Как научить детей молиться? Со взрослыми все понятно — утренние, вечерние правила, Евангелие и Последование перед причастием — стой себе и читай, но с детьми то как? Заставлять их выстаивать все «взрослые» молитвы, или же все-таки облегчать им молитвенный устав?
Наблюдая за детьми в храме, я замечаю, что в тех семьях, где родители довольно строго и порой агрессивно навязывают полные молитвенные правила своим детям, отпрыски очень быстро охладевают к делам церковным. У них возникает четкое и безапелляционное мнение — все молитвы это очень скучно. И даже когда на Пасху мы радостно приветствуем друг друга: «Христос Воскресе!», эти дети отвечают вяло, если вообще отвечают. Парадокс возникает из-за слишком жестких правил домашней и церковной молитвы. А если посмотреть на это глазами ребенка: что-то непонятно поют, батюшки в алтаре на странном языке разговаривают, да еще и стоять надо по стойке смирно — скука, да и только. Лучше уж вообще не ходить или приходить сразу к причащению. Вот чтобы этого не было с нашими детьми, есть несколько советов.
Первое: молиться нужно радостно. У ребенка не должен выработаться стереотип, что молитва это — обязанность. То есть ребенок должен видеть папу и маму с радостью встающими на молитву, а не с выражением мировой скорби на лицах.
Второе: Молитва должна быть понятной. В течение дня родители могли бы объяснять своим чадам, что означает «распятого же за ны », кто такой Понтий Пилат и почему о нем говорится в Символе веры.
И третье — молиться нужно дозировано. Ни в коем разе не следует от пятилетних детей требовать соблюдения взрослых правил.
Мы с нашими детьми пошли следующим путем: сначала каждый раз, садясь в машину, мы пели все вместе молитву «Царю Небесный». Дети откликнулись не сразу, но потом стали воспринимать это как особый ритуал. Даже трехгодовалый младший сын что-то пытался подпевать нам на своем языке. Потом пришел черед «Отче наш» перед едой, дети тоже присоединились, тем более что в храме они что-то подобное уже слышали. А перед сном пели обе эти молитвы и прибавляли к ним «Богородице Дево, радуйся» и другие короткие молитвы. Теперь старший сын понемногу читает по детскому молитвослову две, три молитвы уже из вечернего правила.
Дети постепенно привыкают к молитве, и постепенно же увеличивается их правило, да и дисциплина своеобразная уже установилась. И нам взрослым это тоже полезно — следить за детьми и молиться с ними гораздо радостнее и приятнее, потому что дети молятся настолько искренне, что уже не сомневаешься в словах Спасителя — именно таких есть Царствие Небесное.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема