
В декабре 1552 года по указанию Ивана Грозного в Казань приехали псковские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй. Им, строителям Московского собора Василия Блаженного, царь поручил возвести Казанский каменный кремль. Современник Ивана Грозного, английский дипломат Джайлс Флетчер в своей книге «О государстве Русском» назвал новую крепость в Казани прекрасной и неприступной.
В 1555 году Казань стала центром обширной православной епархии. Церковную кафедру возглавил архиепископ Гурий (Руготин). Владыка позаботился о строительстве каменного кафедрального собора. За шесть лет псковские каменщики под началом Постника Яковлева и Ивана Ширяя построили на территории Казанского кремля храм Благовещения Пресвятой Богородицы. За основу проекта мастера взяли Московский Успенский собор, подчеркнув этим статус Казани. Стены церковного здания сложили из волжского известняка, добываемого на противоположном берегу реки. Боковые приделы пятиглавого трёхапсидного храма посвятили русским святым — благоверным князьям Борису и Глебу и Муромским чудотворцам Петру и Февронии.
Более трёх веков, вплоть до скорбных событий начала двадцатого века, Благовещенский храм оставался кафедральным собором Казанских архипастырей. В течение этого времени здание не раз перестраивалось. Так, в конце семнадцатого века окна в храме сделали более широкими. Еще чуть позже шлемовидные маковки боковых глав поменяли на луковичные. В начале девятнадцатого столетия крытая галерея соединила собор с архиерейским домом. Пристроенная тогда же мощная трапезная существенно расширила площадь храма.
Главной святыней Благовещенского собора на протяжении столетий оставалась рака с мощами Казанского первосвятителя Гурия. Когда храм закрыли после революции 1917 года, святые останки архипастыря верующие спасли от поругания, перенося из церкви в церковь. Сейчас реликвия хранится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. В 2005 году попечением первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева Благовещенский собор был реставрирован. И часть мощей святителя Гурия поместили здесь в раке под резной сенью.
На территории Благовещенского храма также сохранилась древняя келья архиепископа Гурия с фреской шестнадцатого века «Нерукотворный образ Спасителя». Над кельей стоит небольшая часовенка 1906 года постройки. Это святое место неизменно привлекает внимание благочестивых путешественников, осматривающих великолепный комплекс Казанского кремля.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер