Человек, даже ничего об Африке не знающий, обязательно слышал о масаях. Масаи — особый народ, проживающий в саваннах на юге Кении. Особый — потому, что масаи как будто выпали из исторического процесса. Они упорно сохраняют свой традиционный уклад жизни — питаются и одеваются так, как это было много веков назад.
Масаи до сих пор живут общинами. Но сегодня их деревни в большинстве своем находятся на территории национальных парков Кении. И теперь масаи являются обитателями заповедников. Туристы приезжают в их деревни, знакомятся с бытом масаев, фотографируются с ними. Можно было бы подумать, что наплыв туристов мог вызвать у масаев отторжение по отношению к «белой» цивилизации. Но нет! Более того, вы удивитесь, большинство масаев — христиане. Причем, среди них много православных. Более того, в Африке на сегодняшний день имеется, как минимум, четыре православных священника из племени масаев.
Живут масаи очень бедно. Их дома обычно представляют собой обыкновенные мазанки — каркас из ветвей, обмазанный навозом. В отличие от личных жилищ масаев их храмы выглядят значительно более презентабельно. На православные храмы масаи не скупятся и делают их из листового железа — довольно дорогое удовольствие по африканским понятиям.
Масайское богослужение выглядит для нас очень непривычно. Во-первых, из-за того, что служба в масайских храмах проводится, как минимум, на двух языках — масайском и суахили.
Некоторые элементы богослужения масаи заменяют на собственные песнопения. Например, на Литургии вместо песнопения перед Причастием масаи под барабаны исполняют собственные гимны религиозного содержания. Да-да. Использование там-тамов и других видов барабанов в масайских храмах — дело обычное и привычное.
В масайских храмах нет привычных для нас певчих и специальных хоров, которые поют во время богослужения. Во-первых, на то, чтобы содержать профессиональных певцов у масайских приходов денег просто нет. А во-вторых, традиция общего пения буквально находится в крови у африканских племен, в том числе у масаев. Поэтому масаям просто не нужен профессиональный хор на богослужении. Они сами с большим удовольствием наизусть исполняют все песнопения на службе. Замечательная вещь — в храмах у масаев висит обычная школьная доска, на которой мелом написано — какие песнопения будут в этот день исполняться.
Еще одной отличительной деталью масайских храмов является то, что там имеются стулья и скамейки. Дело в том, что это тоже часть африканской культуры — важные вещи нельзя слушать стоя. Для полного сосредоточения нужно сесть. Если не на стул, так на пол. Вот поэтому масаи на богослужении сидят. Не из-за лености, а в знак сугубого внимания.
Вот такие колоритные и необычные черты приобрело Православие на Африканском континенте.
Наталья и Владимир Крачковские
«Моя заботушка» — так называла актриса Наталья Леонидовна Крачковская своего любимого супруга. Звукорежиссёр «Мосфильма» Владимир Васильевич Крачковский был её первой и единственной любовью. Они прожили вместе 26 лет, до самой его кончины в 1998-м. Артистка всю свою жизнь хранила верность мужу и говорила, что ощущает с ним невидимую связь, чувствует, что он по-прежнему хранит её.
Их знакомство произошло в 1962 году на съёмочной площадке фильма «Половодье», где у двадцатидвухлетней Наташи Белогорцевой — такую фамилию Крачковская носила до свадьбы — была небольшая роль. Задорную, хорошенькую Наталью Владимир полюбил с первого взгляда. В свои 42 года скромный и стеснительный мужчина уже не думал, что когда-нибудь женится. Но, увидев Наташу, понял, что должен попытать счастья.
Он долго думал, как привлечь внимание девушки. И однажды утром постучал в дверь гостиничного номера, где во время съёмок Наталья жила вместе с двумя другими актрисами. Соседки открыли и обомлели: в руках у Владимира был большой серебряный поднос. А на нём — свежайшие сдобные булочки, творог, сметана и горячий кофе. «Это для Белогорцевой», — смущённо проговорил Владимир и поспешил удалиться. Девушки разбудили Наташу: «Вставай, тут тебе наш звукорежиссёр завтрак принёс!» Наталья удивилась, но от угощения отказываться не стала. Позавтракала, потом надела халат и пошла искать Владимира. Он сидел на диване в вестибюле. Наталья поблагодарила. Пошутила, что вкусно поесть, действительно, очень любит. А потом весь день думала только о Владимире и его необычном жесте. «Это было не просто ухаживание — это была забота», — вспоминала впоследствии Наталья Леонидовна.
Вопреки опасениям родных с обеих сторон — жених на двадцать лет старше невесты! — Наталье и Владимиру было интересно и хорошо вместе. Очень скоро, ещё до окончания съёмок, они поженились. «Я никогда ни на минуту не пожалела о своём выборе», — говорила Крачковская. Позже Наталья Леонидовна вспоминала, что некоторые с подозрением отнеслись к такой скоропалительности. И напрасно! «Ничего лишнего мы себе не позволяли в наших отношениях. Просто очень быстро поняли, что не можем жить друг без друга», — комментировала актриса.
Владимир окружил жену заботой. Ему хотелось оберегать Наташу, во всём ей помогать. Он был любящим мужем, чутким, весёлым, открытым человеком и настоящим другом. Актриса вспоминала, как однажды они с компанией друзей ходили в кино на фильм с участием Софи Лорен. После просмотра все стали восхищаться красотой итальянской звезды. А Владимир Васильевич пожал плечами и сказал: «Да ничего особенного. Моя Наталья лучше!»
Крачковская считала, что и профессиональным успехом она обязана мужу. Именно Владимир убедил Леонида Гайдая попробовать Наталью на роль мадам Грицацуевой в его ленте «12 стульев». Режиссёр долго не мог найти актрису с подходящим типажом и харизмой. Но едва Наталья Леонидовна переступила порог киностудии, понял — это она! Роль принесла Крачковской настоящую славу. Впоследствии она снимется ещё в одной легендарной комедии Гайдая — «Иван Васильевич меняет профессию».
Наталья Леонидовна Крачковская пережила супруга на восемнадцать лет. Всё это время он хранила память о нём. Нет интервью, в котором актриса не делилась бы воспоминаниями о муже и своём семейном счастье. «Великий Божий дар — когда в жизни есть человек, который согревает тебя теплом своего сердца», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
19 марта. О значении пророчества ветхозаветного пророка Исайи
Во 2-й главе Книги пророка Исайи есть слова: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы».
О значении пророчества ветхозаветного пророка Исайи, — священник Николай Яковлев.
19 марта. О важности изучения догматов православной веры
В 1-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их».
О важности изучения догматов православной веры, — игумен Лука Степанов.