
В декабре 1552 года по указанию Ивана Грозного в Казань приехали псковские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй. Им, строителям Московского собора Василия Блаженного, царь поручил возвести Казанский каменный кремль. Современник Ивана Грозного, английский дипломат Джайлс Флетчер в своей книге «О государстве Русском» назвал новую крепость в Казани прекрасной и неприступной.
В 1555 году Казань стала центром обширной православной епархии. Церковную кафедру возглавил архиепископ Гурий (Руготин). Владыка позаботился о строительстве каменного кафедрального собора. За шесть лет псковские каменщики под началом Постника Яковлева и Ивана Ширяя построили на территории Казанского кремля храм Благовещения Пресвятой Богородицы. За основу проекта мастера взяли Московский Успенский собор, подчеркнув этим статус Казани. Стены церковного здания сложили из волжского известняка, добываемого на противоположном берегу реки. Боковые приделы пятиглавого трёхапсидного храма посвятили русским святым — благоверным князьям Борису и Глебу и Муромским чудотворцам Петру и Февронии.
Более трёх веков, вплоть до скорбных событий начала двадцатого века, Благовещенский храм оставался кафедральным собором Казанских архипастырей. В течение этого времени здание не раз перестраивалось. Так, в конце семнадцатого века окна в храме сделали более широкими. Еще чуть позже шлемовидные маковки боковых глав поменяли на луковичные. В начале девятнадцатого столетия крытая галерея соединила собор с архиерейским домом. Пристроенная тогда же мощная трапезная существенно расширила площадь храма.
Главной святыней Благовещенского собора на протяжении столетий оставалась рака с мощами Казанского первосвятителя Гурия. Когда храм закрыли после революции 1917 года, святые останки архипастыря верующие спасли от поругания, перенося из церкви в церковь. Сейчас реликвия хранится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. В 2005 году попечением первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева Благовещенский собор был реставрирован. И часть мощей святителя Гурия поместили здесь в раке под резной сенью.
На территории Благовещенского храма также сохранилась древняя келья архиепископа Гурия с фреской шестнадцатого века «Нерукотворный образ Спасителя». Над кельей стоит небольшая часовенка 1906 года постройки. Это святое место неизменно привлекает внимание благочестивых путешественников, осматривающих великолепный комплекс Казанского кремля.
Все выпуски программы Небесная Заступница
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема