После того, как Христос умер на Кресте, один из его тайных учеников, Иосиф Аримафейский, отправился к римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату попросить позволения похоронить Иисуса. Иосиф спешил. По иудейскому закону погребение нужно было совершить не позднее захода солнца, тем более, что следующим днем была пасхальная суббота. Получив от Пилата разрешение снять Тело Спасителя с Креста, ученик положил его в высеченном в скале склепе. Вместе с еще одним последователем Христа, Никодимом, Иосиф умастил Тело Мессии благовониями, обвил плащаницей, и оставив скальной гробнице, привалив ко входу камень.
Именно так описано погребение Христа в Евангелии. Однако, свидетельство евангелистов неоднократно пытались оспорить скептики. Так, например, американский историк Джон Доминик Кроссан в середине двадцатого века сделал заявление, что Иисус не мог быть погребен, поскольку по иудейской традиции распятие считалось позорной казнью, и тела тех, кто принял ее, оставляли на съедение зверям. Ответом на это утверждение стало археологическое открытие, совершенное в 1968 году в окрестностях Иерусалима греческим ученым Василиосом Цаферисом.
Мнение эксперта:
Во время раскопок на северо-восточной окраине Иерусалима археологи обнаружили несколько иудейских гробниц, относящихся ко времени Второго храма – то есть, к периоду со второго века до Рождества Христова до семидесятого года по Рождестве Христовом. В пещерах, закрытых тяжелыми плитами, находились так называемые оссуарии – небольшие, украшенные резьбой, каменные емкости, предназначенные для повторного погребения. Согласно древнееврейской традиции усопших сначала помещали в выдолбленные в скале ниши, а по истечении определенного срока кости собирали в оссуарии – это позволяло экономить место в родовых гробницах.
В одном из таких оссуариев, надписанном «Йехоханан, сын Иезекииля», ученые нашли останки человека, который был казнен распятием на кресте. Явным свидетельством того, что погребенный был именно распят, стал восемнадцатисантиметровый гвоздь, пронзивший пяточную кость.
О том, что евреи погребали распятых в соответствии со своим законом, свидетельствует историк первого века Иосиф Флавий. «...Иудеи так строго чтят погребение мертвых, что даже приговоренных к распятию до заката солнца снимают и хоронят» - писал он в своей книге Иудейская война. Находка археологической экспедиции профессора Цафериса также показала, что иудейская традиция допускала захоронения людей, казненных через распятие. Однако, у скептиков оставался вопрос – почему археологам удалось обнаружить захоронение лишь одного из тысяч людей, распятых в Палестине в период Римского правления? Может быть, это исключение?
Мнение эксперта:
Каменная гробница, в которой находились останки, принадлежала состоятельной и знатной семье. Родственники распятого могли позволить себе скальные захоронения. Большинство же казненных римлянами иудеев относились к низшим сословиям. Их погребали в ямах. Могилы, выкопанные в земле, бедны по находкам и более подвержены разрушению. Кроме того, распятие, как правило, не оставляло особенных следов в останках. Гвоздь в ноге Йехоханана сохранился лишь благодаря случайности - он загнулся, зацепился за дерево и не мог быть удален из тела.
Именно этот гвоздь заставил ученых обратить внимание еще и на то, что обе голени человека, погребенного в оссуарии, были перебиты. Эта деталь свидетельствует о том, что римляне казнили иудеев особым образом. Согласно римским обычаям распятого оставляли медленно умирать на кресте. Но поскольку еврейская традиция требовала погребения в день казни, в Палестине голени распятых перебивали, чтобы ускорить смерть. Об этом свидетельствует и апостол Иоанн Богослов. В Евангелии от Иоанна говорится, что двум разбойникам, распятым с Иисусом, перебили голени. Теперь этому есть археологическое подтверждение.
Останки неведомого Йехоханана, найденные учеными в скальной гробнице на окраине Иерусалима, чудом сохранились до наших дней. Они стали наглядной иллюстрацией того, как погребали казненных на кресте во времена евангельских событий!
Евгения Павлычева
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О блаженных и блаженстве

Сегодня 2 мая. День памяти Блаженной Матроны Московской.
О блаженных и блаженстве — священник Захарий Савельев.
Те, кто прославлены в лике святых именно как блаженные, сам образ этих святых лучше всего показывает преображение человека во Христе, потому что таким образом человек показывает процесс Обожения, процесс того, как душа просвещается Божественным Светом и становится ему сопричастна, и природа человеческая меняется. По благодати Божией становится новым естеством, к которому призвал нас Господь в Своем Светлом Христовом Воскресении. Но вместе с этим процесс Обожения связан именно с благодатью. Мы становимся причастными Богу не по Его природе, потому что Его природа для нас недоступна, а по Его благодати, по Его милосердию к нам. И вот эта благодать — это и есть блаженство. Говорят, какое блаженство, когда человеку просто хорошо, даже просто от хорошей погоды или от хорошего настроения, но само понятие блаженства — это и есть счастье. А счастье и блаженство напрямую связаны с благодатью. А благодать напрямую связана с Божественным естеством, с его любовью к роду человеческому. И вот, когда мы празднуем память блаженных святых, особенно Матроны Московской, мы должны иметь это у себя в голове. Пример их святой жизни, на которой они встретились с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 13 зач., V, 1-11.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Бытует мнение, что наказание Божие как явление существовало исключительно в эпоху Ветхого Завета. В Завете же Новом Господь якобы предстаёт перед людьми только как гуманная и всепрощающая Личность. Такое утверждение неверно. Мы в этом сейчас убедимся, обратившись к отрывку из 5-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Давайте сначала разберёмся с мифом в отношении жестокости Ветхого Завета. Ветхий Завет — эпоха, конечно, суровая, но не лишённая проявления милосердия Господня. И в ветхозаветные времена Бог неоднократно проявлял Свою милость к людям. Не только, кстати, к евреям, но и к представителям иных народов. Здесь можно вспомнить, например, эпизод с проповедью пророка Ионы в Ниневии. Господь сначала пригрозил местным жителям, что накажет их, а потом, увидев покаяние ниневитян, смилостивился и никакого наказания не наложил. С этим разобрались.
Теперь давайте обратимся к Завету Новому. Действительно, Господь Иисус чаще всего проявлял во время Своего земного служения не строгость, а милость. Но всё же и сентиментальным гуманистом Христа назвать никак нельзя. И в новозаветной части Библии мы тоже встречаем упоминания о наказании, пришедшем от Господа. Причём исполнителем этого наказания становился и Сам Христос. Наиболее ярким подтверждением этому является изгнание торгующих из храма Соломона. Спаситель, торжественно войдя в Иерусалим, отправляется в главное святилище иудеев. Там Он переворачивает столы торговцев, угрожает им плетёной верёвкой и в итоге заставляет их покинуть храм.
Ещё один яркий случай наказания Божия, упомянутый на страницах Нового Завета, произошёл после Вознесения Христа. Исполнителем этого наказания стал апостол Пётр. И мы с вами только что слышали подробное описание тех событий. По слову Петра супружеская пара — Анания и Сапфира — неожиданно скончались. Причиной послужило их желание утаить от прочих христиан часть своего имущества. Анания и Сапфира хотели провернуть следующую вещь. Сдать в общецерковную казну только часть имущества. Для чего? Чтобы и своими средствами втайне пользоваться, и иметь право брать деньги и продукты из общего для христиан Иерусалима запаса. Речь, таким образом, шла о самом настоящем коварстве.
Необходимо отметить, что никто Ананию и Сапфиру продавать собственность, жертвовать всё имеющееся не заставлял. Это было их добровольное и, как оказалось впоследствии, лукавое решение. И фактически физическая смерть этих людей была всего лишь следствием их уже состоявшейся духовной кончины. Они сами себя своим лукавством умертвили. Но неужели Господь через апостолов не мог ничего сделать?
Неужели и в эпоху Нового Завета Господь способен жестоко относиться к человеку? Здесь необходимо помнить одну вещь — Бог по отношению к людям не является равнодушным. Он старается каждого из нас привести ко спасению. Иногда путём наказания, которое на самом деле является формой любви. Христос, изгоняя торгующих из храма, поступил так, поскольку не имел иной возможности вразумить этих людей, годами попиравших святость дома Божия. Ананию и Сапфиру, повторюсь, никто не принуждал отдавать имущество. Они сами захотели прослыть щедрыми людьми, но пошли путём обмана. Пётр пытался призвать Ананию и Сапфиру к покаянию. Но те упорствовали во лжи. Их смерть стала вразумлением для прочих христиан — Бог знает и видит всё. Но Он не требует от нас больше, чем мы в состоянии дать. Будем же помнить данный урок, чтобы, не дай Бог, не повторить нам ошибки, допущенной Ананией и Сапфирой.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов