
Фото: ioana pomi/Unsplash
В здании Минской городской Думы было тихо и пустынно. Ещё не рассвело, и гласные – так в 19 веке называли депутатов – пока не спешили на заседания. Только коридорные, неслышно ступая по мягким ковровым дорожкам, зажигали на стенах газовые фонари. И лишь в одном, самом большом кабинете свет горел уже давно: там новый городской голова Минска начинал свой первый рабочий день.
Графа Карла Эмериковича Чапского, уважаемого в Минске человека, дворянина и богатого помещика, избрали на этот ответственный пост не случайно. Жители города графа действительно любили и уважали. Он и к крестьянам своим был добр - бесплатную школу для них у себя в имении открыл; и к храму Божьему усерден - вместе с отцом построил в селе Станьково каменную Николаевскую церковь. Умён, незаносчив, обходителен. Чем не градоначальник?
Но вот коридоры Думы наполнились голосами. В кабинет городского головы деликатно постучали. Карл Эмерикович перекрестился и приготовился отдавать распоряжения в своём новом качестве.
Думский секретарь от удивления чуть не выронил из рук перо, когда Чапский продиктовал ему первое из них: «От жалованья, предназначенного мне как городскому голове, отказываюсь и приказываю употреблять его на городские нужды и благотворительность». Карл Эмерикович понимал, что на осуществление тех преобразований, которые неотложно требуются любимому городу, казны, увы, не хватит. И не только жалованье головы был готов отдать, но и собственные накопления пустить в дело благоустройства Минска и благополучия его жителей.
Исключительно на собственные средства открыл Карл Эмерикович в Минске приют для бездомных и учредил Кассу вспомоществования нуждающимся горожанам. Несколько столовых для бедняков в разных района города и бесплатная лечебница тоже появились благодаря доброй воле и щедрым пожертвованиям графа.
Разобрался Чапский и с долгостроем – Городским театром. Чего не хватало для окончания строительства – добавил из личных средств. И словно по волшебству в 1890 году театр вырос! Вслед за ним в городе появилась телефонная станция. В Петербурге о телефонах ещё только мечтали, а в Минске уже было запущено в действие сто номеров общественного пользования! Конечно, и здесь не обошлось без личных денег графа, но для Чапского, весьма богатого человека, подобные траты были не в тягость, а только в радость.
Когда на улицах Минска загрохотала по рельсам первая конка – конный трамвай – приезжие из других городов диву давались, а минчане довольно улыбались: мол, то ли ещё будет! И действительно: скоро в городе появилась собственная мощная электростанция, был значительно разветвлён водопровод.
Одиннадцать лет, трижды переизбираясь, прослужил Карл Эмерикович Минску. Когда он покидал службу, думцы подсчитали, что на городские нужды Чапский истратил 210 тысяч рублей из собственного кармана. По тем временам, когда хороший дом в центре города можно было приобрести рублей за сто, сумма казалась колоссальной. Было решено представить это как городской долг перед графом. Но Карл Эмерикович и слушать ничего не желал. Ведь он потратил свои деньги по собственной воле на дело, которое считал важным и нужным.
В 1910 году в честь Карла Чапского была названа одна из улиц Минска. В советское время название сменилось, но сейчас идут разговоры о том, чтобы вернуть улице имя человека, так много сделавшего для города.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер