После того, как Христос умер на Кресте, один из его тайных учеников, Иосиф Аримафейский, отправился к римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату попросить позволения похоронить Иисуса. Иосиф спешил. По иудейскому закону погребение нужно было совершить не позднее захода солнца, тем более, что следующим днем была пасхальная суббота. Получив от Пилата разрешение снять Тело Спасителя с Креста, ученик положил его в высеченном в скале склепе. Вместе с еще одним последователем Христа, Никодимом, Иосиф умастил Тело Мессии благовониями, обвил плащаницей, и оставив скальной гробнице, привалив ко входу камень.
Именно так описано погребение Христа в Евангелии. Однако, свидетельство евангелистов неоднократно пытались оспорить скептики. Так, например, американский историк Джон Доминик Кроссан в середине двадцатого века сделал заявление, что Иисус не мог быть погребен, поскольку по иудейской традиции распятие считалось позорной казнью, и тела тех, кто принял ее, оставляли на съедение зверям. Ответом на это утверждение стало археологическое открытие, совершенное в 1968 году в окрестностях Иерусалима греческим ученым Василиосом Цаферисом.
Мнение эксперта:
Во время раскопок на северо-восточной окраине Иерусалима археологи обнаружили несколько иудейских гробниц, относящихся ко времени Второго храма – то есть, к периоду со второго века до Рождества Христова до семидесятого года по Рождестве Христовом. В пещерах, закрытых тяжелыми плитами, находились так называемые оссуарии – небольшие, украшенные резьбой, каменные емкости, предназначенные для повторного погребения. Согласно древнееврейской традиции усопших сначала помещали в выдолбленные в скале ниши, а по истечении определенного срока кости собирали в оссуарии – это позволяло экономить место в родовых гробницах.
В одном из таких оссуариев, надписанном «Йехоханан, сын Иезекииля», ученые нашли останки человека, который был казнен распятием на кресте. Явным свидетельством того, что погребенный был именно распят, стал восемнадцатисантиметровый гвоздь, пронзивший пяточную кость.
О том, что евреи погребали распятых в соответствии со своим законом, свидетельствует историк первого века Иосиф Флавий. «...Иудеи так строго чтят погребение мертвых, что даже приговоренных к распятию до заката солнца снимают и хоронят» - писал он в своей книге Иудейская война. Находка археологической экспедиции профессора Цафериса также показала, что иудейская традиция допускала захоронения людей, казненных через распятие. Однако, у скептиков оставался вопрос – почему археологам удалось обнаружить захоронение лишь одного из тысяч людей, распятых в Палестине в период Римского правления? Может быть, это исключение?
Мнение эксперта:
Каменная гробница, в которой находились останки, принадлежала состоятельной и знатной семье. Родственники распятого могли позволить себе скальные захоронения. Большинство же казненных римлянами иудеев относились к низшим сословиям. Их погребали в ямах. Могилы, выкопанные в земле, бедны по находкам и более подвержены разрушению. Кроме того, распятие, как правило, не оставляло особенных следов в останках. Гвоздь в ноге Йехоханана сохранился лишь благодаря случайности - он загнулся, зацепился за дерево и не мог быть удален из тела.
Именно этот гвоздь заставил ученых обратить внимание еще и на то, что обе голени человека, погребенного в оссуарии, были перебиты. Эта деталь свидетельствует о том, что римляне казнили иудеев особым образом. Согласно римским обычаям распятого оставляли медленно умирать на кресте. Но поскольку еврейская традиция требовала погребения в день казни, в Палестине голени распятых перебивали, чтобы ускорить смерть. Об этом свидетельствует и апостол Иоанн Богослов. В Евангелии от Иоанна говорится, что двум разбойникам, распятым с Иисусом, перебили голени. Теперь этому есть археологическое подтверждение.
Останки неведомого Йехоханана, найденные учеными в скальной гробнице на окраине Иерусалима, чудом сохранились до наших дней. Они стали наглядной иллюстрацией того, как погребали казненных на кресте во времена евангельских событий!
Евгения Павлычева
Владимир Дуров
Владимир Леонидович Дуров, дрессировщик, основатель знаменитой цирковой династии, вдохновил Чехова на известную многим «Каштанку», а Куприн после общения с Дуровым написал свой рассказ «Белый пудель». Владимир Леонидович любил повторять: «Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна». Именно этот постулат он положил в основу своей уникальной системы дрессировки животных — «метода ненасильственной дрессуры». Метод, по словам самого Дурова, базировался на принципе трёх «л» — любовь, ласка, лакомство. Может быть, поэтому на его выступлениях всегда была радостная атмосфера, и дети звали дрессировщика не иначе, как «добрый дедушка Дуров».
Владимир Леонидович родился в 1863 году в Москве, в дворянской семье, однако рано осиротел. Его и младшего брата Анатолия взял на воспитание их крёстный отец, Николай Захаров. Мальчишки росли сорвиголовами. В книге «Мои звери» Владимир вспоминал, как однажды в детстве на спор бросил увесистым булыжником в дворовую собаку Жучку. Та успела отскочить, камень угодил в комок глины. А на другой день как ни в чём не бывало Жучка бросилась навстречу Володе, радостно помахивая хвостом. «Слёзы выступили у меня на глазах. Она не помнит зла, и ещё ласкается ко мне! Я нагнулся к собаке и стал её обнимать, целовать в косматую морду. С тех пор я и полюбил животных», — писал Дуров.
Однажды бабушка взяла Володю и его брата Толю в цирк Ка́рла Гинне на Воздвиженке. Там мальчики впервые увидели дрессированных животных. Дома Володя решил самостоятельно заняться дрессировкой. Его подопечной стала... курица из птичника его крёстного. Он обучил наседку танцевать, и часами развлекал всю улицу. А когда ему исполнилось шестнадцать, нанялся сторожем в цирк-зверинец Гуго Винклера на Цветном бульваре. Там у него появилась возможность наблюдать за процессом дрессировки. От увиденного Володя пришёл в ужас. В то время животных дрессировали с помощью жестокости, боли и страха. Использовались железные прутья, кнуты и плети. Причём, воспитывали так не только хищников, но и вполне мирных, давно приручённых собак и лошадей. Тогда-то Дуров и решил изменить такое положение вещей. Он уговорил дирекцию цирка позволить ему подготовить номер с собакой Бишкой, козлом Бяшкой и морскими свинками. Безо всякого насилия, поощряя питомцев лаской и едой, ему удалось быстро обучить их забавным трюкам, которые очень понравились зрителям. Довольные успехом, руководители цирка разрешили Дурову расширить программу. Так появился гусь Порфирий Петрович и козёл Степан, которые умели считать, составлять слова, танцевать и стрелять из игрушечной пушки. А ещё Владимир Дуров стал первым дрессировщиком, который на своих выступлениях общался с публикой. Он дарил людям радость, а они платили ему искренней любовью. Билеты на представления с участием Дурова раскупались в считанные часы.
К 1900 году у Владимира Леонидовича собралось такое количество дрессированных животных, что их не мог уместить ни один московский цирк. Собаки, мыши, хомяки, пернатые, львы, тигры, даже муравьед и слон! И тогда Дуров решил открыть собственный. Впрочем, это был не совсем цирк. На улице Божедомка дрессировщик приобрёл большой участок для содержания животных, и особняк, который назвал «Уголком Дурова». Каждый день там проходили представления с участием животных. Зрители называли «Уголок» чудесной страной, где царили гармония и согласие между грозными хищниками, безобидными травоядными и мудрым человеком. Достичь этой гармонии Владимиру Дурову удавалось любовью, а ещё — с помощью науки. Он изучал психологию животных, работал с такими светилами психиатрии и физиологии, как Бехтерев и Павлов. Написал и опубликовал несколько работ посвящённых дрессировке зверей без боли.
Больше всего Владимир Леонидович Дуров не любил, когда его называли укротителем. Говорил, что для животных он, прежде всего, друг. И что не только учит их, но и сам многому учится у своих питомцев. Уникальную методику «дрессировки любовью» Дуров передал детям, а те, в свою очередь — внукам. И сегодня в Уголке дедушки Дурова работают потомки знаменитого дрессировщика, и по-прежнему дарят людям радость.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вместе устроим праздник для онкобольных детей
Вот уже пять лет фонд «Время детства» поддерживает два онкологических отделения в одном из крупных медицинских центров Москвы. Одновременно там проходят лечение почти 100 детей. Многие из них находятся в больнице месяцами. Нередко в стенах стационара им приходится встречать Новый год и Рождество.
Чтобы дети не оставались без праздника, команда «Время детства» организует для них сюрприз! Екатерина Ильченко, сотрудник фонда, рассказывает: «К этому событию мы готовимся заранее и начинаем с подарков. Каждый подарок — это большая коробка, в которой собраны самые разнообразные вещи: блокноты, кружки, игрушки, весёлые носочки, сладости и не только, а на самом дне спрятаны ароматные мандарины!».
Но это ещё не всё. С разрешения врачей фонд «Время детства» проводит в отделениях медицинского центра спектакли и концерты. Каждый праздник — это яркое событие, которое дети и родители запоминают надолго. «Нам хочется, чтобы как можно больше людей узнали о том, что в онкологических отделениях тоже есть место для радости. Ведь даже в больнице дети всё равно остаются собой, проживают своё детство», — говорит Екатерина Ильченко.
Вы можете порадовать пациентов детских онкоотделений вместе с фондом. Для этого переходите на сайт «Время детства» и поддержите новогодний сбор. Средства от него пойдут на организацию праздника. Также вы всегда можете присоединиться к дружной волонтёрской команде фонда и лично участвовать в добрых инициативах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Таинство Евхаристии». Священник Антоний Лакирев
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о таинстве Евхаристии, о том, почему Спаситель завещал принимать Тело и Кровь Его, почему Причастие стало центральной частью жизни христианина, как формировалось последование Литургии и как происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Отец Антоний говорил о различных традициях того, как готовиться к Причастию и как часто принято приступать к этому таинству.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер











