
Фото: PxHere
Каждый новый год под торжественные звуки гимна страна вступает в новый отрезок времени. Гимн страны звучит на важных мероприятиях и церемониях. Современный гимн Российской Федерации официально утверждён в 2000-м году. А что же было до этого? Как на протяжении столетий менялись гимны России?
Вплоть до Петровского времени все официальные торжественные события в государстве сопровождались церковными песнопениями. А вот Пётр Первый отдавал предпочтение военным маршам. Наиболее известен «Преображенский марш». Ещё один марш государственного значения появился во время царствования Екатерины Второй, во второй половине XVIII-го столетия. Впрочем, это был даже не совсем марш. В честь взятия турецкой крепости Измаил композитор Иосиф Козловский написал полонез, а поэт Гавриил Державин сочинил на мелодию стихи. Так появился гимн «Гром победы, раздавайся!»
Однако все эти музыкальные произведения не являлись государственными гимнами. Первый официально утверждённый гимн появился в России в 1816-м году, при Александре Первом. Он назывался «Молитва русских». Стихи поэта Василия Жуковского исполнялись... на мелодию национального гимна Великобритании «Боже, храни короля». Это была своеобразная дань уважения одному из главных союзников Российской Империи в войне 1812-го года. Впоследствии этот факт стал вызывать неприязнь у преемника Александра Первого, его брата Николая, поскольку отношения с Британией значительно ухудшились. Николай Первый поручил придворному композитору Николаю Львову создать свою музыку для Государственного гимна. Жуковский написал новые стихи. Так появился знаменитый гимн «Молитва русского народа», более известный по своей первой строке: «Боже, царя храни!» Гимн был официально утверждён в декабре 1833-го. Этому предшествовало триумфальное исполнение «Боже, царя храни!» на сцене московского Большого театра. По воспоминаниям очевидцев, при первых же звуках зал поднялся в едином порыве. «Молитва русского народа» была гимном Российской империи 83 года, вплоть до 1917-го.
Пришедшие к власти большевики, разумеется, сразу же отменили «царский» гимн. Однако сами долго не могли определиться. Пока в 1943-м, в разгар Великой Отечественной войны, не был объявлен конкурс на создание гимна СССР. Выиграл его композитор Александр Александров, который до революции служил регентом Храма Христа Спасителя. Сергей Михалков написал слова. Гимн Советского Союза включили по Всесоюзному радио в ночь на новый, 1944 год. Михалков вспоминал: «Он прозвучал мощной здравицей в честь народа, армия которого ломала хребет фашизму».
После распада Советского Союза в 1991-м на десять лет гимном страны стала «Патриотическая песнь» Михаила Глинки. Слов к этой мелодии тогда так и не сочинили. А в 2000-м Президент России Владимир Путин предложил вернуть всем знакомую и давно полюбившуюся музыку советского гимна. Но написать для неё такой текст, который отвечал бы современным реалиям. С этой задачей вновь справился поэт Сергей Михалков. И сегодня россияне в едином порыве встают под звуки своего гимна, и поют вместе с хором: «Одна ты на свете! Одна ты такая — хранимая Богом родная земля!»
Все выпуски программы Открываем историю
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело