
Фото: PxHere
Каждый новый год под торжественные звуки гимна страна вступает в новый отрезок времени. Гимн страны звучит на важных мероприятиях и церемониях. Современный гимн Российской Федерации официально утверждён в 2000-м году. А что же было до этого? Как на протяжении столетий менялись гимны России?
Вплоть до Петровского времени все официальные торжественные события в государстве сопровождались церковными песнопениями. А вот Пётр Первый отдавал предпочтение военным маршам. Наиболее известен «Преображенский марш». Ещё один марш государственного значения появился во время царствования Екатерины Второй, во второй половине XVIII-го столетия. Впрочем, это был даже не совсем марш. В честь взятия турецкой крепости Измаил композитор Иосиф Козловский написал полонез, а поэт Гавриил Державин сочинил на мелодию стихи. Так появился гимн «Гром победы, раздавайся!»
Однако все эти музыкальные произведения не являлись государственными гимнами. Первый официально утверждённый гимн появился в России в 1816-м году, при Александре Первом. Он назывался «Молитва русских». Стихи поэта Василия Жуковского исполнялись... на мелодию национального гимна Великобритании «Боже, храни короля». Это была своеобразная дань уважения одному из главных союзников Российской Империи в войне 1812-го года. Впоследствии этот факт стал вызывать неприязнь у преемника Александра Первого, его брата Николая, поскольку отношения с Британией значительно ухудшились. Николай Первый поручил придворному композитору Николаю Львову создать свою музыку для Государственного гимна. Жуковский написал новые стихи. Так появился знаменитый гимн «Молитва русского народа», более известный по своей первой строке: «Боже, царя храни!» Гимн был официально утверждён в декабре 1833-го. Этому предшествовало триумфальное исполнение «Боже, царя храни!» на сцене московского Большого театра. По воспоминаниям очевидцев, при первых же звуках зал поднялся в едином порыве. «Молитва русского народа» была гимном Российской империи 83 года, вплоть до 1917-го.
Пришедшие к власти большевики, разумеется, сразу же отменили «царский» гимн. Однако сами долго не могли определиться. Пока в 1943-м, в разгар Великой Отечественной войны, не был объявлен конкурс на создание гимна СССР. Выиграл его композитор Александр Александров, который до революции служил регентом Храма Христа Спасителя. Сергей Михалков написал слова. Гимн Советского Союза включили по Всесоюзному радио в ночь на новый, 1944 год. Михалков вспоминал: «Он прозвучал мощной здравицей в честь народа, армия которого ломала хребет фашизму».
После распада Советского Союза в 1991-м на десять лет гимном страны стала «Патриотическая песнь» Михаила Глинки. Слов к этой мелодии тогда так и не сочинили. А в 2000-м Президент России Владимир Путин предложил вернуть всем знакомую и давно полюбившуюся музыку советского гимна. Но написать для неё такой текст, который отвечал бы современным реалиям. С этой задачей вновь справился поэт Сергей Михалков. И сегодня россияне в едином порыве встают под звуки своего гимна, и поют вместе с хором: «Одна ты на свете! Одна ты такая — хранимая Богом родная земля!»
Все выпуски программы Открываем историю
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер