Дождливый сентябрьский понедельник тысяча восемьсот шестьдесят пятого года в Петербургском Императорском Воспитательном Доме начался, как обычно, с медицинского осмотра. После общей молитвы обитатели самого большого в Санкт-Петербурге сиротского приюта собрались в больничном флигеле. Ни у малышей, ни у ребят постарше, в глазах не было заметно и намёка на обычный детский страх перед медицинским кабинетом. Своего доктора, Карла Андреевича Раухфуса, они любили. Всегда весёлый, с открытым добрым и умном лицом, он даже уколы делал заботливо и совсем не больно, а к горькому порошку обязательно прибавлял большую шоколадную конфету.
Внимательный доктор зорко подмечал любую мелочь. Девочка с красными лентами в косичках тяжело дышит. Нужно срочно простучать ей лёгкие. А у того сорванца с хитрыми глазами — припухший нос — начинается насморк. Ни один тревожный симптом не ускользал от взора доктора Раухфуса. Благодаря вовремя принятым мерам дети, живущие в Императорском Воспитательном доме, болели редко.
Но какими они попадали сюда с улицы! Карл Андреевич с болью смотрел на приведённого к нему кабинет очередного маленького Гавроша, у которого, сразу видно — и бронхит оттого, что часто спит на улице, и больной желудок — от постоянного голода...
У Карла Андреевича уже давно зрела идея создания в Петербурге особой больницы для маленьких пациентов. В этом его всецело поддерживал принц Пётр Ольденбурский, который даже организовал для Раухфуса несколько зарубежных командировок, чтобы доктор мог познакомиться с опытом европейских коллег-педиатров. Именно благодаря сотрудничеству с принцем идея детской больницы, в конце концов, смогла воплотиться в жизнь, ибо у Карла Андреевича, человека совсем небогатого, попросту не было средств на столь дорогостоящий проект. Зато у него было чёткое понимание, как эта больница должна работать и огромное желание спасать хрупкие детские жизни.
И вот, в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году строительство больничного корпуса на Лиговской улице началось. Длилось оно два года, и в течение этого времени каждый день, после приёма, Карл Андреевич приходил на стройку и помогал, чем мог. Дворянин, светило российской медицины, он не считал для себя зазорным уложить несколько рядов кирпичей или потаскать вёдра с извёсткой. А по ночам подолгу работал над проектом оснащения будущей детской больницы.
...Тридцатого сентября тысяча восемьсот шестьдесят девятого года в светлом, просторном здании новой детской больницы доктор Раухфус, назначенный её главным врачом, провёл первое совещание с персоналом, на котором раздал каждому по белоснежному накрахмаленному. Именно с этого момента белый халат стал постоянной рабочей одеждой медиков во всём мире.
Карл Раухфус впервые в России отказался от больших палат лазаретного типа; вместо этого в новой больнице были выстроены комнаты, где больных размещали по четыре человек, всего же клиника могла вместить целых двести пациентов. Но самое главное — и это было основой идеи Карла Андреевича, которую он официально закрепил в Уставе больницы — она предназначалась для детей «обоего пола, всякого звания и состояния, преимущественно — родителей, испытывающих недостаток в средствах, чьи больные дети помещались в больницу на полное содержание. Под руководством доктора Раухфуса больница вскоре получила признание на международном уровне. По итогам Парижской Всемирной выставки тысяча восемьсот семьдесят восьмого года её признали лучшей в мире детской больницей и удостоили Большой золотой медали. Но Карл Андреевич не собирался упиваться славой и почивать на лаврах.
В тысяча восемьсот семьдесят втором году он, при поддержке известного благотворителя фон Дервиза, основал ещё одну детскую больницу — святого Владимира, на этот раз в Москве. Спустя ещё несколько лет Раухфус создал в городе Ораниенбауме детский санаторий, который, к тому же, выполнял ещё и функции сиротского приюта. Лечебницы для детей, больных рахитом, в Петербурге и Гатчине, Дом попечения о хронически больных детях, Попечительство об охране материнства и младенчества — все эти важные благотворительные учреждения появились благодаря инициативе доктора Карла Раухфуса.
Он часто вспоминал Евангельские слова Христа, обращённые к апостолам: «Будьте как дети!» Если Сам Господь любил детей и считал их примером для подражания, то людям и подавно нельзя оставаться равнодушными к их участи, — был уверен детский доктор Карл Андреевич Раухфус.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











