Остров Кипр не только известный морской курорт, но и место с мощнейшей христианской цивилизацией. Христианство присутствует здесь с первого века от Рождества Христова, а здешняя Церковь является хранительницей удивительных святынь. Одна из них - Киккская икона Богоматери. По преданию, она была написана апостолом Лукой, но история этого образа чётко прослеживается только с десятого века, когда икона оказалась в собственности византийских императоров из династии Комнинов. С одним из них, императором Алексием, и связан ключевой момент в истории Киккской иконы. Как-то ему во сне было видение, что любимая им реликвия должна быть перевезена на Кипр. Точно такое же видение посетило кипрского губернатора и местного подвижника Исайю.
Император Алексий очень не хотел расставаться с иконой, но не осмелился противиться повелению небес. В знак своей скорби он приказал завесить верхнюю часть образа расшитой пеленой, чтобы быть последним человеком, созерцавшим икону во всей её красоте. Икона в таком состоянии была доставлена на Кипр и помещена в специально основанный к приезду монастырь. Обитель, а вместе с ней и икона, были названы Киккскими из-за особого кустарника, росшего в тех местах. Киккская икона до сих пор пребывает в монастыре именно в таком уникальном, наполовину завешенном состоянии. В течение веков людям доступна для созерцания только нижняя часть образа. И то - видны не краски, а драгоценный оклад, форма которого как будто повторяет рисунок иконы.
Кто-то может спросить - неужели православие настолько консервативно, что даже блажь давно умершего императора оно не дерзает нарушить? Но не всё так просто. В 17 веке Александрийский патриарх дерзнул заглянуть под покров иконы и временно ослеп. Тогда всем стало понятно, что сама Богоматерь не хочет открывать свой образ. Таким образом, запрет стал понятен, но причина его выяснилась уже в следующем 18 веке.
Кипр тогда был объят жестокой засухой. Природа страдала, почти вся растительность острова погибла. Монахи Киккской обители молились Богородице о даровании дождя. В религиозном порыве они взяли икону и подняли её на вершину горы к северу от монастыря. Повернув образ ликом к небу, они сняли покров так, чтобы самим не видеть лица Богородицы и усилили молитву. Неожиданно пошёл дождь, и засуха прекратилась. Монахам стало понятно, что покров с иконы снимать можно, но только в особых случаях, когда ситуация не может разрешиться без прямого вмешательства Богоматери.
Гора, на вершине которой молились монахи, была прозвана “троном”, поскольку для последующих размещений там иконы братия устроила постамент, напоминающий внешне трон. Сегодня этот постамент сделан из камня, а рядом с ним похоронен знаменитый архиепископ Макариос, первый президент Кипра в новейшей его истории.
Киккская икона считается защитницей острова и очень почитается киприотами. Они так же, как и века назад, не дерзают поднимать её покров. Если необходимо заменить покров, монахи Киккской обители производят смену завесы в абсолютной темноте, чтобы не нарушить древний запрет. Таким образом, уникальная традиция продолжает жить на Кипре в течение многих веков.
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема