В здании Минской городской Думы было тихо и пустынно. Ещё не рассвело, и гласные – так в 19 веке называли депутатов – пока не спешили на заседания. Только коридорные, неслышно ступая по мягким ковровым дорожкам, зажигали на стенах газовые фонари. И лишь в одном, самом большом кабинете свет горел уже давно: там новый городской голова Минска начинал свой первый рабочий день.
Графа Карла Эмериковича Чапского, уважаемого в Минске человека, дворянина и богатого помещика, избрали на этот ответственный пост не случайно. Жители города графа действительно любили и уважали. Он и к крестьянам своим был добр - бесплатную школу для них у себя в имении открыл; и к храму Божьему усерден - вместе с отцом построил в селе Станьково каменную Николаевскую церковь. Умён, незаносчив, обходителен. Чем не градоначальник?
Но вот коридоры Думы наполнились голосами. В кабинет городского головы деликатно постучали. Карл Эмерикович перекрестился и приготовился отдавать распоряжения в своём новом качестве.
Думский секретарь от удивления чуть не выронил из рук перо, когда Чапский продиктовал ему первое из них: «От жалованья, предназначенного мне как городскому голове, отказываюсь и приказываю употреблять его на городские нужды и благотворительность». Карл Эмерикович понимал, что на осуществление тех преобразований, которые неотложно требуются любимому городу, казны, увы, не хватит. И не только жалованье головы был готов отдать, но и собственные накопления пустить в дело благоустройства Минска и благополучия его жителей.
Исключительно на собственные средства открыл Карл Эмерикович в Минске приют для бездомных и учредил Кассу вспомоществования нуждающимся горожанам. Несколько столовых для бедняков в разных района города и бесплатная лечебница тоже появились благодаря доброй воле и щедрым пожертвованиям графа.
Разобрался Чапский и с долгостроем – Городским театром. Чего не хватало для окончания строительства – добавил из личных средств. И словно по волшебству в 1890 году театр вырос! Вслед за ним в городе появилась телефонная станция. В Петербурге о телефонах ещё только мечтали, а в Минске уже было запущено в действие сто номеров общественного пользования! Конечно, и здесь не обошлось без личных денег графа, но для Чапского, весьма богатого человека, подобные траты были не в тягость, а только в радость.
Когда на улицах Минска загрохотала по рельсам первая конка – конный трамвай – приезжие из других городов диву давались, а минчане довольно улыбались: мол, то ли ещё будет! И действительно: скоро в городе появилась собственная мощная электростанция, был значительно разветвлён водопровод.
Одиннадцать лет, трижды переизбираясь, прослужил Карл Эмерикович Минску. Когда он покидал службу, думцы подсчитали, что на городские нужды Чапский истратил 210 тысяч рублей из собственного кармана. По тем временам, когда хороший дом в центре города можно было приобрести рублей за сто, сумма казалась колоссальной. Было решено представить это как городской долг перед графом. Но Карл Эмерикович и слушать ничего не желал. Ведь он потратил свои деньги по собственной воле на дело, которое считал важным и нужным.
В 1910 году в честь Карла Чапского была названа одна из улиц Минска. В советское время название сменилось, но сейчас идут разговоры о том, чтобы вернуть улице имя человека, так много сделавшего для города.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница