Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Художник Карл Лемох прекрасно знал, что внутренний мир человека гораздо важнее внешнего облика. Он наглядно показал это в своей картине «Гимназистка»: героиня полотна одета бедно, но при этом она очень красива — её украшают скромность и доброта.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Настенька, как я рада тебя видеть! Ой, ты сегодня необычно выглядишь... Дай-ка посмотрю повнимательней... Ты накрасила ресницы, как я вижу...
— Да, девочки в школе красили ресницы на перемене, и я тоже решила попробовать. Как вам кажется, красиво получилось?
— Красиво, но... По-моему красота девушки кроется совсем в другом.
— А в чём же она, Маргарита Константиновна?
— Как бы тебе объяснить... Идём, я покажу тебе одну картину, и ты всё поймёшь... Смотри, это работа художника Карла Лемоха — «Гимназистка». Художник написал её в 1885 году.
— Картина совсем небольшая... На ней изображена девочка в тёмном платье с длинной косой. Она сидит на стуле, на коленках держит портфель.
— Думаю, это твоя ровесница, ей примерно лет 13-14. Карл Лемох изобразил воспитанницу гимназии.
— А откуда родом этот художник? Наверное, иностранец?
— Нет, он из России, хотя по происхождению немец. Родился в Москве в середине 19-го века. Когда Карл Викентьевич стал профессиональным художником, то был настолько уважаем, что будущий русский император Александр III пригласил его преподавать живопись своим юным наследникам.
— Как интересно! Наверное, художник очень любил детей!
— Да, это правда. На большинстве его работ изображены ребятишки. И в основном — деревенские. Как правило, в простой сельской одежде, часто босые. Ведь в деревнях тогда жили скромно, не хватало даже на еду, не то, что на хорошую одежду. И художник помогал таким семьям: деньгами и продуктами. Считал своим долгом поддерживать бедных. И девочка-гимназистка, которую мы видим сейчас на картине, тоже из бедных.
— А как вы это поняли, Маргарита Константиновна?
— По её одежде, Настенька. Видишь, она в коричневом платье с чёрным фартуком. Так одевались воспитанницы гимназий в конце 19-го века. И хотя форма героини украшена белыми нарядными манжетами и воротничком, видно, что юбка снизу надставлена оборкой. Наверное, платье юной ученице стало мало и кто-то заботливо подшил к нему кусочек ткани похожего цвета. Обычно так делают, когда нет денег на новое платье. И художник Карл Лемох это подчеркнул.
— Да, одета ученица скромно... И вообще, вся картина в тёмных красках. Но что-то в ней есть такое, знаете... Светлое! Даже объяснить не могу.
— Наверное, Настенька, ты почувствовала, как среди тёмного фона художник контрастно выделил лицо девушки, её добрые черты лица. Ему было важно показать, что за скромным внешним обликом героини скрывается её чистота и порядочность.
— Да, и ещё гимназистка очень красивая.
— Верно. А как ты думаешь, в чём её красота?
— Дайте-ка подумать... Ну, во-первых, у неё красивая осанка.
— Согласна с тобой, Настенька. А ещё?
— Во-вторых, у неё красивые золотистые волосы, заплетённые в косу. А ещё мне нравится её взгляд и улыбка. Сразу чувствуется, что девочка очень добрая.
— Конечно! Ты увидела суть картины! Девочка скромная и добрая. На ней нет дорогого красивого наряда, она не накрашена. Её платьице тёмное и простое. Но весь облик героини светится добротой и смирением. Художник будто говорит нам, что эти достоинства — истинное украшение девушки. И я с ним согласна.
— Да, хотелось бы хоть немножко быть похожей на эту милую ученицу...
— А мне кажется, ты, в самом деле, чем-то на неё похожа. У тебя, как и у барышни на картине, золотистые вьющиеся волосы и добродушная улыбка.
— Маргарита Константиновна, в следующий раз, когда соберусь в Третьяковскую галерею, обязательно возьму с собой подружек из класса. Я очень хочу показать им эту милую и добрую девочку с картины Карла Лемоха «Гимназистка».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Деян., 16 зач., VI, 1-7. «Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя…
В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же…
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы…
В нашей студии был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв. Разговор шел…
Нашим собеседником был настоятель храма Трех святителей в Раменках, отец 10 детей протоиерей Александр Никольский. Мы говорили о жёнах-мироносицах:…
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова…
This website uses cookies.