора, на вершине которой молились монахи, была прозвана “троном”, поскольку для последующих размещений там иконы братия устроила постамент, напоминающий внешне трон. Сегодня этот постамент сделан из камня, а рядом с ним похоронен знаменитый архиепископ Макариос, первый президент Кипра в новейшей его истории.
Киккская икона считается защитницей острова и очень почитается киприотами. Они так же, как и века назад, не дерзают поднимать её покров. Если необходимо заменить покров, монахи Киккской обители производят смену завесы в абсолютной темноте, чтобы не нарушить древний запрет. Таким образом, уникальная традиция продолжает жить на Кипре в течение многих веков.
«Преподобный Феодор Студит о пасхальной радости». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме пасхальной радости, из поучений преподобного Феодора Студита «О Пасхе».
Разговор шел о значении и духовных смыслах Воскресения Христова, а также о том, как сохранять пасхальную радость.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Церковной горячей линии «Милосердие» важна поддержка

Две сумки с вещами и одно место в тёмном подвале дома в городе Мариуполе — это всё, что было у Андрея и Елены 3 года назад. Что делать дальше — они не знали.
Елена вспоминает: «Как-то в наш подвал пробрался знакомый и сказал, что раздобыл бензин и машину. Предложил выбираться в шесть утра и мчаться в сторону Крыма. „Кто со мной?“ — спросил он. Рискнули несколько человек. Мы забились под завязку в легковую машину и выдвинулись затемно. Добрались до развилки — одна дорога вела в сторону Украины, вторая — через Бердянск в Россию. На этом месте каждый сделал свой выбор. Мы с Андреем побрели в сторону российского лагеря с добровольцами».
Елену с мужем эвакуировали в Екатеринбург. Там они обратились в местный церковный Штаб помощи беженцам. Его сотрудники и волонтёры помогали супругам выжить и освоиться в незнакомом городе. А спустя время Андрей и Елена узнали, что у Православной Церкви есть ещё и горячая линия социальной помощи «Милосердие», куда можно обратиться в любой сложной ситуации. Супруги так и сделали. Они попросили помочь им вернуться в родной город, который активно возрождается, и оформить документы на получение нового жилья взамен разрушенного.
Сотрудники церковной горячей линии социальной помощи «Милосердие» взяли их под своё крыло. Их стараниями Андрей и Елена смогли добраться до Мариуполя и продолжить свой путь к новой жизни!
Каждый месяц на номер церковной горячей линии 8 800 70 70 222 звонят до пяти тысяч человек, попавших в беду! И чтобы у проекта была возможность откликаться на все просьбы оперативно — приобретать билеты, продукты, лекарства и многое другое — ему важна поддержка. Сделать благотворительный взнос в пользу подопечных горячей линии можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые мученики за Христа». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о первом мученике за Христа — архидиаконе Стефане, а также о том, как и кем огранизовывались первые гонения на христиан.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Четвертая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена сложным моментам первых лет существования христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер