
Анна Тумаркина
Я люблю наблюдать за птицами. Прихожу в любимый парк, к пруду, кормлю их хлебом. Это дает ощущение близости к Творцу. Успокаивает, восстанавливает равновесие.
В тот день я снова пришла к пруду. Нужно было посидеть, подумать.
В мою группу привели заниматься очень слабого студента...
Знаете, мне кажется, практически каждый педагог создает свою галерею типажей учеников. У меня она такая: «талантливые отличники», «усидчивые трудяги», «одухотворенные бездельники», «вечные должники», «умничающие невпопад», «оригинальные весельчаки»...
Но есть особая группа студентов — те, кто хотят учиться, стараются, но... не могут. Стараешься помочь человеку на пределе своих сил, потом раздражаешься, потом выгораешь. Возникают мысли: «Почему я должна тратить на них свое драгоценное время? Толку все равно не будет!!»
Вот такого парня и зачислили в мою группу. Он был не просто слабый. Безнадежный. Тот самый редкий случай, когда против природы не пойдешь. Возможно, впервые в жизни я думала отказать—вот только на каком основании? Сказать несчастной матери 18-и летнего юноши «Ваш сын необучаем?» Но от него и так все отказались. Жестоко... Дать ложную надежду? Еще хуже. Я сидела, молча кидала в воду хлеб. Молилась про себя.
Внезапно из-за камышовых зарослей показалась моя любимая птица. Камышница, она же водяная курочка. И не одна. Вдоль берега гордо и уверенно плыла птичка-мама, а за ней — маленькие черные птенцы. Один, два, три... пять черных птенчиков, словно по росту в шеренгу за мамой выстроились: этот побольше, этот поменьше, этот маленький, этот совсем маленький, а последний... вообще крошка. Я бросила в воду немного хлебных крошек.
Мама-камышница ловко поймала хлебный мякиш в воде, но даже и не подумала его съесть. Она развернулась, подплыла к самому младшему из птенцов и... покормила его добытым кусочком. Затем, следующего птенца. И так — от младшего к старшему — накормила всех.
«Зачем она кормит самого слабого первым — задумалась я — скорее всего, он и не выживет....» В дикой природе выживает сильнейший, увы. А она кормит слабенького, безнадежного. Птица руководствуется инстинктом, который дал Господь. Кормит, потому что так надо.
И тут я мысленно вернулась к своим слабым ученикам: ведь мы, преподаватели, должны делать почти то же самое. Помогать учиться всем. И самым слабым — тоже.
Откуда брать силы? У Бога. Разве знает камышница, что будет со всеми ее детьми, когда кормит свой выводок, начиная со слабейшего? И я не могу дать стопроцентный прогноз, как сложится обучение моего нового студента. Почему я его практически приговорила? Я совершенно успокоилась и решила не отказывать своему студенту. Просто будем работать. Просто будем молиться. А Богу возможно всё!
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема