В России Масленицей называется неделя перед наступлением Великого поста. Само название "масленица" возникло благодаря тому, что в течение этой недели мясо по церковному уставу уже изымается из рациона, но еще можно есть различные молочные продукты, сливочное масло в том числе. Отсюда и масленица. На масленицу в России принято устраивать веселые гуляния, люди получают возможность вдоволь повеселиться перед наступлением Великого поста - времени для особого воздержания и духовного подвига.
Итак, в России масленица длится одну неделю. А вот в православной Грузии ее принято отмечать ДВЕ недели. Первая часть грузинской масленицы, ее первая неделя называется “Кеенобой”, вторая – “Берикаобой”. О “Берикаобе” мы с вами в одной из программ уже говорили. Наступило время для рассказа о “Кеенобе”.
Кееноба - та часть подготовки грузин к Великому посту, когда еще можно есть мясо. Вот почему в течение Кеенобы буквально надо всей Грузией стоит притягательнейший аромат шашлыка. Впрочем, им одним дело не ограничивается. Православные грузины в течение Кеенобы проявляют чудеса кулинарии и готовят самые разнообразные мясные блюда. Безусловно, не только для того, чтобы отведать самим, но и чтобы угостить родственников и друзей. Ведь кееноба – это еще и время для хождения в гости.
Но не только в шашлыке особенность Кеенобы. Название “кееноба” происходит от слова “кеен”, то есть “царь”. В древние времена кееноба являлась временем поддержания патриотического духа грузин. В ходе Кеенобы в грузинских городах и селах разыгрывались театральные представления. В город якобы врывались иноземные захватчики во главе со своим царем – “кееном” и захватывали в городе власть.
Красочно одетые актеры закрывали свои лица масками упомянутого уже царя, кеена, его супруги, визиря, а также воинов, напоминавших янычар. Театральное нашествие напоминало грузинам о реальных нападениях, которые совершали турки и персы на их страну. В ходе Кеенобы шуточные захватчики также игровым образом свергались и после такой победы начинались массовые гуляния.
При помощи Кеенобы грузины укрепляли свой дух, напоминали себе об обязанности защищать свою православную культуру. В советские годы традиция Кеенобы в Грузии была запрещена. В связи с ее православно-патриотическими корнями. В наши дни кееноба в Грузии возрождается. И пусть многие грузины воспринимают ее просто как народную традицию. Будем надеяться, что в скором времени кееноба вновь займет в грузинской культуре место особой подготовительной недели перед Великим постом.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о кеенобе - первой части грузинской масленицы.
1 декабря. О личности Николая Лобачевского

Сегодня 1 декабря. В этот день в 1792 году родился русский математик Николай Лобачевский.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Николай Лобачевский родился в Нижегородской губернии. Его мать рано вдовела, на ее попечении осталось трое детей. Все они поступили в гимназию при Казанском университете, потому что только там дети разночинцев могли получать образование бесплатно. Любовь к математике проявилась в нем в ранние годы. Он самостоятельно изучал труды Гаусса, Лежандра и других великих математиков. На лекциях он скучал и скоро вообще перестал их посещать. На формирование его личности сильно повлияла смерть его брата Александра, который утонул у него на глаза. Медики долго пытались вернуть утопшего к жизни, но не смогли. После этого Лобачевский забросил математику и решил стать врачом. В течение двух лет, пропадая в анатомическом театре, он пытался изобрести универсальную математическую формулу, которая смогла бы помогать человеку в любых недугах. Конечно, ему это не удалось. Несколько раз за время учебы он был на грани исключения из университета за худое поведение. То он ездил по университетскому саду верхом на корове, то дрался с доносчиками, а однажды на спор даже перепрыгнул через преподавателя, опираясь ему на плечи. Однако всегда находил в себе защитников среди профессоров, признававших его гениальность. В молодости, часто сталкиваясь с человеческой несправедливостью, а в зрелом возрасте, с насмешками над своими трудами, он стал отождествлять ее с Богом, не умея различить божественное от человеческого. Пройдя путь от студента Казанского университета до ректора, он оставил гениальные труды по астрономии, физике, алгебре, математическому анализу и гиперболической геометрии. Благодаря ему мы теперь знаем, что параллельные прямые все же пересекаются где-то там в бесконечности. Своим ученикам он оставил завет, земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний и передать его другим.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О неотложности духовной жизни
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите».
О неотложности духовной жизни — священник Николай Дубинин.
Господь своим ученикам говорит прямо. Настанет время, когда вы захотите меня увидеть, но уже не сможете, не будет у вас такой возможности. И размышляя над этими строками Евангелия, нужно задать себе вопрос. А не случается ли так в нашей духовной жизни, когда мы откладываем на потом то, что нам дано сегодня? Например, нам дана возможность свободно посещать храм, богослужение, причащаться, исповедоваться, крестить своих детей. Подумать только, еще несколько десятилетий назад это было невозможно. Невозможно было ходить открыто в храм, крестить и так далее. За это гнали, за это сажали в тюрьмы. И вот наша ответственность, как христиан, состоит в том, чтобы дар Божий не обесценить, не превратить его в обыденность, не замылить глаз, наша степень ответственности в том, чтобы этот дар мы всегда берегли и благодарили Бога за этот дар и воспринимали его как дар. Поэтому обязательно нужно приучать себя еженедельно посещать храм, регулярно причащаться и благодарить Бога за то, что нам сегодня дано.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают».
О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры — протоиерей Максим Горожанкин.
В жизни человека может случиться такое испытание, когда ему вдруг покажется, что он является специалистом во всех областях. Это может касаться и представителя духовенства, и мирянина, и вот об этом пишет святой апостол Павел. Мы должны быть искусными, прежде всего, в духовной жизни, и, упражняясь в жизни духовной, должны в первую очередь учить себя. Учить себя смирению, учить себя духовной жизни. И, видя нашу духовную жизнь, другие люди будут и безмолвно поучаться от нас тем плодам, которые эта духовная жизнь дает и нам, и тем людям, которые рядом с нами. В духовной жизни нет глагола «смирять», есть глагол «смиряться». И вот дай Господь каждому из нас смиряться друг перед другом, не особенно поучая друг друга на словах, чтобы не впадать нам в нравоучения пустые, а радоваться друг о друге во Христе Иисусе Господе наш.
Все выпуски программы Актуальная тема












