Я люблю наблюдать за птицами. Прихожу в любимый парк, к пруду, кормлю их хлебом. Это дает ощущение близости к Творцу. Успокаивает, восстанавливает равновесие.
В тот день я снова пришла к пруду. Нужно было посидеть, подумать.
В мою группу привели заниматься очень слабого студента...
Знаете, мне кажется, практически каждый педагог создает свою галерею типажей учеников. У меня она такая: «талантливые отличники», «усидчивые трудяги», «одухотворенные бездельники», «вечные должники», «умничающие невпопад», «оригинальные весельчаки»...
Но есть особая группа студентов — те, кто хотят учиться, стараются, но... не могут. Стараешься помочь человеку на пределе своих сил, потом раздражаешься, потом выгораешь. Возникают мысли: «Почему я должна тратить на них свое драгоценное время? Толку все равно не будет!!»
Вот такого парня и зачислили в мою группу. Он был не просто слабый. Безнадежный. Тот самый редкий случай, когда против природы не пойдешь. Возможно, впервые в жизни я думала отказать—вот только на каком основании? Сказать несчастной матери 18-и летнего юноши «Ваш сын необучаем?» Но от него и так все отказались. Жестоко... Дать ложную надежду? Еще хуже. Я сидела, молча кидала в воду хлеб. Молилась про себя.
Внезапно из-за камышовых зарослей показалась моя любимая птица. Камышница, она же водяная курочка. И не одна. Вдоль берега гордо и уверенно плыла птичка-мама, а за ней — маленькие черные птенцы. Один, два, три... пять черных птенчиков, словно по росту в шеренгу за мамой выстроились: этот побольше, этот поменьше, этот маленький, этот совсем маленький, а последний... вообще крошка. Я бросила в воду немного хлебных крошек.
Мама-камышница ловко поймала хлебный мякиш в воде, но даже и не подумала его съесть. Она развернулась, подплыла к самому младшему из птенцов и... покормила его добытым кусочком. Затем, следующего птенца. И так — от младшего к старшему — накормила всех.
«Зачем она кормит самого слабого первым — задумалась я — скорее всего, он и не выживет....» В дикой природе выживает сильнейший, увы. А она кормит слабенького, безнадежного. Птица руководствуется инстинктом, который дал Господь. Кормит, потому что так надо.
И тут я мысленно вернулась к своим слабым ученикам: ведь мы, преподаватели, должны делать почти то же самое. Помогать учиться всем. И самым слабым — тоже.
Откуда брать силы? У Бога. Разве знает камышница, что будет со всеми ее детьми, когда кормит свой выводок, начиная со слабейшего? И я не могу дать стопроцентный прогноз, как сложится обучение моего нового студента. Почему я его практически приговорила? Я совершенно успокоилась и решила не отказывать своему студенту. Просто будем работать. Просто будем молиться. А Богу возможно всё!
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова