Сегодня в передаче "Материнский капитал" речь пойдет о том, как привить детям любовь к чтению.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. С вами ее ведущая – Софья Бакалеева. У нас в гостях шеф-редактор детской книжной серии «Настя и Никита» - Алина Дальская. Здравствуйте, Алина!
А.Дальская
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— Алина, хочется с Вами сегодня поговорить о такой теме, которая беспокоит всех родителей – как привить любовь к чтению. Все родители, без исключения хотят, чтобы их дети читали книжки. А как Вам кажется, любовь к чтению, она вообще врожденная? Это качество, это чувство, оно врожденное, или приобретенное?
А.Дальская
— Мне кажется, приобретенное. И я думаю, что если родители так хотят, чтобы их дети читали, к этому стоит принять некоторые усилия. Потому что это все ниоткуда не берется. У наших детей, конечно, есть инстинкт того, что они начинают сами шагать и это от нас от родителей никак не зависит, но вот чтобы дети стали сами читать – это, конечно все-таки редкость – это абсолютно усилия родительские.
С.Бакалеева
— Ну, вот давайте начнем с самого начала, с обучению чтению. Многие родители стремятся как можно раньше обучить чтению. Как Вам кажется – это ключ к тому, что ребенок потом, или больше успеет прочитать, или будет лучше читать, или будет больше книг усваивать?
А.Дальская
— Мне кажется, что нет, сейчас вообще в обществе большой перевес к тому, чтобы привить детям какие-то навыки, так скажем. И как раз чтение – это не та вещь, где такие штуки срабатывают. Можно научить детей считать, когда им это еще по возрасту не положено, можно многое научить детей делать раньше, чем они это должны делать по идее, но что касается чтения, то я бы сказала, что глагол читать, он как и глагол любить, он не требует каких-то понудительных таких вот вещей, и невозможно заставить человека читать, быть читающим человеком, также, как и невозможно человека заставить кого-то полюбить, или что-то полюбить. Это абсолютно наш личный свободный выбор. Но другое дело, что родители могут сделать все от них зависящее, чтобы их ребенок вырос читающим человеком. Ну, я должна сказать, что сейчас ведь есть такая проблема очень серьезная, она не только у нас, но и на Западе. Она называется функциональная безграмотность, когда человек вроде бы умеет складывать буквы и читать он умеет, но он при этом не читает, или, если и читает, то делает это абсолютно автоматически, не понимая смысла прочитанного. Ну разве нам надо, чтобы наши дети таким образом читали. Здесь вопрос в том, хотим ли мы, чтобы дети читали, как некий навык, или мы хотим, чтобы дети любили книжку.
С.Бакалеева
— Я боюсь, даже не все родители знают ответ на этот вопрос, чего именно они хотят.
А.Дальская
— Ну, если родители хотят, чтобы их дети показали себя какими-то вундеркиндами, я обращаю ваше внимание на слово показали, потому что это не значит, что они вундеркинды, то, конечно, можно их научить автоматически складывать буквы. Но, я думаю, что ответственным родителям – это далеко не самая необходимая вещь. И когда говорится о том, чтобы научить ребенка читать, речь идет прежде всего о том, чтобы привить ему любовь к книге, чтобы он брал книгу и воспринимал ее, как досуг, да, как досуг, как возможность для себя уединиться, возможность узнать что-то новое.
С.Бакалеева
— Возможность найти ответы на свои вопросы.
А.Дальская
— Безусловно, возможность найти ответы на свои вопросы, уже в более позднем возрасте, но для этого надо, чтобы он полюбил читать, а вот это уже наша родительская задача, как это сделать? Ну, могу дать несколько советов, таких очень общих, касающихся этого вопроса. Первое – это, конечно, ребенок должен видеть родителей с книгой, хотя бы время от времени. Потому что, если мы хотим, чтобы он читал, но он никогда не видит, что мы сами читаем, то, можно сказать, что наши все попытки обречены на провал. Дети, они ведь как обезьянки, они копируют, и если они увидят, что родители увлеченно погружены в книгу и мы объясним их, что происходит. Родительский пример – это вот одна и необходимых составляющих нашей миссии, привить детям любовь к чтению.
С.Бакалеева
— То есть, гипер ответственным родителям можно не волноваться, что они сейчас не лепят, и не складывают пазл со своим ребенком, а просто вот так вот, кажется проводят в безделье с книжкой. Наоборот, тем самым, да, они подают, оказывается, положительный пример.
А.Дальская
— Да, это абсолютно точно, это, конечно, не значит, что мы должны целый день сидеть с книжкой, а дети наши резвиться и расти, как трава. Но я, например, всегда читаю перед сном и для моих детей – это, конечно, большой пример, когда они уже ложатся спать, а я говорю: « А я, пойду почитаю», - я беру книжку, ложусь читаю, они время от времени ко мне прибегают, видят, что я читаю, когда они были маленькие, они задавали вопросы, а зачем мне это надо, что я там увидела.
С.Бакалеева
— А что Вы отвечали?
А.Дальская
— Ну, я им рассказывала, что это намного круче, чем кино, намного интереснее, чем мультфильмы, что это волшебная страна, в которую я погружаюсь в своем собственном воображении, когда дети постарше становятся и понимают, что такое компьютерные игры, им это можно в качестве такого примера приводить, что это намного более интересно, чем любая виртиуальная реальность. И это действительно так, потому что виртуальная реальность – это то, где мы действуем в заданных обстоятельствах, срежиссированных, а книжка – это такая вещь, где мы сами становимся творцами, в общем-то, по большому счету, приближаясь к Богу, потому что в книжке, читая ее, мы создаем свой собственный мир, своих собственных героев, свои собственные образы. Часто, когда мы видим экранизацию какого-нибудь произведения, которое мы читали прежде, мы даже бываем глубоко разочарованы, что кто-то увидел это по-другому и совсем по-другому представил наших любимых героев. Я, например, некоторые фильмы не могу смотреть, потому что мои книжные персонажи, которых я сама себе напридумывала, никак не соответствуют тому, как их придумал режиссер.
С.Бакалеева
— А Ваши дети тоже теперь также относятся трепетно к прочтению книг и к тем образам, которые у них рождались?
А.Дальская
— Я не думаю, что они артикулируют это так, как я, но в любом случае, родительский пример, он остается родительским примером, им это очень интересно. Я могу сказать, что для моих детей, книжка, она, конечно, в общем-то, является безусловно способом проведения своего дня, проведения своего досуга, они у меня не засыпают без книжки, я всегда читаю на ночь. Ну старший у меня сын уже большой, он, конечно, уже давно читает себе сам, а дочке я читаю до сих пор, хотя ей 12 лет. И вот это как раз второй такой основополагающий момент. Если мы хотим, чтобы наши дети читали, мы безусловно должны им читать сами.
С.Бакалеева
— Даже, если они уже читающие?
А.Дальская
— До тех пор, пока им это требуется.
С.Бакалеева
— А как понять, что им это требуется?
А.Дальская
— Ну, пока ребенок просит, надо читать. Потом они начинают уже намного лучше, когда они умеют читать уже сами и делают это бегло, и уже не сосредотачиваются именно на чтении, на процессе чтения, а просто открывая книжку, улетают в этот прекрасный виртуальный мир, который выдумал автор, становясь его сотворцом, то у них уже родительское чтение им даже мешает. Потому что родители читают более медленно, родители артикулируют немножко по-другому и в общем, они получают удовольствие именно от самостоятельного чтения про себя. Но, пока им это требуется, мы безусловно должны им читать, причем с самого маленького возраста. Для чтения нет того возраста, когда это рано. Самым маленьким детям очень хорошо читать всякие потешки, скороговорки, стишки, короткие сказки, которыми очень богата наша литература – «Волк и козлята», «Как волк бычка воспитывал», «Семеро козлят» опять же, «Колобок», «Курочка Ряба». У нас всего этого очень много – это наша бесценная сокровищница из которой мы можем черпать и черпать, дети обожают эти книжки, в более старшем возрасте безусловно приходит к нам Маршак, Агния Барто, Михалков. Очень многие-многие наши замечательные советские писатели, ну и потом уже мы открываем для них мир большой литературы, читаем более длинные произведения, тут уже и Пушкин. Я помню мы с ребенком моим старшим, когда ему было года четыре, читали сказки сказки Пушкина, которые у него в стихах – «О золотом петушке», «Руслан и Людмила». И «О золотом петушке», он, например, требовал читать ему эту книжку каждый вечер в течение двух месяцев. Я ее до сих пор знаю наизусть, она мне страшно надоела, я не знаю, что он там находил, но он каждый вечер просил читать ему «О золотом петушке», просто у нас был хит, номер один. Ну что же, приходилось читать.
С.Бакалеева
— Но родители многие сейчас так страшно заняты, можно ли заменить это вечернее чтение аудиокнигой, как Вам кажется?
А.Дальская
— На мой взгляд, нет. Аудиокнига, очень хороший помощник, например, в машине, когда родитель едет за рулем, очень хорошо как раз поставить что-нибудь подобное детям, но все-таки надо понимать, что все-таки книжка – это ведь не только какой-то текст, это ведь еще и общение. И когда ты ребенку читаешь, ты можешь остановиться, где тебе надо, ты можешь ему что-то пояснить. Например, у того же Пушкина очень много слов, ребенку непонятных. Ну, например, такая фраза: «Парчовая на маковке кичка», - да, что ему объяснит аудиокнижка.
С.Бакалеева
— Кроме «на ней» ничего не понятно.
А.Дальская
— Да, «парчовая на маковке кичка». Ты можешь объяснить ребенку, что значит парчовая, что значит маковка, что такое кичка. В конце концов, если сам не знаешь, где-нибудь это подсмотреть. Но, вот этот момент общения, он, конечно, очень важен. Еще ведь, надо понимать, что читая ребенку сказку, допустим, вот какое-то художественное произведение, мы ведь не просто передаем ему какую-то информацию. Ну, тут можно очень много говорить о культурных кодах и о чем угодно, но я скажу о другом. Вот, я например, всегда читаю детям в постели, перед сном, мы ложимся, закрываемся одеялами, все очень уютно, горит лампа и мы читаем. И создается совершенно особенная атмосфера, это вот такие интимные часы, которые родители проводят с детьми, которые, мне кажется, что если ты этого себя лишаешь, ты очень многое теряешь.
С.Бакалеева
— Может быть, можно ли тогда, скажем, интерес к школьным произведениям, да, иногда жалуются школьники в средней, в старшей школе, подростки, вернее их родители, что они не читают произведения по школьной программе, или пытаются прочитать в сокращенном виде, или заменить фильмом. Может быть, в этом секрет, что родители сами могут точно также с ними, взять в руки произведение и читать вслух?
А.Дальская
— Вы знаете, такие произведения, которые по школьной программе в старшем возрасте, их очень тяжело читать вслух, потому что они обычно достаточно объемные, например, очень тяжело представить себе, что мы читаем детям вслух «Войну и мир»
С.Бакалеева
— Ну, раньше же была традиция семейного чтения и вечера.
А.Дальская
— Ну, это гигантское произведение на которое уйдет не один год, при чтении вслух. То есть, к этому моменту, желательно, чтобы ребенок все-таки выработал навык чтения и прочитал эту «Войну и мир» хоть как-то. А обычно читают так – мальчики читают про войны, девочки читают про мир.
С.Бакалеева
— Может быть, если мы дадим толчок, то есть, хотя бы заинтересуем таким совместным чтением, дальше начнет читать сам?
А.Дальская
— Ну, тут надо понимать, что…
С.Бакалеева
— Не было такого опыта у Вас?
А.Дальская
— Делая именно… совместно читая, мы как раз и даем тот толчок, чтобы ребенок рано или поздно начал читать сам. При этом на мой взгляд и по моему опыту, совершенно неважно, что он будет читать сам, можно даже с комиксов начинать. Не пугаться этого и просто давать детям какие-нибудь комиксы, конечно, приличные, можно не про Спайдермена, замечательные, например, комиксы про Муми-Троллей, очень хорошие, где совсем немножко текста, очень много картинок. Здесь главное этот очень опасный момент, почему дети перестают читать. Ведь мы не видим детей, которые бы в детстве отказались от того, чтобы им почитали вслух, я не видела еще ни одного ребенка, который бы сказал: «Нет, только не это, я ненавижу книжку», - пока мы читаем им, они с удовольствием слушают. Что же происходит, когда они идут в школу и вдруг их становится тяжело засадить за книжку? А происходят две вещи, с одной стороны, мы вдруг резко перестаем им читать, считая, что все, они научились буквы складывать, пусть теперь сами – это в корне неправильно, это ошибка.
С.Бакалеева
— То есть, как бы бросаем их слегка научив плавать, бросаем в открытое море?
А.Дальская
— Мы бросаем и они вдруг понимают, насколько то титанический труд. Пока у них не выработан навык этого беглого чтения про себя, а то, что у нас взрослых читающих есть, мы ведь не думаем о том, что мы складываем буквы, от нас это не требует никаких усилий – мы просто берем и читаем. Вот это очень опасный момент. А с другой стороны, для них книжка становится уроком, то есть мы даем им читать все эти замечательные художественные литературы, развлекательные, которые читали до этого, сказки про Колобков и так далее, ну и что там по этому возрасту положено и говорим: «Ну ка, садись, читай рассказ Бианки. И ты не встанешь из-за стола, пока ты не прочитаешь эти десять страниц», - книга, как наказание, ну что может быть хуже, разве будет ребенок после этого читать? Я читала детям вслух произведения начальных классов, признаюсь честно. Потому что они были не в состоянии их еще осилить, либо осиливали частично, потому что программа достаточно большая. Ну, а что касается старших классов, то, честно говоря, грешна, я и сама читала в Толстом, в «Войне и мире» прежде всего про любовь, пролистнув все, что касается философских исканий князя Андрея, ну мне это было тогда совершенно неинтересно и я думаю, что на возраст это можно с чистой совестью списать. Ничего страшного, потом ребенок вырастет, он вернется к этому произведению, он перечитает и про войну, и про философские искания, когда они сами для него будут интересны, для него для самого, а не для Толстого. Как раз потому, что книжка такая, что к ней можно возвращаться снова и снова, каждый раз в ней что-то для себя открывая.
С.Бакалеева
— Как Вам кажется, электронная книга может вернуть нечитающего подростка к чтению?
А.Дальская
— Не думаю, ее ведь надо читать тоже. Ведь это же не игрушка. Сейчас есть такая тенденция, что электронные они вроде бы как могут заменить. На самом деле не могут, если мы посмотрим конкретную продукцию, которую мы видим, либо это книжка-игрушка, да, где очень-очень мало текста, но очень много интерактивности, можно нажимать, что-то открывается, схлопывается, герои что-то делают. Либо это книжки в которых практически нет картинок. Нет пока такого гаджета, который бы хоть как то был адекватен современной книге для школьного младшего возраста, тем более для дошкольного, когда ты берешь просто перелистываешь страницы, и там половина этих страниц отдана под иллюстрации. В электронной книге мы пока аналогов не видим. Либо это игрушка, но это и надо воспринимать, как игрушку, либо это книжка, но тогда она точно такая же, как бумажная книжка, просто в немножко другом оформлении, ее надо читать. Если ребенок не читает, я думаю, форма для него здесь не важна.
С.Бакалеева
— Спасибо большое! У нас в гостях была Алина Дальская и мы говорили о том, как привить любовь к чтению. А секрет по мнению Алины просто, любите сами книгу, читайте при детях, и обязательно читайте вместе с детьми. С вами была Софья Бакалеева, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
«Священномученик Петр (Зверев)». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о жизни священномученика Петра (Зверева), о его епископском служении в сложные послереволюционные годы, о многочисленных арестах и о кончине в Соловецком лагере.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Говорящий букет

Фото: PxHere
Жил-был один бедный юноша, который приехал в столицу счастье искать. Однажды увидел он на балконе дворца девушку, затмевающую красотой полную луну, и от любви потерял покой. Да и как иначе, если красавица была единственной дочерью шаха?
Чтобы видеть её хотя бы издали, юноша устроился помощником садовника во дворец. Он согласился работать бесплатно, за одну лепёшку в день, и при этом трудился на совесть.
Каждый вечер, лишь только закат окрашивал небосвод багряным светом, дочь шаха в окружении служанок выходила в сад на прогулку. Прогулявшись, девушки присаживались на ковёр у берега ручья и весело щебетали, угощаясь фруктами и сладким шербетом. После вечерней прогулки они возвращались в свой дворец. Чтобы порадовать дочь шаха, главный садовник каждый день составлял для неё букет, и перед уходом вручал его красавице.
— Разреши мне сегодня собрать букет для дочери шаха, — сказал однажды садовнику его помощник. Он так был настойчив, что тот нехотя согласился.
Всю свою любовь вложил юноша в подарок для дочери шаха, и у него получился восхитительный букет. С поклоном главный садовник привычно преподнёс девушке цветы, и хотел было удалиться...
— Погоди, — вдруг остановила его красавица. — Раньше ты никогда не преподносил мне таких цветов! Это ты сделал букет?
Садовник побледнел и дрожащим голосом ответил:
— Нет, этот букет составил мой помощник. Я осмелился недавно взять себе в подручные одного юношу.
— Пусть отныне он всегда делает мне букеты! — сказала дочь шаха.
На следующий день садовник принёс новый и такой восхитительный букет, что девушка ахнула от изумления.
— Хотелось бы мне взглянуть на этого искусного мастера, — сказала дочь шаха. — Пусть завтра твой помощник лично преподнесёт мне букет!
Вечером юноша с букетом цветов направился к дочери шаха, сидевшей на берегу ручья. Приблизившись, он низко поклонился, вручил своей любимой цветы, и, смиренно опустив свой взгляд, отошёл в сторону.
— Какой воспитанный, красивый и деликатный юноша! — удивилась дочь шаха. — Я хочу, чтобы отныне ты всегда приносил мне цветы.
С той поры красавица каждый день получала из рук юноши искусно составленные букеты цветов, где каждый цветок был — как молчаливое признание в любви. Всё чаще дочь шаха беседовала с помощником садовника, восхищаясь его благородством и чистым сердцем. Его душа была — прекраснее всех цветов, именно о таком суженом мечтала девушка, которую не впечатляли ни богатство, ни знатность рода. А что не сделает любящий отец для счастья единственной дочери?
Недаром говорят, что красота открывает двери сердца, учтивость помогает в них войти, а любовь и верность делаются в нём хозяевами.
(по мотивам персидской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 87. Богослужебные чтения

Скорее всего, вы знаете, что такое — абсолютный ноль температуры. Но 87-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением, — тоже называют «абсолютным нулём» — только не физической, а духовной «температуры» отношений человека с Богом. Давайте послушаем.
Псалом 87.
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.
2 Господи, Боже спасения моего! днём вопию и ночью пред Тобою:
3 да внидет пред лицо Твоё молитва моя; приклони ухо Твоё к молению моему,
4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.
5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,
6 между мёртвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.
7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.
8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня.
9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключён, и не могу выйти.
10 Око моё истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.
11 Разве над мёртвыми Ты сотворишь чудо? Разве мёртвые встанут и будут славить Тебя?
12 Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления?
13 Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?
14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лицо Твоё от меня?
16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.
17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,
18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.
19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.
Почему вообще ноль, о котором мы сказали в начале программы, — очень важная единица для любых измерений? Ответ — на поверхности: ноль — это начальная точка отсчёта, исток координат. В определённом смысле ноль — это... «идеальная смерть»: нечто неизменное, абсолютное, предельное. От «нуля» уже можно оттолкнуться и двигаться дальше. Пока «нуля» нет — любые измерения, точки отсчёта будут бесконечно динамичными, подвижными — и никакой определённости не получится. Нуль — не только знак пустоты, но и универсальный маркер границы между «есть» и «нет», исходная «координата» для любой системы отсчёта, будь то числа, температура или даже смысл.
И здесь я позволю себе обратиться к... крупнейшему философу 20 века Мартину Хайдеггеру. Для него Бытие (Sein) есть сокрыто-раскрывающее явление, где Ничто — момент Entbergung («рас-кровения»): оно убирает покрывало привычного, чтобы сущие могли вспыхнуть «на просвете». Он говорит, что «Бытию „нужно“ ничто, чтобы быть просветом». Ничто у Хайдеггера — это не мрак без остатка, а событие обнажения, в котором привычная ткань сущего распускается, и сквозь прореху впервые просвечивает само бытие.
К чему я веду? И в духовной жизни человеку очень важно познакомиться непосредственно со своим «абсолютным нулём» бытия: когда всё превращается в один крик, в одну сплошную боль, в пронзающий Небеса вопль — «для чего Ты меня оставил?» И не убояться, не сбежать от этой предельной «обнажённости» — но, напротив, развернуть её навстречу молчащему Небу.
Мы знаем, что именно произошло дальше, после этого крика, на Кресте. Но без этой предельной богооставленности, пережитой Господом нашим Иисусом Христом, не было бы и исцеления человечества от всех тех зол, которые проклятьем довлели над нами с грехопадения Адама. Смерть Христа, Его «абсолютный нуль» — это фундамент, главная опора всего нашего спасения. И нам — конечно же, уже гораздо проще: когда есть такая «точка отсчёта», можно быть совершенно уверенным — ниже её уже никому опуститься не получится!..