
На улице шел дождь, я решила заняться творчеством. Достала красивую коробку с красками и вспомнила дедушку. Он был художником. В детстве я заворожённо смотрела, как из мазков кистью рождались картины невероятной красоты. Мне тоже хотелось научиться так передавать красоту мира.
Дедушка стал меня учить, начиная с азов. Но чертить непонятные линии, делать наброски было скучно, я теряла интерес. Ведь хотелось сразу писать пейзажи.
Дед никогда не ругал меня за неусидчивость, лишь говорил, что надо запастись терпением, если в конечном итоге хочу увидеть результат. Я росла, уроки становились сложнее. Постепенно пришло понимание основных приемов живописи. Я уже не ворчала, когда дед заставлял учить теорию — осознавала, что это необходимо.
Со временем дедушка почти ослеп и уже не мог зорко улавливать мои погрешности. А когда я стала подростком, наши занятия закончились. У меня появились друзья, началась учеба, юношеская жизнь. Я все реже навещала деда.
И вот одна из таких уже редких встреч получилась особенно теплой. Я рассказывала ему о своей жизни в мелочах, о трудностях, проблемах, просила советов и при этом чувствовала, как будто это происходит в последний раз. Так и вышло.
Через пару дней дедушки не стало. Для меня это было потрясением, я раньше никогда не теряла родных. При последней встрече, дед передал мне пакет и сказал: «Это тебе подарок от меня».
Вернувшись с поминок, я решила открыть подарок деда. Он так и лежал запечатанным до сих пор... В пакете обнаружила аккуратно упакованную коробку с масляными красками и набор кистей. Душу пронзила боль и тепло одновременно.
Я взяла холст и начала писать, без набросков, интуитивно. Получился красивый пейзаж, похожий на тот, что мы наблюдали, когда гуляли с дедом в лесу: могучие сосны, сквозь которые пробивались солнечные лучи, а на переднем плане — грибы — лисички — именно за ними мы ходили в лес.
Я вспомнила большую плетеную корзину и нашу цель — наполнить ее грибами до краев, сколько бы времени ни потребовалось.
Картина получилась живой. Я смотрела на нее и ощущала радость, почти такую же, как в детстве, когда я прибегала на урок живописи к дедушке.
— Обязательно буду учиться дальше, дедуль, — прошептала я.
Прошли годы. Я продолжаю писать картины, с трепетом и осторожностью использую кисти и краски, которые подарил дед. Вот и сейчас, достав драгоценную коробочку с красками, я погрузилась в воспоминания о дедушке и в размышления о том, как опрометчиво мы не ценим минуты рядом с теми, кто нас любит. Возможно, так же по-детски, в чем-то потребительски, мы принимаем как должное и любовь Господа.
Но, повзрослев, и потеряв родного человека, понимаем, как это дорого — тепло любящего сердца! Теперь учусь быть внимательней, заботливей, ценить роскошь человечного общения, потому что никогда не знаешь, какая встреча станет последней. Благодарю Бога за каждую возможность быть рядом с близкими. Господи, благодарю Тебя за то, что в моей жизни был такой дед! И за все, чему он меня научил!
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема