Остров Кипр не только известный морской курорт, но и место с мощнейшей христианской цивилизацией. Христианство присутствует здесь с первого века от Рождества Христова, а здешняя Церковь является хранительницей удивительных святынь. Одна из них - Киккская икона Богоматери. По преданию, она была написана апостолом Лукой, но история этого образа чётко прослеживается только с десятого века, когда икона оказалась в собственности византийских императоров из династии Комнинов. С одним из них, императором Алексием, и связан ключевой момент в истории Киккской иконы. Как-то ему во сне было видение, что любимая им реликвия должна быть перевезена на Кипр. Точно такое же видение посетило кипрского губернатора и местного подвижника Исайю.
Император Алексий очень не хотел расставаться с иконой, но не осмелился противиться повелению небес. В знак своей скорби он приказал завесить верхнюю часть образа расшитой пеленой, чтобы быть последним человеком, созерцавшим икону во всей её красоте. Икона в таком состоянии была доставлена на Кипр и помещена в специально основанный к приезду монастырь. Обитель, а вместе с ней и икона, были названы Киккскими из-за особого кустарника, росшего в тех местах. Киккская икона до сих пор пребывает в монастыре именно в таком уникальном, наполовину завешенном состоянии. В течение веков людям доступна для созерцания только нижняя часть образа. И то - видны не краски, а драгоценный оклад, форма которого как будто повторяет рисунок иконы.
Кто-то может спросить - неужели православие настолько консервативно, что даже блажь давно умершего императора оно не дерзает нарушить? Но не всё так просто. В 17 веке Александрийский патриарх дерзнул заглянуть под покров иконы и временно ослеп. Тогда всем стало понятно, что сама Богоматерь не хочет открывать свой образ. Таким образом, запрет стал понятен, но причина его выяснилась уже в следующем 18 веке.
Кипр тогда был объят жестокой засухой. Природа страдала, почти вся растительность острова погибла. Монахи Киккской обители молились Богородице о даровании дождя. В религиозном порыве они взяли икону и подняли её на вершину горы к северу от монастыря. Повернув образ ликом к небу, они сняли покров так, чтобы самим не видеть лица Богородицы и усилили молитву. Неожиданно пошёл дождь, и засуха прекратилась. Монахам стало понятно, что покров с иконы снимать можно, но только в особых случаях, когда ситуация не может разрешиться без прямого вмешательства Богоматери.
Гора, на вершине которой молились монахи, была прозвана “троном”, поскольку для последующих размещений там иконы братия устроила постамент, напоминающий внешне трон. Сегодня этот постамент сделан из камня, а рядом с ним похоронен знаменитый архиепископ Макариос, первый президент Кипра в новейшей его истории.
Киккская икона считается защитницей острова и очень почитается киприотами. Они так же, как и века назад, не дерзают поднимать её покров. Если необходимо заменить покров, монахи Киккской обители производят смену завесы в абсолютной темноте, чтобы не нарушить древний запрет. Таким образом, уникальная традиция продолжает жить на Кипре в течение многих веков.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема