Случилось так, что в одном городе не оказалось правителя: прежний князь скончался и не оставил наследника. Стали жители города нового князя искать.
А на юге Бирмы жил в те времена один пастух. Каждый день пастух приносил с собою на пастбище нехитрую еду в узелке. Присядет перекусить, а вокруг птицы вьются — и он всегда с ними чем-нибудь делился.
Однажды прилетел с севера попугай-говорун и рассказал другим пернатым о том, что в одном городе жители себе нового князя себе ищут. Тут мудрый ворон и говорит:
— Пастух наш — хороший человек, давайте сделаем его князем. Станет он нас кормить, ещё больше о нас заботиться.
Спросили птицы у парня, хочет ли тот быть князем.
— Почему бы и нет? — говорит он, — я не против.
Тогда ворон велел ему сплести большую корзину. Пастух сел в эту корзину, налетела птичья стая, подхватила корзину и понесла на север. Впереди всех летел попугай — дорогу показывал.
Добрались птицы до города, залетели через окно во дворец и поставили корзину прямо на княжеский трон. Прибежали придворные и решили, что это и есть долгожданный князь: прямо с неба на трон спустился.
Вольготно поначалу жилось птицам при князе-пастухе, тот велел кормить их вдоволь. Но вскоре стал забывать правитель про своих друзей. Время шло, и угощение для птиц становилось всё скуднее, а потом их и вовсе перестали кормить.
И вот однажды явился во дворец к князю попугай.
— О, славный князь! — сказал попугай. — Дошло до птиц, твоих верных слуг, что в соседней стране не стало короля. Страна эта большая, города и деревни — богатые. Отнесём тебя в эту страну — станешь ты не князем, а королём.
Обрадовался пастух: отчего бы ему и впрямь не стать королём? Доля завидная: больше богатства, власти, славы, — чем не жизнь? По правде сказать, с тех пор, как его сделали князем, испортился у него характер, сделался он жадным и завистливым.
Уселся князь в ту же самую корзину, в которой его когда-то птицы в город принесли. Дружно птицы подняли корзину на небо и полетели на юг.
Но только принесли они корзину не в соседнюю страну, а на то самое поле, где пастух когда-то коров пас. Поставили корзину на землю — и полетели прочь.
Понял пастух, что наказан за свою жадность и неблагодарность, да поздно. Делать нечего, пришлось ему наняться в подпаски к новому пастуху.
Не всякому человеку власть полезна!
(по мотивам бирманской народной сказки)
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница