«Как создать семью?» Священник Константин Мальцев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Как создать семью?» Священник Константин Мальцев

Как создать семью? (08.02.2025)
Поделиться Поделиться
Священник Константин Мальцев в студии Радио ВЕРА

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма Новомученников и исповедников российских в станице Ленинградской Краснодарского края священник Константин Мальцев.

Разговор шел о христианском взгляде на создание семьи и как об этом говорить с молодыми людьми.

Ведущая: Кира Лаврентьева


А. Леонтьева

— «Семейный час» на Радио ВЕРА. Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях иерей Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских станицы Ленинградской Краснодарского края. Добрый вечер!

Священник К. Мальцев

— Добрый вечер, мои дорогие.

А. Леонтьева

— Сегодня мы решили взять с отцом Константином важную, насущную, но очень непростую тему — как правильно жениться и выйти замуж, как правильно найти свою половинку. Знаете, отец Константин, я недавно говорила с коллегами. Есть такой у нас замечательный любимый педагог, богослов Авдеенко. Он как-то раз с миссионерской миссией (вот мы начали с того, что такое блогер, что такое миссионер) пришел к старшеклассникам. И рассказывал об этом так, что... Евгений Андреевич Авдеенко — простите, я что-то... вылетело сначала его имя... Он пришел и начал им рассказывать про заповеди, про Бога, и он говорит: «Я чувствую, что как-то поверх уже аудитории — сейчас еще немножко, и они вообще меня перестанут слушать». Как раз, значит, Евгений Андреевич дошел до Седьмой заповеди — «не прелюбодействуй», и девушка спросила: «Почему нельзя? И что это ваш Бог такой строгий?» И тут Евгений Андреевич говорит: «Я понял, что либо я сейчас уйду из этой аудитории и никто ничего не поймет, либо мне придется ответить на этот вопрос».

И тут он применил такой метод, который работает с молодежью, со старшеклассниками, с подростками — когда ты начинаешь говорить о них самих. Он начал говорить: «Ну вот давайте посмотрим, какие у нас есть части души. Ну вот где-то от диафрагмы до горла, вот когда мы гневаемся, закипает как бы в груди, идет через горло. Эта часть души называется „гневательная“. Дальше идет...» Ну, и таким образом он вывел их на разговор о том, как правильно выбирать себе половинку, как правильно себя вести в отношениях и так далее. Вот, собственно, я хотела тоже использовать его аргументы и попросить ваших комментариев.

Священник К. Мальцев

— Ну, давайте... Комментарии-то он правильно привёл. Давайте все-таки изначально обозначимся: взаимоотношения делятся на создание семьи или на удовлетворение своей плоти. Если мы уподобляемся животному миру — все логично. Если мы все-таки помним, что мы Творение Божие и одна из наших главных целей — продолжить род, не только быть близки телесно и духовно, то здесь надо для себя понять очень важную вещь. Вот мы говорим часто «половинки». Если ты половинка, значит, ты не целое. Когда ты встретил или встретила — ты стал целым. Что такое «целое»? Если мы говорим, что женщина из ребра Адама создана, Ева, то, получается, Адам мог без ребра жить. А может ли ребро без Адама? Тогда воссоединяется и становится идеал, который Господь создал для чего? Чтобы негоже было одному и чтобы наполнять. Это по Священному Писанию.

Но мне нравится еще один момент — счастье. Когда ты находишь достойного мужчину, ты выходишь за него замуж — ты становишься счастливой. Или наоборот — ты нашел достойную девушку, ты женишься на ней — ты становишься счастливый. Потом у тебя дети появляются — ты счастлив. То есть, счастье «с частью». Идеал «быть счастливым» — это найти «с частью», с Богом. Потому что дети вырастут, свои семьи создадут, выпорхнут из своего гнезда — ты несчастным станешь? Если ты живешь ради только детей — это трагедия, это ужас! Это отчаяние даже порой может быть. А если ты все-таки понимаешь, что это дети как дар Божий, то ты им даешь всё, что ты можешь, но самое главное — ты даешь им... привести к Богу. Чтобы они имели этот источник счастья. Потому что, по сути, семейные отношения начинаются с дружбы. Мы узнаем друг друга, мы начинаем узнавать во всем друг друга, минусы и плюсы, если мы имеем два фундаментальных момента в наших отношениях — единоверие, единомыслие. Потому что если нету единоверия, слово за слово — разбежались. А единоверие — я погорячился, я вякнул, Господь учит любви и кротости, и смирению, и ты начинаешь все-таки искать свое счастье, возвращая его. Потому что отношения — это труд. Это битва на поле мирской жизни. Потому что вдвоем прийти в Рай легче.

Мне очень даже нравится такой, знаете, пример: рисунок — как треугольничек, в нижних углах — мужчина и женщина, вверху — Бог. Чем ближе к Богу, тем ближе друг к другу.

А. Леонтьева

— Угу, хороший образ.

Священник К. Мальцев

— И этот символизм — он четко подчеркивает, как мы можем быть ближе и по жизни. Если мы живем только своими потребностями... Ну хорошо, заработали, хотели дом — сделали дом, машину, Мальдивы и далее, далее, далее. Всё, больше ну нету цели, которую ты раньше ставил. Дальше что? Пустота. Особенно для девушек, для женщин это начинает пустота эмоционально раздражать. Мужчине проще в этом плане — рубашка, штаны, и всё, и хватит, и пошёл. А для женщин — они более эмоциональные, им нужна постоянно подпитка. Если нет положительной, значит, будбет негативная. А это чаще всего будет развод. Особенно для молодежи, надо изначально понять: «я не ищу для себя шута развлекательного» (для девочек), или «я не ищу для себя куклу, которая будет со мной, я ищу для себя — и это правильно, может быть, для кого-то это покажется, может быть, по старому взгляду, — но я ищу будущую мать своих детей». Если ты к ней уже изначально так относишься, то, прости за прямое слово, ты не будешь на нее смотреть как на мясо. Ты будешь на нее смотреть как на чистый сосуд, который ты будешь готов наполнять своей любовью. И тогда ты с ней станешь в итоге счастлив.

А. Леонтьева

— Мне нравится, отец Константин, что вы начали программу со слова «счастье», потому что мы часто говорим о труде отношений, да, о работе... Я помню, что моя дочка — я уже говорила это на Радио ВЕРА, но еще раз вспомню, как она в храме нашла какую-то брошюрку, где были изображены две такие взмыленные лошади и такая большая телега, и Дашка моя говорит: «Мам...» Ну это было про семейную жизнь, потому что вот пахать, там, поле... И она так расстроилась! Она говорит: «Это чего, вы с папой вот так?» Я говорю: «Да нет, дочка, мы счастливы!» (Смеется.) Вот. Но я, знаете, хотела чуть-чуть приблизить нас к конкретике, и для этого, собственно, я и вспомнила Евгения Андреевича Авдеенко. И я сейчас вот прочитаю его аргументы, сначала для женщин, а вы, может быть, как-то скажете свои соображения.

Значит, правило первое, как сказал тогда старшеклассникам Евгений Андреевич: успех женщины — не много мужчин, а один. Ну мы как бы говорим «вот она имеет успех у мужчин», а Евгений Андреевич вот такой вот выделил тезис: «Успех женщины — не много мужчин, а один».

Священник К. Мальцев

— Замечательный термин, потому что... Давайте подчеркнем в общении с молодежью... Если ее увидят с многими — значит, это не девушка для создания семьи, это девушка для утех. Поэтому замечательно все подчеркнул в одном предложении. Я всецело с этим согласен.

Если мы говорим по Священному Писанию, то это блудница. Блуд не подразумевает только лишь физическую... Если ты начинаешь при, допустим, муже переписываться с другим мужчиной — это измена. Если ты начинаешь каким-то образом поддерживать другого мужчину, а своего оставляешь — это тоже измена. Но начинается с малого. Господь ведь не зря сказал: «Кто верен в малом, тот верен и в великом». Поэтому здесь все правильно сказано.

А. Леонтьева

— Я напомню радиослушателям, что с нами и с вами сегодня иерей Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Ленинградской Краснодарского края. Тезис второй. Евгений Андреевич просил девочек, старшеклассниц перечислить качества, которыми должен обладать будущий муж. Там были разные качества: любовь к детям, мужественность, ответственность, нежность. Вот Евгений Андреевич вот это все собрал и написал на доске: «Ищи мужа — главу семьи». То есть, вот все эти качества, в принципе, как он считает, собраны вот в этой фразе «глава семьи».

Священник К. Мальцев

— Я с вами согласен, .потому что господь изначально создал мужчину, и женщина, когда выходит замуж, женщина для мужчины — как крылья, не «руки». Если она будет для него «руками», то он ничего не будет делать. А зачем? — она же делает. А крылья — это то, что тебя вдохновляет для нее горы сметать. Знаете, я...

А. Леонтьева

— «Крылья, а не руки» — классно! (Смеется.)

Священник К. Мальцев

— Да. Знаете, мне очень... Именно за труд и за замуж у меня есть изумительнейший пример в моей практике священнической. Я венчал дедушку с бабушкой. Ему 93, ей 90. Я никогда не забуду этот пример. Она сидела на стульчике, он стоял рядом... Ах! Это как такие, знаете, только влюбившиеся друг в друга, этот конфетно-букетный период... Он на нее смотрит: «Голубушка моя, как ты себя чувствуешь?» — «Голубчик мой, все хорошо!» И я смотрел просто и изумлялся этому! Возраст-то все равно уж... Повенчали, естественно, всё как подобает. И потом я спрашиваю: «Ну в жизни-то были все равно какие-то моменты, когда у вас были конфликты?» — «Да, конечно, всё были»... Я говорю: «Как вы вот сохранили?..» А они более... ну, около 70 лет вместе, чтоб вы понимали. Они еще, как он говорил, «мы когда в войну были, я захожу в одно место — она оттуда уходит, она заходит — я ухожу». «Мы так, — говорит, пересекались, пересекались для того, чтобы потом найти друг друга на всю жизнь», шутил так. Вот. И он сказал такую фразу, которая и для взрослых, и для молодежи будет очень полезна (почему для молодежи — потому что это начало, а для взрослых, даже которые уже имеют опыт семейной жизни, это тоже будет хорошо, я для себя это принял, как минимум)... Он говорит: «Вы знаете, большая проблема — наша гордыня, наш эгоизм. Каждый тянет на себя: «Я хочу, чтобы он мне давал», «я хочу, чтобы она меня так-то холила и лелеяла».

В один определенный день я подумал: «Я вот хочу, чтобы она была такой». Что я мог для этого сделать? Финансов на тот момент никаких не было, как-то что-то... Надо было проявить гениальность. И я для себя решил: «Я буду к ней относиться так, как будто она уже сегодня такая, как я хочу». Первые месяц-другой это был ад. Я чувствовал, что она надо мной издевается, манипулирует, чуть ли не подкаблучник. Потом у нее все-таки дошло до нее милостью Божьей, что я пытаюсь строить. И она включилась в эту стройку. И вот после того, как она стала делать как я делаю (это глава семьи, это замужем, к слову), у нас начался рай. И более уже с того момента (это где-то, получается, мы уже 12 лет прожили... 13 лет прожили) — вот с того момента у нас рай. Всё.

А. Леонтьева

— Ничего себе! Это как лайфхак, как говорят.

Священник К. Мальцев

— Да, да.

А. Леонтьева

— Пользуйтесь, пожалуйста, не благодарите!

Священник К. Мальцев

— И когда ты рассказываешь это студентам, в школе: «Да такого не может быть!», я очень жалею, что я не снял, не сфотографировал... Ну как-то, знаете, в тот момент для меня это было настолько... Знаете, как лялечку когда берешь, хочется аккуратненько, осторожненько, никому не надо, это вот... Ну это вот сейчас для тебя твое. Вот тогда я к этому так же отнесся, поэтому ни фотографирования, ни видео — ничего не было, чтобы номинально показать: «Вот смотрите, это правда», да.

А. Леонтьева

— Да, «вот они». (Смеется.)

Священник К. Мальцев

— Но это настолько изумительный пример был! Конечно, их уже нету. Это было лет десять назад, поэтому уже они почили, но, знаете, продолжение этой истории было в том, что он ну почти, я бы сказал, каждый день, когда она почила (это недолго было, но тем не менее), он почти каждый день приходил на ее могилу. Я сказал своим священницам, я говорю: «Если зайдет, давайте ему сколько хочет свечей, пусть ставит, там, безвозмездно, всё во славу Божие» — ну как мое такое доброе отношение к нему тоже. И потом я узнал, почему он ходил. Он пообещал ей, ну, как будто бы обет дал, что до последнего, сколько сможет, до своего последнего издыхания будет приходить ее посещать.

А. Леонтьева

— Ой, какая история... Просто слезы из глаз.

Священник К. Мальцев

— То есть, знаете, такое... отражение любви вне физического уже ее присутствия.

А. Леонтьева

— Ага. Да, слезы из глаз. Таких «лебеди» я называю, таких старичков...

Священник К. Мальцев

— Они есть, понимаете? И этот живой пример — для нас он показателен. Когда единоверие и единомыслие.

А вот тоже еще один момент дополню, это перед венчанием. Я говорю: «С чего, а зачем вы решили венчаться? Ну вы уже всю жизнь... Зачем?» Ну все равно же я должен был общаться перед венчанием. И он сказал такую фразу: «А как я там без нее? Я хочу, — говорит, — и там с ней быть».

А. Леонтьева

— Ага. Самая точная мотивация! (Смеется.)

Священник К. Мальцев

— Да, да-да. Ну давайте критично и честно скажем, что не факт, что каждый попадет в Рай или каждый попадет, там, в ад, это от каждого зависит. Но здесь стопроцентно по святым отцам можно подтвердить, что вдвоем в Рай легче войти, чем по одному. Поэтому вот их и в совокупии мотиваций, что хотят в Жизни Вечной венцы пред Богом иметь, конечно, это показатель любви как физической, земной, скажем так, и духовной, небесной.

А. Леонтьева

— Чудесная, пронзительная история. Чудесная.

Пойдем дальше по тезисам. Правило третье: как искать мужа.

Священник К. Мальцев

— И легкий, с одной стороны, и тяжелый вопрос.

А. Леонтьева

— Сейчас я скажу то, что Евгений Андреевич пишет. Да, вы пока, батюшка...

Священник К. Мальцев

— Ну пока вы ищете, позвольте, я приведу как притчу определенную, когда сын пришел к отцу и говорит: «Бать, как искать жену?» Он говорит: «Мы с тобой кто? Мы полями занимаемся. Вспомни, когда ты приходишь на поле, когда ты считаешь, что нужно собирать уже урожай? Он говорит: «Ну как — я подхожу к колосьям: если колос наклонился — значит, уже семена налились, значит, они готовы для сбора». Говорит: «Так я и девочку себе ищу. Не которая гордо поднимает голову, а которую Рим склоняет в кротости, как колосочек. И тогда ты будешь счастлив с ней, потому что ее кротость освятит ваш брачный союз».

А. Леонтьева

— Угу.

Священник К. Мальцев

— Ну вот если мы говорим о девочках. А вот тогда возникает логичный вопрос, я бы сам его создал с остальными девочками: а мужа-то как искать, который в тебе видит, еще раз подчеркну, будущую мать своих детей? Не который... для которого ты принцесса, там, какая-то небесная, неземная. Мы все стареем. Так это объективная реальность, и не факт, что ты такая же красивая будешь завтра, какими бы ты, там, ботоксами и прочим не пользовалась.

Другой вопрос : женятся на внешности, но остаются с внутренним. Поэтому здесь, в первую очередь... Я своей дочери приводил этот пример. Я говорю: «Вот когда наступит момент, такой сугубой духовной интимной связи, скажи ему: «Мне так с тобой хорошо, что я десять детей бы родила от тебя!» Вот если он скажет: «Да хоть двадцать!» (ну, условно выражаясь) — это твоё. Если он скажет: «Какие дети? Ты о чем?» — просто разворачивайся и беги от него. Это не муж.

А. Леонтьева

— Очень хороший, очень мудрый совет, ага...

Священник К. Мальцев

— Ну вот по такому принципу девочка у нас в кассе.

А. Леонтьева

— Ну следующий пункт — как привлечь его к себе. Евгений Андреевич говорит: «Быть красивой». Но потом объясняет понятие «быть красивой» — не как бы... Ну, известно, что девочки в каком-то возрасте начинают как бы выходить — ну, простите, «выходить на охоту», да? — с боевой раскраской, там, всё... Он говорит: «Нет, это не то» и приводит в пример строки Александра Сергеевича Пушкина, который описывает Татьяну, как ее встретил Онегин, помните, на балу:

«Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Du comme il faut... (Шишков, прости:

Не знаю, как перевести.)

К н ей дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале, и всех выше

И нос, и плечи подымал

Вошедший с нею генерал.

Никто б не мог ее прекрасной

Назвать; но с головы до ног

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовется vulgar. (Не могу...

Люблю я очень это слово,

Но не могу перевести...»

Ну, и так далее. То есть, мы читаем описание красоты, в котором нет ни одной черты... В общем, мы не понимаем, какого Татьяна роста, стройна она или полна, и так далее, но Пушкин вот подчеркивает вот эту вот какую-то естественную, простую, достойную женскую красоту.

Священник К. Мальцев

— Если позволите, я одним термином бы, наверное, подчеркнул, что он описывает. Он описывает целомудрие. Целомудрие — это та чистота, которая заключается во внешнем и во внутреннем. И к этому можно подчеркнуть, почему и старушки почитание проявляют, и мужчины кротость к ней, а не похоть, проявляют, — потому что эта чистота целомудрия вызывает и подразумевает уважение. А если ты человека уважаешь, ты его бережешь. Вот. Поэтому здесь «целомудрие» — самое подходящее, что...

Понимаете, я не удивлен, что сегодня молодежь — хоть мальчики, хоть девочки — они сегодня настолько... каким бы более термином кротким таким, дипломатичным обозначиться — более «телесна» (если грубо, честно говоря, похотливы). Потому что сегодня вот, во-первых, очень утрачен институт семьи. Внешнее — скажем так, Интернет и тому подобное — говорят практически о вседозволенности. Религиозный момент, практически... он присутствует, но он в таких минимальных количествах семейных, потому что все равно, хочешь не хочешь, из семьи всё идет. Даже дети священников — они и то сильно искушаемы миром и порою не чувствуют, что они находятся в ежовых рукавицах, и они хотят в этот мир, со словами кричат: «Хочу делать свои ошибки!»...

А. Леонтьева

— Да, да-да, кстати, популярная фраза, угу.

Священник К. Мальцев

— Это есть. Это есть, но эти ошибки — они же имеют свои последствия, когда Господь тебе не будет давать детей, и ты будешь плакать ночами. Почему? Потому что дитя — это дар Божий. Я вам скажу так, что мне Господь так управил, что — вот именно с деточками, — у меня из восемнадцати пар, которые не имеют детей (максимальная пара — 10 лет), из восемнадцати две пары остались, которые не имели детей, сейчас имеют детей.

А. Леонтьева

— Это у вас на приходе?

Священник К. Мальцев

— Это вот мой такой определенный опыт. Он, конечно, комично начался, но Господь так управит. И не то, что я такой.

Ну, всё началось с того, что когда я... в Ленинградскую меня перевели, меня сразу приписали к детскому дому. И вот много лет я уже окормляю... Вот я как-то прихожу в детский дом, и директриса Марина Николаевна говорит, там: «Маша, Маша, иди, пусть батюшка тебя обнимет!» Я говорю: «Марина Николаевна, зачем?» — «Ну вот вы Валю обняли — она забеременела, а столько лет не могла».

А. Леонтьева

— (Смеется.)

Священник К. Мальцев

— Я говорю: «Подождите, Марина Николаевна. Мы с ней общались, с мужем общались, они начали духовно читать что нужно, они стали исповедоваться, причащаться». То есть, они свою жизнь стали менять для Господа, и Господь их возблагодарил за их труды. И вот по такому принципу вот много есть пар, которые стали вот рожать, по факту. Но они жизнь свою духовную стали менять. Поэтому Господь, видя их очищение, покаяние...

А. Леонтьева

— Да, да...

Священник К. Мальцев

— Просто я к этому стал сопричастен. Ну даже был такой случай: я захожу в храм, девочка сидит, говорит: «Обнимите меня». Я ее первый раз вообще вижу. «Я, — говорит, — из Питера прилетела». Ну где Питер и Краснодарский край? «Я, — говорит, — знаю: кого вы обнимете, тот беременеет». Я говорю: «Подождите, пойдем общаться, а потом...»

А. Леонтьева

— Языческий немножко обряд — объятия батюшки! (Смеется.)

Священник К. Мальцев

— Да-да-да-да. К сожалению, у нас присутствует вот это чудо, магизм — только вот щёлкните, и всё по щучьему велению... Так же и в семье — по щучьему велению не происходит. Семья и семейная жизнь — это, ну, я бы сказал, десять процентов радости, улыбок, там, эйфории какой-то, девяносто процентов постоянного труда, притирания, что будет во благо обоим. Но и эти десять процентов — они сугубо ценны тогда на фоне другого, как контраст.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами и с вами — иерей Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Ленинградской Краснодарского края. У микрофона Анна Леонтьева, мы вернемся к вам через минуту.

Продолжается «Семейный час» на Радио ВЕРА, у микрофона Анна Леонтьева. У нас в гостях иерей Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Ленинградской Краснодарского края. Отец Константин, я упорно иду дальше по пунктам. Значит, сколько времени Евгений Андреевич Авдеенко советует дружить с молодым человеком до замужества? (Ну, я подчеркиваю слово «дружить», да, как бы, чтобы не вводить никого в другие какие-то искушения.) Год, четыре сезона. Потому что как бы год — это цикл. То есть, осень, зима, весна, лето. Вот такой вот совет. Как вы его прокомментируете? (Смеется.)

Священник К. Мальцев

— Ну, знаете, я всегда пытаюсь соответствовать тому, что ты сам делаешь. Невозможно кому-то что-то советовать, если ты сам это не делаешь, это лицемерно. Не в плане похвальбы, но именно по такому принципу, как озвучил ранее, я со своей супругой встречался полтора года и пальцем ее не трогал. Ну, поцелуйчики были, конечно, но вот, по большому счету, я ее не трогал, потому что я к ней уже уважительно относился. Даже, может быть, для кого-то это шуткой будет, но мы стали встречаться уже по телефону. Почему? Ну это как современные сегодня Скайпы, вот такое вот, конференции Зума, только тогда это было по телефону — такие конференции. И встречаться мы начали после того, как именно друг друга узнали внутренне. Я и внешне не знал, не видел. И мне, в принципе, тоже все равно было, какая она внешне!

А. Леонтьева

— Вы только голос слышали?

Священник К. Мальцев

— Да. Я ее внешне не видел. И так месяца два мы общались. И мне уже все равно, какая она внешне была. Другое еще красота и счастье было, когда она красавицей оказалась. Вот. Другой вопрос, что вот именно с внутренним — я же изначально говорю, внешность постареет, обветшает, а вот внутреннее-то останется. И вот эти полтора года я бы порой даже сказал, может быть, и мало было. Но хотя бы вот было достаточно, чтобы сделать вывод, что оно твоё. Конечно, были всякие бури житейского моря. Даже будучи уже священником, были мысли, моменты развода — всякое искушение, потому что лукавый бьет со всех сторон. Как и ее. Даже ее больше. Почему? Потому что ты у престола стоишь. Ты ближе во всех отношениях к Богу. У нее эмоции, она девочка, здесь всё логично. Вокруг тебя тысячи женщин, девушек, и у нее искушений больше. Поэтому и, мальчики, всегда я говорю, что тяжелее, чем священнику. Поэтому здесь однозначно можно сказать, что тезис «один год» — это, я бы сказал, золотая середина. Можно и больше, но нарушение меньше полугода. Потому что за это время как раз все шероховатости и острые углы вылезут, и тебе уже надо понять — или ты их принимаешь... Но самая главная ошибка — ты их не меняешь. Ты не Господь. Ты не учитель над ним или учительница.

А. Леонтьева

— Не переделываешь, да?

Священник К. Мальцев

— Ты с ним живешь, а оно переделается само, если ты полюбишь и он тебя любит. Вы, в любом случае, для друг друга... То есть, главное — принять, а не перевоспитать. Ты не учитель, ты не Бог, самое главное. Если ты идешь: «Ну, я его перевоспитаю», это развод, стопроцентно. Потому что ты будешь перевоспитывать, а у него есть свой характер, он начнет себе включать, что, ну, допустим, «я мужик, чего ты меня тут воспитываешь?», и рано или поздно вы разведетесь. Ты или за это время принимаешь, или говоришь: «Ну, не сошлись». Ну честно, без лицемерия, не надевая на себя (ну это больше для девочек) «ну я ж такая хорошая, да он меня недооценил!». Потому что Господь элементарно тебя отводит от него, потому что это не твое.

А. Леонтьева

— Не твой человек, ага.

Священник К. Мальцев

— Ну Господь же — Он все равно любящий. Даже Его попущение... Как говорят — «Господь наказывает». Да не наказывает Он никогда! Он попускает для твоего вразумления. Как ребенок когда пальцы в розетку суёт, ты ему по рукам даёшь. Ты его наказал или спас? Вот так и Господь — Он, может, отводит. И это надо просто принимать. Потому что в молитве «Отче Наш» есть такие слова: «Яко воля на Небеси и на земли». Ну ты-то, если ты мало-мальски хотя бы верующий, ну доверь свою жизнь Богу. И Он поведет. А если ты хочешь всё под себя подстроить — ну тогда жди искушений и подводных камней в огромном количестве. Всё.

А. Леонтьева

— Ну это, на самом деле, вот очень согласовывается с тем, что говорил вот Авдеенко, — «дай время, имей терпение». То есть, замуж тоже, как говорят в народе, «замуж не напасть, замужем бы не пропасть бы». (Смеется.)

А шестой тезис Евгения Андреевича, который он выдвинул перед старшеклассниками — «найди доверенное лицо и спроси его мнения». Это, знаете, раньше, когда... Ну, мы иногда говорим — «патриархальный строй»... На самом деле, мы когда говорим про эту патриархальность, мы не всегда понимаем, о чем мы говорим. Вот это какой-то такой... Мне кажется, это какая-то мифологема такая. Патриархальный строй, там — вот что там было, какое... Для крестьян патриархальный строй, для дворян патриархальный строй — у всех было все по-разному, и раньше все-таки это были родители — доверенное лицо, да? Спрашивали у мамы и у папы. Сейчас реально найти доверенное лицо и спросить у него? Какого-то близкого друга, или все-таки маму или папу?

Священник К. Мальцев

— Можно, я немножко с другой стороны зайду?

А. Леонтьева

— Конечно.

Священник К. Мальцев

— Стопроцентно, основываясь на исповедях, основываясь на слезах, которые мне приходилось слушать и видеть, ни в коем случае это доверенное лицо не может быть для девочки подружка, стопроцентно. Объясняю, почему. Потому что здесь, в любом случае, есть конкуренция — «ты не можешь быть счастливее и лучше меня». Поэтому здесь это тысячи примеров...

А. Леонтьева

— У вас большой опыт, да?

Священник К. Мальцев

— Ну, пусть тысяча, ладно... Ну пусть не тысячи, но тысяча. Это постоянно такая, даже при наличии хороших отношений, зависть. Поэтому маловероятно,

что будет добрый совет.

А. Леонтьева

— Вот это очень важно — то, что вы говорите.

Священник К. Мальцев

— Это очень важно, и это — ну, я не могу сказать стопроцентных вариантов, потому что все равно есть и адекватные подружки, но в большинстве своем сегодня в нашем, к сожалению, деградирующем обществе это так. Поэтому — ни в коем случае не подружка.

А. Леонтьева

— Не подружка.

Священник К. Мальцев

— В идеале... Ну, тут опять, если это на самом деле крестная, а не просто номинально, для галочки, стоящий человек когда-то... Вот в идеале — это крестная. Она — и женщина, она — и опыт жизненный, и, самое главное, она не имеет личного интереса. Если здесь подружка — это сверстник, это «возможно, я сама его уведу», то здесь нету личного интереса. В идеале, это крестная.

Потом уже мама идет. Почему? Потому что у мамы... Почему я второй, а не первый план? У мамы есть момент собственничества: «Это ж моя дочь, я хочу лучшего». И не факт, что предвзято к этому мальчику не отнесется. Поэтому вот здесь плюс-минус крестная. Ну, а далее уже тут надо понимать, какое окружение как у мальчика, так и у девочки.

А. Леонтьева

— Спасибо!

И седьмое правило, по Авдеенко: «Не надо ничего выдумывать, делай, как в Церкви». (Смеется.)

Священник К. Мальцев

— (Смеется.) Церковь — это живой организм, возглавляемый Богом. У Церкви — тысячелетия опыта, чтение святых отцов. Здесь, по-моему, уже настолько всё разжёвано. Другое дело, что мы, как Интернет-миссионеры, как батюшки-проповедники, мы просто всё это на доступном языке стараемся донести до современного общества. А уже тысячелетия назад всё уже было сказано.

А. Леонтьева

— Ну, переходим к такой части нашей программы — то, что рассказал Евгений Андреевич Авдеенко, когда он выгнал девочек из класса. Все очень заинтересовались, конечно, этим вопросом, но девочек он отправил и начал разговаривать с мальчиками. «Добрачные отношения. Пункт один — относится к девочкам так же, как и к вам: не надо себя тратить. Но мужчина смотрит не только на себя, но и на нее. Женщина без прошлого. А если у нее кто-то был? Тогда — только исповедь, только она может очистить от прежних связей».

Священник К. Мальцев

— Покаяние — это преображение. Если ты преобразился для Господа, то ты сможешь с помощью Божьей, а не своими хотелками и своей гордыней, преобразиться и в совокупии в своей жизни, и для человека, и так далее. Поэтому я согласен.

А. Леонтьева

— Пункт второй. «Глава семьи. Кто инициатор брачных отношений? Женщина, она делает все, чтобы выйти замуж. А вы смотрите за тем, как она хочет выйти за вас замуж». Ну, тут Авдеенко сказал мальчикам, что на самом деле вот эта вот боязнь, что она не скажет «да», если мужчина делает всё правильно, то обязательно скажет «да». (Смеется.)

Священник К. Мальцев

— Да и «нет» — это тоже хорошо, по большому счету. Просто ты понимаешь это со временем. А когда ты молодой, ты только хочешь добиваться, не разочаровываться. И «нет» — это хорошо, потому что ты понимаешь, что ты получил опыт. Любой опыт — он важен в нашей жизни, даже если он плохой и негативный. Другой вопрос — почему сказала «нет». Надо же не обидеться, надо же не возгордиться, а сделать правильные выводы, проанализировать. Может быть, на самом деле, когда ты посмотришь потом со стороны, как она дальше живёт, ты скажешь: «Да слава Тебе, Господи, что она сказала „нет“!» Просто поспешность наших эмоций — это наш враг. Вообще эмоции — наш враг, потому что через эмоции очень сильно руководит нами лукавый. Это главный его инструмент, который через гордыню входит в наше сердце. В страхе или через страх, в том числе. Когда... Вообще, страх — это противоположность веры. Потому что если мы верим, то у нас нету страха. Вспомните мучеников — они боялись идти на мучения? Чаще всего, нет, потому что они шли ради истины, ради Бога, и поэтому и страха не было. Они понимали, что будет больно, но и страха не было как такового — косвенно, скажем так, хотя бы. Поэтому здесь я понимаю, о чем речь идет, и думаю, что здесь только надо не обижаться, а делать так, как делаешь для себя. Если ты ей делаешь как для себя (а, к сожалению, мы себя больше всех любим), то тогда и она скажет «да». Потому что лучше, чем для себя, ты не сделаешь.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами и с вами иерей Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Ленинградской Краснодарского края.

Пункт третий для мальчиков: любовь и страсть. «Жена много должна, но одно обязательно — жена да убоится мужа своего. Жена имеет одну последнюю обязанность — служить мужу так же, как муж служит Церкви. Как муж боится Бога, так жена боится мужа. У мужа обязанность самая трудная — муж должен любить свою жену. Один священник хорошо мне рассказал: муж должен долюбливать свою жену. Если каждый исполняет должное — дети почитают родителей, жена боится мужа, муж долюбливает жену, тогда семье дается как величайший Божий дар любовь».

Отец Константин, я вот насчет любви как раз хотела спросить. Я когда-то получила такой, мне кажется, очень важный урок от одного священника, когда я говорила: «Знаете, батюшка, вот никак не могу вот полюбить одну свою родственницу». И он мне сказал: «Ну, дорогая, любовь — это, вообще-то, венец всех добродетелей». То есть, любовь — это не то, что дается тебе вот прямо вот так, да? Любовь — еще до нее нужно как-то дойти вот на своем духовном пути.

Священник К. Мальцев

— Самому созреть, я бы так сказал.

А. Леонтьева

— Угу.

Священник К. Мальцев

— Безусловно, когда у нас взаимоотношения, мы пытаемся учиться в отношениях. Но мы уже до отношений учимся любви — это, как минимум, к родителям, в послушании, как минимум, в себе. Но надо правильно понимать правильно слова Священного Писания «возлюби ближнего как самого себя» — не в плане эгоизма, а в плане поиска образа Божия. Когда ты в человеке ищешь образ Божий, так же, как в себе, тогда у тебя нету предвзятости, и меньше даже осуждаешь. Я думаю, здесь более тогда понятно, что такое любовь, потому что это «что» отталкивается от «кого» — Бог есть любовь. И три свидетельства на Небесах — Отец, Сын и Дух Святой. А вот все-таки как для молодежи, я бы хотел, с вашего позволения, идеальный пример апостола Павла привести, какая должна быть любовь. Я думаю, это даже не только для молодежи — для всех нас в совокупе: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, языки умолкнут, и знамения упразднятся». Всё. Она никогда не перестает, если она любовь, а не эгоизм.

Знаете, я вам честно скажу: если бы не Господь, источник любви, я бы, может быть, уже сегодня и не жил со своей матушкой. Потому что порою были моменты неединомыслия. Но я очень счастлив, что Господь — во главе семьи. И сегодня, опять-таки, знаете, как замечательно, по-моему, если я не ошибаюсь, отец Дмитрий Смирнов, батюшка, Царство ему Небесное, сказал: «Если у вас испортились отношения, влюбись в нее опять». И это реально. Когда у тебя есть начало — как минимум, любовь Божия, тогда есть и человеческая.

Я иногда задумываюсь — как бы я жил без нее, если бы я все-таки сделал блажь. Наши эмоции — наши враги. Поэтому не надо поспешно делать какие-то умозаключения, поспешно какие-то колкие фразы. Особенно я себя в этом укоряю, у меня они были, потому что женщина никогда не забывает колкие фразы. Она, хоть даже ты попросишь прощения...

А. Леонтьева

— Это правда. Через двадцать лет все будет помнить. (Смеется.)

Священник К. Мальцев

— ...хоть ты и покайся в этом, она все равно тебе это припомнит. Как ни прискорбно, без обид ни для одной девушки, женщины, злопамятство очень сильное. Даже если она сказала, что «я тебя прощаю», она все равно это вспомнит. Если она прощает, она не вспомнит. Но по факту это есть. Мужчина не вспомнит — ну, я простил, чего мне помнить? Вот. Хотя есть такие мужчины, критично сказать, «полуженщины», которые такие экзальтированные — они могут вспомнить. Если ты достойный мужчина, ты никогда не будешь обличать в каких-то ее проступках. Это удел слабого мужчины, экзальтированного. Ну потому что указывать на минусы и немощи женщины — это ниже мужского достоинства. Наверное, не зря такие умные люди говорят: «Мужчина познается в немощи женщины, а женщина — в финансовом благополучии мужчины или в его, более даже, отсутствии». Поэтому все логично. А обличать ее в немощах, в минусах и тому подобное — это как раз немощь.

А. Леонтьева

— Отец Константин, можно еще вот приведу аргумент, да, один, к мужчинам? Красота. «Мужчина красоту защищает, он создает своим вниманием образ того, что является в женщине красотой. Женщины и сами это чувствуют, но мужчина должен этот образ поддерживать. Если в вашем присутствии девушка распускается, дайте ей понять, что это некрасиво». Ну, тут говорится о том, что мужчина защищает красоту женщины даже от нее самой иногда, да? И это входит как бы в его мужские такие задачи.

Священник К. Мальцев

— Ох, здесь, к сожалению... Это очень тяжелый вопрос — относительно красоты женщины, потому что...

А. Леонтьева

— Красоту — в таком глубоком смысле этого слова, да? Тот самый образ Божий, о котором...

Священник К. Мальцев

— Ну если духовную — безусловно, здесь, если мы верующие люди, мы понимаем, о какой красоте идет (речь). Но мир накладывает свои коррективы. И вот у меня знакомый — от него супруга ушла, потому что он хотел ее естественной видеть. Ну когда ты, допустим... вот надо тебе — ну чуть-чуть подчеркни свою красоту. Ну, там, не вульгарно, скажем так. Нет, ей надо было вот такие губы, вот такие вот груди и тому подобное. Он ей постоянно говорил: «Зачем? Я тебя люблю, какая ты у меня есть. Ну если бы я тебе говорил, что мне чего-то не хватает, я бы понимал. Но кому? Другим мужчинам? Так ты замужем за мной!» А ей вот: «Да вот у меня подружка...» и тому подобное. И в итоге, когда он говорит: «Слушай, ну вот ты такие губы сделала, что сначала губы появляются, потом ты»... (Ну реально, я фотографии видел — я просто... я обомлел! Это вот, помните, «оставайся, мальчик, с нами»?)

А. Леонтьева

— «...будешь нашим королем».

Священник К. Мальцев

— Вот такая же, с такими огромными губами. Да. Но это уже некрасиво. Это пошло, духовно пошло. Это не подчеркнуло — это изуродовало. Хотя она считает, что это красиво.

А. Леонтьева

— А кто от кого ушел, в результате?

Священник К. Мальцев

— Она от него ушла, потому что она хотела дальше этого. Она сказала: «Я с тобой не развиваюсь». Он говорит: «В чем?» — «В своей внешности».

А. Леонтьева

— Какая тяжелая история!

Священник К. Мальцев

— Но, по факту, это момент эгоизма, не любви!

А. Леонтьева

— Ну конечно...

Священник К. Мальцев

— «Я себя люблю, тебя не люблю». Ну он ей говорил: «Давай сохраним»... Ну, у них детей еще не родилось... Дитя очень соединяет, оно сохраняет. Многие-то, давайте честно скажем, не разводятся, потому что дети есть, даже если духовной составляющей нету. Такой, я бы сказал, «человеческий якорёк», который может удержать сохранение семьи от разрушения. Но, тем не менее, там дитя тоже нету. Там полнейшее самолюбие было.

Это, знаете, я пример... наверное, фразу скажу такую: пример этой семьи — когда один любит, а другой позволяет любить. Может быть, и хорошо, что так произошло (мы же промысла Божьего не знаем). Может быть, он именно... Ну, не совсем, там, не идеализирую его, там, в лик святых не превозношу, но, может быть, он уже настолько претерпел, что, может быть, Господь ему подводит другую супругу, которой это глобально не так нужно будет, как предыдущей. Поэтому здесь пути Господни неисповедимы.

А. Леонтьева

— Отец Константин, ну вот для молодежи вот это же тоже неочевидно — вот это понятие любви как путь некий, да? — и, в том числе, духовного роста. Вот вам приходилось говорить именно с нецерковными людьми о любви? И такой еще вопрос: может ли что-то вообще семью сохранить в наше время, кроме веры?

Священник К. Мальцев

— Вы знаете, у меня есть маленький сегодня, скажем так, бонус, почему я могу с невоцерковленными общаться.

А. Леонтьева

— Так?

Священник К. Мальцев

— У нас многие сегодня, ну, как бы это так более корректно сказать, помешаны на психологии. У меня есть образование «клинический психолог». И когда ты начинаешь как священник общаться, ты видишь предвзятость. И я тогда сначала перевожу в русло «ну давайте тогда со стороны психологии на это посмотрим». Когда здесь... Все равно же у тебя корень-то основной — духовный. Когда здесь они уже поняли, когда здесь приняли, ты начинаешь уже подводить духовный опыт. И тогда все проще становится. Потому что невоцерковленные люди, если ты будешь им говорить о целомудрии и тому подобном, в 90 процентах (ну, пусть 80 процентов): «Что ты за какую-то чушь старинную тут рассказываешь? Так в современном мире никто не живет». Я просто сейчас процитировал одного парня. Он не особо так корректный и воспитанный, поэтому «ты», ну, не суть важно. Я не против, когда ко мне на «ты» обращаются, потому что мы к Богу... как мы обращаемся к Богу? На «Ты». Почему? Как к самому близкому, родному. Другое дело, в этом «ты» не должно быть хамства, тогда это нормально.

Поэтому здесь вот с невоцерковленными людьми можно общаться. Самое главное — хотят ли они общения этого. Ведь в Священном Писании написано: «Дай каждому ответ с кротостью и благоговением». Я дам. Но он нужен вам, этот ответ? Почему у нас старцев ищут? Потому что хотят, чтобы им сказали то, что они хотят, и за них решили.

А. Леонтьева

— Угу. Переложить ответственность.

Священник К. Мальцев

— Да. Вот так и здесь, с невоцерковленными... даже воцерковленными, больше невоцерковленными людьми... то же самое. «Скажите нам так, как мы хотим». И вот здесь тогда, конечно, потяжелее. Когда человек хотя бы мало-мальски воцерковленный, с ним проще в контексте Священного Писания и святых отцов общаться и незначительного твоего духовного опыта. С невоцерковленным — там другие моменты. Ну вот как апостол Павел: «С эллинами — как эллин, с язычниками — как язычник, но для всех я во Христе».

А. Леонтьева

— То есть, опыт клинической психологии — он все-таки нелишний, да, у священника?

Священник К. Мальцев

— Нелишний, однозначно. Хотя у нас некоторое священноначалие против этого, что психология... Современная психология, я вам честно скажу, критично, это вот — к эгоизму.

А. Леонтьева

— Я соглашусь.

Священник К. Мальцев

— «Все токсичные», «выведи их из своей жизни»... Но общее представление иметь надо. Потому что это дает тебе дополнительную возможность какой-то и компетенции, и возможности с людьми общаться, для них, в том числе, на понятном сначала для них языке, а понятном — потом привести к понятному тебе языку. Это такой как, если я не ошибаюсь, поправьте меня, по-моему, Кирилл Иерусалимский говорил, что «для меня философия стала служанкой ко Христу». То есть, «через философию я пришел к Богу». Вот то же самое.

А. Леонтьева

— Ой, к сожалению, время нашей программы подходит к концу. Спасибо большое, отец Константин! С нами был иерей Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Ленинградской Краснодарского края. У микрофона была Анна Леонтьева. Мы прощаемся с вами до следующей субботы. Всего доброго!

Священник К. Мальцев

— Спаси Господи!


Все выпуски программы Семейный час

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем