«Как Господь делает нас свободными?» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Как Господь делает нас свободными?»

* Поделиться

В этом выпуске своими историями, связанными с тем, как Господь делает нас свободными, помогая избавиться от страха, страстей, зависимостей или чего-то иного, что тяготит или вредит нам, делились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева, а также наш гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.

Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева.


К. Мацан:

— «Светлые истории» на Радио ВЕРА. Как всегда по понедельникам, в шесть вечера мы рассказываем в нашей студии самый сокровенные, самые тёплые, самые искренние истории о вере, о радости, о надежде, о любви. Очень любим мы этот цикл на волнах Радио ВЕРА и вот сегодня снова с вами встречаемся. Мы — это ведущие Радио ВЕРА, мои дорогие коллеги: Кира Лаврентьева. Добрый вечер.

К. Лаврентьева:

— Добрый вечер.

К. Мацан:

— Аня Леонтьева.

А. Леонтьева:

— Добрый вечер.

К. Мацан:

— Меня зовут Константин Мацан. А гость у нас сегодня — с трепетной радостью представляю: священник Алексей Дудин, настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Гатчинском районе Санкт-Петербургской митрополии. Добрый вечер.

Свящ. Алексей Дудин:

— Добрый вечер.

К. Мацан:

— Ну и тема у нас сегодня очень глубокая, и в этом смысле очень непростая, потому что, наверное, касается едва ли не каждого аспекта отношений человека и Бога. Мы сформулировали так: «Господь делает нас свободными». Как Он делает нас свободными? В чём это выражается? Есть же стереотип о том, что религия — это сплошные запреты: посты, того нельзя, так поступать нельзя, вот так жить нельзя, надо жить вот так вот. Приходит человек в церковь, а там у него сплошные препятствия к тому, чтобы вести нормальную жизнь. Но почему-то апостол Павел только и говорит, что о свободе. «К свободе призваны вы, братия», — говорит нам величайший апостол. Так почему? Видимо, есть какая-то тайна в том, что на самом деле христианство — это именно про свободу. И вот об этом, на примере тех историй, которые сегодня в студии прозвучат, мы бы хотели поговорить. Отец Алексей, наверное, вам первому слово.

Свящ. Алексей Дудин:

— Хорошо. Давайте, братья и сестры, действительно подумаем и порассуждаем на эту тему. Потому что свобода это, наверное, один из самых таких великих терминов современности, ради которого люди борются, ради которого выстраиваются целые идеологические системы, ради которых происходят определённые, можно сказать, даже и революции — и в обществе, и в различных его частях, в различных проявлениях человеческой жизни. Поэтому давайте попробуем посмотреть на свободу на примере одной жизни человека, который мне дорог, который мне близок, который сейчас является одним из моих помощников. Он руководит, помогает мне в деле трезвения наших ребят, которые избавляются как раз от своих зависимостей: от пьянства, от наркомании, от игровых зависимостей. И вот, с его разрешения, я попробую так вкратце пересказать историю его жизни именно как историю свободы.

Итак родился наш герой Эдуард в 1972 году, жил в такой классической советской семье со всеми её плюсами и со всеми её минусами. Пока он был подростком, основная его боль как раз, основная его проблема была в том, что ту свободу, которую он искал, а это была, прежде всего, свобода поступать так, как поступают его родители, ему никто не давал. То есть он говорил, что вот были такие проблемы: его родители, например, курили, а ему не давали, его родители могли выражаться нецензурно, а его за это наказывали. И поэтому ему уже к двенадцати годам это настолько опостылело, что он искал этой свободы и нашёл эту свободу среди своих старших сверстников на улице. Потому что, в отличие от его родителей, которые только его нагружали, он здесь получил поддержку, он здесь получил возможность быть услышанным, он здесь получил вот ту свободу, к которой он стремился — как он её понимал в тот момент. Он мог вместе с ними и покурить, и поругаться. Со временем, понятно, уже это был не просто табак, но и травка.

И в рамках вот такой своей свободы он как раз пошёл и на свое первое дело. Его такой «светлячок», человек, которому больше всего он доверял, в качестве высшего проявления этой свободы однажды продемонстрировал ему употребление опиума. И, соответственно, увидя, что с ним произошло, Эдуард решил, что вот она и есть настоящая свобода — настолько преобразился этот человек, настолько ему это понравилось, что он повторил этот пример. И вот с 17 лет начал употреблять уже такие серьёзные наркотики. Ну и, как следствие, уже в 18 лет его первый раз посадили, потому что такие наркотики прежде всего требуют необходимых финансовых таких вливаний в них. И вот его первый срок, его первые четыре с половиной года, которые он сидел, раз мы говорим о свободе, его свобода была законодательно ограничена. Что с ним происходило, как он рассказывал? Прежде всего, он перестал употреблять в этот момент, увидел, что действительно наркотик на него действует деструктивно. Но он решил, что просто употребляет его неправильно. И когда появлялась возможность в лагере — а в лагере каждый день не сможешь употреблять, но появлялась одномоментно, один-два раза в месяц, возможность такая употребить, — он получал от него такую высшую радость и считал это высшим проявлением своей свободы. Потому что, как он думал, он научился, как правильно сочетать вот это психоактивное вещество со своей свободой, с теми проявлениями своей жизни, которые у него в тот момент были.
И когда он вышел на свободу в первый раз, он вышел с твёрдым намерением, что сейчас точно сможет жить правильно. У него к тому времени был уже сын, у него была жена, которая, в отличие от него, два с половиной года только отсидела. И он был уверен, что сейчас придёт и наведёт в своей семье порядок, и они будут жить-поживать и иметь вот такую свободу наркоманского счастья, которую имеют люди, которые только начинают эту карьеру. Но произошло всё совершенно не так, как вы догадываетесь. Буквально сразу же он плотно подсел, как только появилась такая возможность. И снова, не пробыв и года на свободе, он оказался в местах, как их называют, не столь отдалённых — на этот раз на шесть лет. И пребывая в этих местах, через два года (он в 2002 году сел) он вдруг впервые осознал, что все превратности его судьбы связаны отнюдь не с тем, что он как-то неправильно употребляет наркотики, отнюдь не с тем, что он неправильно ворует. Потому что он считал, что основная его проблема не в том, что он совершает эти преступления, а в том, что он непосредственно попадается. Ну, неправильно — надо было сбежать, а он не сбежал, надо было послушать старших товарищей, а он сплоховал. И вот такое откровение, как он говорит, когда ему был 31 год: он говорит, что вот сидит, ещё впереди срок, и не понимает, что вообще с ним происходит. И говорит, что тут как озарение такое пришло, что он вор, что он сидит в тюрьме, потому что он вор, потому что он преступник. И вот это было первое его такое озарение, после которого начался такой его длительный путь, путь освобождения, который, можно сказать, и идёт до сих пор.
Что дальше происходило? Он сказал, что в камере, когда он сидел — вот в пять утра он проснулся и понял, что он живёт не так, как нужно. Он до этого уже имел возможность — в тюрьме делать нечего — и Библию прочитать. Но вот встреча его первая с Богом и осознание того, что он потерял свободу, потому что он нарушил заповеди Божьи и человеческие, произошли именно тогда. Произошло великое чудо, как он сказал: в течение десяти лет после этого он ни разу не то что не курил, а даже матом не ругался. Он молился в это время, он говорит, что вставал в пять утра, читал Библию, читал Псалтирь. Все окружающие его люди считали, что он помутился рассудком, скажем так. Но он говорит, что в этот момент был свободен абсолютно. Несмотря на то, что он сидел в тюрьме, он понял, что свобода не зависит от места, что свобода всегда внутри него. И когда он вышел из тюрьмы — а в этот момент, вы знаете, что в начале двухтысячных у нас в России было огромное количество влияний протестантских деноминаций, один из тех людей, которым он доверял, как раз этой деноминации принадлежал, — и он стал протестантским пастырем. Представляете? — вот такой жизненный путь. И в течение пяти лет он был пастырем в Новосибирске. Причём он старался помогать другим, он организовал, ему помогли, реабилитационный центр. И в течение пяти лет он говорит, что там летал, бегал, прыгал, суетился, но при этом при всём какой-то тайный холод в его душе давал о себе знать. Потому что не было ни исповеди, не было возможности перезагрузиться, признать свои ошибки, исправить их перед Богом. И вот этот такой духовный кризис его постиг. Он, соответственно, прочувствовал это всё. Он ушёл из протестантизма, пришёл в Православную Церковь. Но недолго тоже здесь пробыл, потому что ему показалось, что вот он нашёл то, что надо, и он уже стал святым. Это было его внутреннее такое ощущение.

И понятно, что после такого ощущения, как правило, в нашей жизни следует законное такое падение. Потому что как только человек решает, что он уже достиг совершенства перед Богом, к какой бы он ни принадлежал деноминации, сколько бы он в храм ни ходил, то Господь сразу от такого человека отворачивается. И он всецело это испытал на своей жизни. И вот он опять после долгих лет воздержания бухнулся в эту наркоманскую яму. Ему было очень плохо, он искал упокоение. Он искал себе духовника, он нашёл очень доброго иеромонаха Исайю, который до сих пор жив. Батюшка старался ему помочь, но человеку, который находится в состоянии зависимости, нужно не только душевное исцеление, ему нужна такая полноценная программная реабилитация, которую в данный момент не было возможности у него пройти. Точнее, у него она была, но он своего отца Исайю, духовника, не послушал, а решил, что он справится со всем сам — с помощью монастыря, с помощью молитв, с помощью всего остального. И в таком положении провёл почти два года. Причём он дошёл до такого состояния, что стал бесов просто ощущать. Он говорит, что в моменте прям почувствовал, как они смрадно воняют, как они вокруг наводят мрак и тугу. И он уже в полном истощении прибежал к отцу Исайе. Это было в Новосибирске, в монастыре, ночью. И он потребовал от охранника, чтобы тот привёл батюшку — он не хотел будить, но разбудил отца Исайю. Тот его принял, положил и сказал, что его благословляет, что ему надо сейчас отдохнуть. И как за благословение, говорит, двое суток он проспал, а после этого полетел в Санкт-Петербург. У нас замечательный такой центр есть «Диакония» — они трудятся как раз на этом поприще. Но там тоже его история, в общем-то, не закончилась.

К. Мацан:

— «Светлые истории» на Радио ВЕРА мы сегодня рассказываем. Мы — это мои дорогие коллеги: Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева, священник Алексей Дудин. Я — Константин Мацан. И вот мы, пока не отрываясь, слушаем историю отца Алексея.

А. Леонтьева:

— Очень драматичную.

Свящ. Алексей Дудин:

— Да. Так вот, летом это уже было, в 2015 году, прибыл Эдуард на реабилитацию в «Диаконию», но там тоже решил, что он уже всё знает. Пробыл там полтора месяца. И вот тут очень важный для меня такой момент, тоже связанный с нашей свободой. Потому что когда он сказал, что он уходит, отец Александр Захаров его благословил. Он ему сказал: что ж, если ты хочешь идти, иди с миром, я тебя благословляю, пусть Бог тебя сохранит. И вот тоже он ещё раз испытал такой путь на свободу: вот он хочет свободы, и на эту свободу пошёл. Понятное дело, что тут же сорвался. Несколько месяцев проторчал, как он говорит. После этого пришёл сдаваться в центр, тоже православный, Валентины Новиковой. Есть замечательная у нас такая женщина, которая подвизается на этой стезе. И вот там он уже начал свой путь освобождения от этой зависимости. Но этот путь тоже оказался не без искушений. У него нашли онкологию, онкологическое заболевание, с которым он очень серьёзно боролся в течение 10 месяцев. И те препараты, которые он употреблял в рамках химиотерапии, позволяли ему, при его желании, получать в том числе препараты группы «А», типа трамадола — то, что обезболивает и купирует те действия ядовитых веществ, которые должны воздействовать на раковые клетки. Он мог отказаться от этих препаратов, но говорит честно, что, пользуясь тем, что это в данный момент законно, что это ему прописали врачи, что он имеет на это полное право, он их с удовольствием употреблял. Потому что сразу и лекарство, как говорится, и кайф получал. И, понятное дело, что закончилось это таким очередным витком, из которого его уже — а он человек был борющийся — помогли вывести и группы анонимных наркоманов, и тот человек, его куратор, которого принято по традиции называть «спонсором». Это не тот человек, который даёт деньги, а тот человек, который делится своим личным опытом и помогает. И вот, благодаря такой уже коллективной поддержке и благодаря тому, что он к тому моменту нашёл себе добрую супругу Викторию, с которой они, кстати, вместе выздоравливают, тоже познакомились на группе анонимных, ему удалось вновь из этого состояния выйти и из того ада, в котором он был, вылезти.

Понятно, что такое употребление его закончилось в 2018 году. И с таким уже богатым багажом и духовных падений, и физических падений, и всего остального, он, желая помогать другим людям, видя в этом выход для себя, потому что очень многие те, кто находится в зависимости, начиная помогать другим, получают от Бога такую сугубую помощь и поддержку, этим пользуются, и правильно, что они это делают. Вот он пришёл к нам на приход и сказал, что хочет организовать такой центр. А у меня тому времени была великая нужда в этом. Потому что те мужики, которые у нас были на приходе, без пригляда, который им был необходим 24 на 7, со своей страстью... они, ну, выздоравливали — были светлые истории у нас неоднократно, — но не все выздоравливали. Конечно, процент выздоровления был низковат. И я с удовольствием принял вот эту системную работу «12-и шагов». И с этого момента Эдуард стал директором нашего центра, и вот он до сих пор трудится. И просто радуется моё сердце, и его сердце, по его свидетельству, радуется, что он вместе с нами. И вот он действительно обретает такую настоящую свободу. И свободу духовную, потому что православие всё-таки требует такой определённой глубины в своём использовании, если говорить утилитарно. И свободу от тех веществ, которые жизнь его действительно в ад превращали, но, по милости Божией, превратить не смогли. Вот такую историю я вам хотел поведать.

К. Мацан:

— Потрясающая история. Причём вот я просто не могу тут два слова свои не добавить. Я уже в «Светлых историях», по-моему, даже не раз упоминал, рассказывал историю про то, как я просто как журналист был в центре реабилитации наркоманов в деревне Пошатни в Псковской области — тоже недалеко от Санкт-Петербурга. Это тот же центр «Диакония», та же группа проектов, которые помогают зависимым. Я подробно об этом рассказывал в одной из «Светлых историй». Меня поразило, как человек после пяти реабилитаций неудавшихся приехал, понимая, что у него последняя сейчас — вот он либо выживет, либо не выживет. Как он рассказывал, что вот он работает в коровнике или свинарнике один, и вдруг накатывает тяга. Он говорит: я понимаю, что вот никуда не могу от неё деться и начинаю молиться, и тяга проходит. И это пример того, как Господь делает нас свободными — о чём наша сегодняшняя тема. Вот человек молится — и освобождается. А если он не молится, то он погибает. И настолько в этом примере для меня очевидно, что Бог — это не просто объект наших молитв, Он субъект, Он действует, Он реальное действующее лицо в нашей жизни. Он тебя изнутри тебя меняет, если ты этого хочешь, к этому готов. Ваша история вот к этому же подводит — именно как Господь Сам берёт и меняет человека, освобождает его от того, от чего сам человек не в силах освободиться, а нужно просто захотеть человеку, подлинную волю туда направить, к этому изменению.

А. Леонтьева:

— Вообще, эти истории про алкоголиков и наркоманов, которые выздоравливают по системе «12 шагов», очень христианские. Если кто-то спросит вот про современный патерик: а какие чудеса вот сейчас происходят? — то, пожалуйста, обращайтесь, таких историй можно в интернете найти очень много. И такие светлые на самом деле голоса у этих людей, которые рассказывают. Потому что они действительно обрели свободу и вырвались из вот этого рабства. Это потрясающе. Спасибо вам большое, батюшка.

К. Мацан:

— А твоя история про про это?

А. Леонтьева:

— Нет. Я очень много знаю историй про эти освобождения, наверное, и нескольких передач на них не хватит. Спасибо большое, то, что вы рассказали, это как повесть.

К. Мацан:

— Повесть о настоящем человеке.

А. Леонтьева:

— Да, с падениями, с линией фронта, со всем, что можно. Я хотела рассказать — у меня такая немножко парадоксальная история, как раз хотела её вам рассказать, дорогие, и зрителям, нашим радиослушателям. Потому что я на самом деле не понимаю, какие выводы из неё можно сделать, но она не такая драматичная. Дело в том, что я какое-то время, уже с октября, наверное, живу за городом, в загородном доме. Мы живём с мужем. И, собственно говоря, я никогда не оставалась за городом одна. Вернее, у меня есть опыт: один раз — это был очень драматичный для нашей семьи период. А психика так устроена, что если ты испытал какие-то очень сильные чувства в одном месте и ты возвращаешься в это место, то вполне возможно, что твоя психика снова скатится вот к этому. Те чувства, которые я испытывала в этом доме в определённый период жизни, выражались так: это было, как мне батюшка один знакомый сказал, страхование. Страхование — это не когда машину страхуют. Это глагол, когда к тебе применяют вот эти страхи известные нам существа. И тебе кажется, что это идёт откуда-то изнутри. И с этим очень сложно бороться, особенно если в этот момент ты немножко пошатнулся в вере, и вот этой помощи такой, кажется, что нет. Этот период, наверное, закончился и начался такой более светлый, более спокойный период жизни, когда я, проводив своего мужа, который поехал в другой город, поехала домой. Я очень спокойно себя чувствовала, сделала все дела, поехала домой — было где-то, наверное, часов уже 11, когда я приехала.

Надо сказать, что дом у меня не то чтобы находится в чистом поле. Вокруг живут соседи, которых я знаю с детства, довольно много народу на самом деле вокруг. Но когда я приехала домой, было темно, все двери были закрыты, окна не горели. И, знаете, я вдруг почувствовала наплыв вот этого самого безумного страхования. То есть я приближалась к своему дому, шла через тёмный двор — вообще, женщина за городом, наверное, отдельная история. Я шла через этот тёмный двор, у меня уже дрожали руки, когда я вставляла ключи в дверь. Я вошла в дом и мне казалось, что дом... вообще дом живёт — он дышит, он поскрипывает. Мне уже казались какие-то шаги на втором этаже. Я зажгла везде свет, и там был мой замечательный кот, и больше никого. И, в общем-то, в эту ночь я, конечно, заснула. Но проснулась я и думаю: ну что ж такое, ну как так можно, ну что вот сделать, чтобы эти страхи просто ушли? Откуда-то они берутся, и я их не контролирую.
На следующий день у меня была программа с замечательной матушкой из Белоруссии — матушка из серии «огонь». Она такая коуч про Бога. Её зовут Ксения Коледа — не родственница отца Василия Каледы — она Коляда. И она ведёт такие курсы про самореализацию. Я даже написала про этот случай текст на другую нашу рубрику — «Частное мнение», но всё равно расскажу. И вот передача была, естественно онлайн, потому что матушка из Белоруссии. Мы провели беседу. На самом деле темой нашей беседы была вот эта самореализация. И матушка задавала такие классные вопросы, типа: а чего вот мы хотим на самом деле? Я закончила программу и погрузилась в очень такое глубокое размышление...

К. Мацан:

— А вот в какое размышление Аня погрузилась — мы узнаем после небольшой паузы. Сейчас будет классическая интрига. На Радио ВЕРА у нас сегодня в программе «Светлые истории» тема о том, как Господь делает нас свободными. Наш гость сегодня — священник Алексей Дудин, настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Гатчинской епархии, в Санкт-Петербургской митрополии. Напомню, на всякий случай, что программу «Светлые истории» на Радио ВЕРА можно не только слушать, но и смотреть на наших страницах в социальных сетях и на сайте radiovera.ru. Мы приглашаем вас подглядеть за тем, что происходит в студии. И к нашему разговору мы вернёмся после небольшой паузы — не переключайтесь.

К. Мацан:

— «Светлые истории» рассказывая мы сегодня на волнах Радио ВЕРА. Мы — это ведущие Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева и я, Константин Мацан. Наш сегодняшний гость — священник Алексей Дудин, настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Гатчинской епархии. И вроде бы тема такая философская — как Господь делает нас свободными. А истории, которые сегодня звучат, это просто детективные истории. И вот мы теперь, не отрываясь, слушаем историю Ани.

А. Леонтьева:

— Да, мы сегодня как-то не помещаемся в свои рамки — видимо, очень много на эту тему можно рассказать. И вот я продолжаю историю одного страхования — можно так сказать. Этот вопрос, который задала матушка в программе, о том, чего вы хотите на самом деле, для меня оказался очень важным. Потому что на самом деле у меня такое внутреннее убеждение, что если мы поймём, чего мы на самом деле хотим, то мы поймём, чего от нас хочет Бог. Потому что это наше вот какое-то истинное желание, которое очень сложно из себя извлечь. И я, будучи многодетной мамочкой, как-то всю жизнь знала, чего хотят от меня. И я готова была дальше служить, но дети выросли. И вот этот вопрос, который матушка поставила, стал передо мной, как стена: чего я на самом деле хочу, как я хочу проводить свою жизнь день за днём? И он был настолько важным, я до сих пор как бы над ним работаю. На самом деле это очень увлекательное занятие — отлавливать свои какие-то истинные такие желания. И произошла странная химическая реакция: я больше никогда, слава Богу, не испытывала вот это вот ощущение страхования. То есть это размышление настолько вытеснило, оно было настолько важным, и настолько я поняла, что жизни не хватит, чтобы понять свои истинные желания, что оно вытеснило вот эти страхи. И я почувствовала себя действительно свободным человеком. Как это произошло? Вот, может быть, даже хотела спросить у батюшки: как вы прокомментируете?

К. Мацан:

— Отец Алексей, как вы восприняли услышанное?

Свящ. Алексей Дудин:

— Я воспринял услышанное следующим образом, что просто ваше сердце обратилось к Богу. Вы сказали: Господи, зачем я вообще живу, что Ты от меня хочешь? Что мне делать? Как мне дальше быть? Как мне дальше поступать? Таким образом вот эта связка, которая по сути дела и есть религия, потому что слово «религия», как, наверное, знаете, по латыни означает «связываю» — вот это связка между вами и Богом была как раз восстановлена на таком мысленном уровне. И, по сути дела, ваше обращение к этим мыслям, этим рассуждениям было формой молитвы, которая соединила вас с Богом и дала возможность вот такую в Боге найти поддержку и упование, и способ рассеять в том числе вот эти все страхования. Это произошло сопутствующим образом, да. Самое главное, что у вас вот такая связь с Богом установилась. Потому, что, по сути дела, вообще человек, в рамках своей Богом данной свободы, всю жизнь Бога ищет. Но он, правда, может Его не искать, но тем не менее вот он ищет Бога и ищет себя, ищет себя в Боге и своё место в этом мире, и своё вот такое взаимодействие с Богом, которое он может сделать и с другими людьми, в этой жизни наладить. И это самое ценное, самое важное. Поэтому, наверное, вопрос нашей свободы и вашей свободы, в данном случае свободы от страхования, как раз лежал тоже в Господе, в общении с Ним.

А. Леонтьева:

— Спаси, Господи!

К. Мацан:

— А как ты всё-таки для себя, если пытаешься, рационализировать эту связь? Задаёшь вопрос: чего же я на самом деле хочу? — и страх уходит. У меня есть своя догадка, как это связано. Вот как ты об этом мыслишь? Или никак?

А. Леонтьева:

— Батюшка правильно сказал — для меня это была действительно какая-то связь. Связь в прямом смысле этого слова — ты позвонил Богу и сказал: слушай, Отче, я действительно не знаю, ради чего я живу, а мне вот очень надо. Свято место пусто же не бывает, так же и в обратную сторону. То есть получается, что ты какими-то своими мыслями вытесняешь что-то ненужное. Ну вот как комнату ты прибрал — говорят, что семеро могут потом бесов прийти, если она останется пустой. Но если она заполнится какими-то стремлениями и размышлениями, очень искренними и очень нужными, то тогда вполне возможно, что всё будет наоборот. А ваша версия?
К. Мацан

— Интересно. Моя версия — это же догадка со стороны просто. Мне кажется, я чувствую то, о чём ты говоришь, через то, что пока ты вот боишься — не ты конкретно, а я себя ставлю в похожую ситуацию — вот волнение, которое может вырасти до степени страха, какая-то неуверенность, какие-то цели, которые, кажется, ты не достигаешь и боишься, что если сейчас не успеешь, то потом оно вот там накопится и всё пойдёт не так. Ты же в это время не живёшь — ты обслуживаешь собственный невроз. Невроз я сейчас беру в самом таком широком смысле слова. Ты не живёшь, а вот по поводу чего-то другого в этот момент переживаешь. Как только ты задаешься вопросом: а чего я хочу? И это очень точно — я, кстати, никогда об этом не думал, что когда в эту свою самую глубину вопрос посылаешь, то в принципе там обретаешь то, что от тебя хочет Бог. Потому что: а что иначе? — ты создан Богом, ты Его чадо, Его творение. И твоё самое глубинное такое желание и совпадает с замыслом о тебе. И вот тогда начинаешь жить, и просто не остаётся места для... то есть невозможно жить и одновременно переживать о жизни. Ты не можешь быть в речке и одновременно смотреть на неё со стороны, с берега. Тогда нужно как бы в речку войти — и плыви уже, всё. И поплыл, и живёшь. Тогда живёшь, и страхи уходят. Я вот это так услышал.

А. Леонтьева:

— Это очень точно на самом деле. Человек же не может себе сказать: прекрати немедленно тревожиться — вот прекрати немедленно! Не работает.

К. Мацан:

— Ты знаешь, как у нас, помнишь, была в программе гениальная наша, любимейшая Татьяна Воробьёва? Я помню, себе записал её фразу, потом забыл, а потом у себя в заметках обнаружил и возрадовался. Но она говорила, правда, про общение взрослого и ребёнка, но мне кажется, это подходит и для общения человека с самим собой. Она сказала очень афористично, говорит: «Не надо посылать сигнал и обращаться к голове — там мозг, он ничего не решает. Говорить нужно, обращаясь к сердцу!» Я сразу так: вау, круто!

А. Леонтьева:

— Слушай, а ещё та же самая, прости, про страхование Татьяна Воробьёва сказала, что это, конечно, не универсальное, но очень действенное средство от тревожности. Ну, по крайней мере не от панических атак, а когда вот ты чувствуешь, что вот сейчас начнётся. Помнишь? Это выйти и посмотреть на небо. Вот, как ни странно, это такой простой совет. На самом деле у меня нет панических атак, но когда какие-то такие тревоги, он очень здорово работает.

К. Мацан:

— Слушай, твоя история в недавних «Светлых историях», когда ты волновалась по поводу экзамена, для меня это просто откровением стало. Ты, как князь Андрей Болконский в «Войне и мире». Я сейчас расскажу вам. Аня волновалась по поводу экзамена, очень какого-то ответственного, вышла на улицу, посмотрела на небо, увидела облака и подумала: а ведь сдам я экзамен или не сдам, эти облака будут так же лететь по небу, и в принципе, ничего в этом не изменится.
А. Леонтьева

— Это был феназепам.
К. Мацан

— Вот потому, что взор ко Христу обращаешь и понимаешь, что всё остальное на самом деле не имеет определяющего значения в твоей жизни. Какое-то имеет, но явно не определяющее.
Свящ. Алексей Дудин

— Да, вот в этом отношении тоже пример есть замечательный Антония Сурожского. Он рассказывал, что, будучи на войне одно время врачом, попал под обстрел. Он говорил, что было очень страшно. Он упал, вжался в землю, боялся пошевелиться. И в этот момент чуть приподнял голову и видит, что в траве букашки ползают, муравьи своим делом занимаются, и облака плывут. Он увидел, что Господь-то здесь, и мир продолжает жить. И, действительно, даже не обязательно смотреть на великие звёзды и облака — можно свой взор обратить к чему-то малому и посмотреть, как оно всё здесь тоже живёт и существует по милости Божией. И Господь не оставляет всё это. Это очень важный такой пример: не зацикливаться как раз в себе, а найти вот эту жизнь, которая вокруг нас, и тот порядок, который Бог устроил. И в этом порядке можно успокоиться.

К. Мацан:

— Кира, ты всё что-то пытаешься сказать, а мы тебе не даём. Нас так зацепили эти две истории, они нас так вдохновили.

К. Лаврентьева:

— У меня есть друг, который недавно стал кандидатом философских наук. И он сказал удивительную вещь однажды. Он сказал: «Ты знаешь, какую бы умную вещь ты ни сказал, ни попытался как бы так вот преподнести с видом чего-то нового, знай, что были люди за всю историю человечества, которым уже изрекали эти мысли, они уже приходили к этим выводам. Поэтому молчать важней». Но мы на радио, как сказал этот же мой друг, и молчать мы не можем — нам надо говорить. И я хочу сказать о другом немножко. О зависимостях, понятно, тема болезненная и тяжёлая. Про страхования — тоже такая же непростая. Можно отдельные программы им посвящать, и немало. А, может быть, наоборот, не надо посвящать, чтобы энергию этому не давать. Но в целом я про безоценочные суждения хотела сказать, про свободу от безоценочных суждений. Ведь община Христа совершенно яркий пример того, какими разными люди могут быть в свободе Бога, как они могут по-разному выглядеть, по-разному говорить, иметь разное воспитание, разный способ самовыражения, но при этом нести Божию правду.
И вот все наши истории: ваша, батюшка, Аня, твоя, и вообще всё, что мы тут стараемся говорить на Радио ВЕРА, — это ведь про то, что важнее всего наше искреннее, чистое, несовершенное, пусть, сердце, которое просто честно обращается к Богу. Мы можем подсветить все свои неприятные моменты, но если мы сделаем это честно, придём на исповедь вот такие, какие мы есть, и, честно, иногда и просто приползём к Причастию, то это самая великая свобода и самое большое счастье, и лучшая психотерапия. Я не умоляю сейчас работы психологов, особенно тех, которые работают с тяжёлыми зависимостями, с тяжёлыми случаями, но так или иначе, как мне кажется, задача психолога — привести любого человека к Таинствам. Не основная задача, но она среди основных, это очень важно. Потому что исцеляют, освобождают от страха в страховании, от страстей, зависимостей и грехов, как мне кажется, именно Таинства, именно исповедь и Причастие. И, конечно, это такая очевидная вещь для нас для всех, для работников Радио ВЕРА, мы постоянно же об этом говорим с нашими гостями. Но когда я слушала вас, паки и паки, ещё раз об этом думала.
И по поводу безоценочных суждений и свободы в этом. Я как-то с детства привыкла, что, ну, оценивают меня, критикуют меня, потому что мне очень трудно было в системе, мне очень трудно было в школе из-за того, что меня пытались загнать в рамки, трудно было в институте из-за рамок. Я понимаю, что кто-то внутри рамок очень хорошо себя чувствует, и чувствует именно в них себя свободным. Но мне — нет, мне было не так. Я не могла вписаться, я не могу вписаться до сих пор. Это видно. И иногда наши внимательные зрители указывают нам в комментариях, что мы говорим и делаем не так — опять же к вопросу об оценках. И я подумала о том, что я всегда была такая свободная, мне казалось, что я борюсь против оценок — нельзя судить друг друга, мы тут все во Христе, нет ни эллина, ни иудея, надо принимать такими, какими мы есть, смотреть сердце человека, а не по его внешнему виду, и не судить о нём.
И тут буквально год назад приходит к нам на Радио ВЕРА гостья. Её приглашала не я, её как-то через какие-то руки нам порекомендовали. Я, когда её увидела, просто впала в шок. Мне казалось, что я такая свободная, и я настолько демократичная в плане принятия других людей, ведь я знаю по себе, что такое, когда тебя не принимают. И когда я увидела, то поняла, что нет вообще, что я такая же зашоренная дамочка, каких много в нашей Церкви. И я увидела её и обнаружила, что этот человек, с точки зрения внешности, совершенно не вписывается в общий формат прихожан наших храмов.

К. Мацан

— «Светлые истории» на Радио ВЕРА мы сегодня рассказываем. Мы — это ведущие Радио ВЕРА: Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева и я, Константин Мацан. Наш гость — священник Алексей Дудин, настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Гатчинской епархии. Ну и теперь мы, не отрываясь, слушаем историю Киры.
К. Лаврентьева

— Она была вся в брендовой одежде. У неё было потрясающее ухоженное лицо. Серёжки, серьги, бусы, браслеты, кольца, ногти. То есть, понимаете, вот эти меха, шелка, эти волосы. Я думаю: Господи! Я побежала к продюсеру. Я даже не буду скрывать, я говорю как есть, как это всё было. Я сказала, что не смогу вести программу, потому что я не знаю, о чём мы будем говорить. Она спустилась с богемного Олимпа, о чём мне говорить с этой женщиной? О новых веяниях моды или о новых светских новостях? Да, пусть, даже о каких-то открытиях учёных — всё, что угодно, но не о Церкви. Как мы можем говорить с ней о Церкви? Она же просто нереальная какая-то совершенно женщина. Как она может стоять среди прихожан в храме? То есть на неё смотришь и у тебя просто рвётся шаблон. Потом я поняла, что это наш искажённый взгляд, к сожалению — детей Церкви постсоветского пространства. Мы как-то всё равно переносим некое шаблонное мышление друг на друга, и с этим очень трудно бороться, но надо. И мы провели с ней замеченную программу. Она и муж этой женщины оказались кумовьями брата Иосифа Муньоса-Кортеса, убиенного хранителя Монреальской Иверской иконы.
А. Леонтьева

— Я знала, что ты про неё! Просто я испытала ту же гамму эмоций, когда я увидела эту прекрасную женщину.

К. Лаврентьева:

— Вот видишь! А потом я подумала, что надо нам попить чай. И она меня как раз приглашает: Кира, пойдёмте. Я думаю: надо её поближе рассмотреть. И когда эта женщина начала мне цитировать Василия Великого, и не так, знаете, чтобы вот пыль в глаза пустить: ха-ха, я тоже тут всё знаю. Нет, это глубинное, глубокое понимание сути церковной жизни. Это оказалась совершенно праведная женщина, праведнее многих тут из нас, кого мы видим. То есть это потрясающий человек, молитвенный, очень праведный, регулярно живущий в монастырях. И она настолько чиста сердцем. И она рассказала удивительную историю о том, как такие же, как я, женщины на неё с подозрением поглядывали в храме. И одна, самая смелая, решила подойти и высказать всё её мужу — ну, негоже выглядеть так в храме, негоже быть предметом соблазна. Хотя она не выглядит как предмет соблазна в храме точно. Да и вообще нет, потому что она сама очень чиста — сама по себе. И её муж взял, значит, эту ретивую женщину за руку, подвёл к иконе царицы Елены, говорит: «Посмотрите, видите? — у царицы Елены серёжки, бусы, корона, потрясающий наряд, браслеты, кольца». Женщина так опешила, и больше у неё вопросов не было.

А. Леонтьева:

— Какой мудрый!

К. Лаврентьева:

— Вид у него действительно мудрый. И очень чистый муж. Они вот оба совершенно чистые люди. Так это не единственный пример. Я не буду так уже подробно рассказывать, но одни из самых светлых людей, которых я встречала вообще на своём недолгом жизненном пути, но уже очень таком ярком на самом деле в плане церковной жизни, в плане знакомств, потому что профессия у нас такая — знакомиться. Или ещё одна женщина, которая ходит в потрясающих платьях, невероятно выглядит. По ней вообще никогда не скажешь, что у этой женщины убили мужа, она недавно похоронила сына. Она лишилась полностью своей семьи и живёт одна, и ведёт совершенно аскетическую подвижническую жизнь, при этом помогая другим, общаясь с подругами. Она ходит на дни рождения. То есть кажется внешне, что она ничего, она молодец, она радуется, в ней нет тяжести. Но когда с ней говоришь, ты понимаешь, что этот человек светится огнём Христовой правды. И она говорит: «Кира, я никогда не обращалась к психологам». Я опять же сейчас не провожу альтернативы, просто повторяю её фразу. Она говорит: «Я никогда не обращалась к психологам, мой психолог — это Христос, исповедь и Причастие. Я выкарабкалась только так. Не раз в неделю причащалась, а если совсем туго, то два, а то и чаще», — по особому благословению это дозволяется, когда человек находится в тяжелом душевном состоянии или физическом.
И вот на моих глазах я увидела, как эти люди вышли из совершенной тьмы и совершенной пропасти — я имею в виду двух последних девушек — из каких тяжестей, и какие кресты они несут. И по ним никогда не скажешь — вот мы все, такие блюстители благочестия — по ним никогда не скажешь с первого взгляда, что они настолько праведные. И вот я, наверное, призываю себя и всех нас освободиться от оценочных суждений, потому что ты никогда не знаешь, кто будет первым и кто будет последним. И последние — первые, и первые — последние. Поэтому вот эта свобода ценнее всего, потому что ты понимаешь, что ты дорог Христу именно такой, какой ты есть. Ему дорога и важна твоя свобода. И Он будет так же точно её охранять, как и ты за неё бьешься. Вот это очень важно, потому что Он учитывает уникальность каждого сотворённого Им человека. Вот, наверное, об этом я и хотела сегодня сказать. Простите, что очень много разных мыслей и потока сознания, как обычно. Ёмко не получилось.

К. Мацан:

— А мне хочется, чтобы отец Алексей как-то отреагировал на эту историю.

Свящ. Алексей Дудин:

— Мне так в моменте вспомнилось из последних сказанных слов про то, как один старец святой жизни — к нему пришли и сказали, что, отче, ты же точно спасёшься. А он говорит: «Знаете, если вдруг я спасусь, то я удивлюсь трижды. Первое — то, что я попал в рай. Второй момент — то, что я в раю увижу тех людей, которых я там совершенно не собирался увидеть. И третий раз — то, что я не увижу тех, кто там точно, с моей точки зрения, должен быть». Мы будем очень сильно удивлены, потому что, действительно, данная Богом нам свобода подразумевает то, что человек имеет вот такое бесконечное творческое начало, которое может здесь раскрываться абсолютно любыми гранями. И, наверное, все знают выражение блаженного Августина, который это сформулировал следующим образом: люби — и делай, что хочешь. Он не говорил это о вседозволенности. Он говорил о том, что если действительно ты любящий человек, то твоя свобода будет простираться только ко благу — твоему и благу твоих ближних. И здесь могут быть самые невероятные проявления. И это здорово.

К. Лаврентьева:

— Спасибо, батюшка.

К. Мацан:

— Вот во мне очень отзываются все истории. И то, что Кира сейчас говорила про эту свободу от оценочных суждений, то есть некая свобода дать себе.... что такое для меня свобода от оценочных суждений? Ведь ты, когда видишь другого человека, ты его должен в себя как-то впустить. А что мешает? Именно оценки — что вот он такой, а я другой. Вот он такой, что мне не подходит, он такой, что как-то у меня не помещается. И перестать его судить — это как бы сделаться прозрачным для него, дать ему как-то с тобой соединиться, в себе убрав все преграды. Вот что ты можешь сделать. Ты не можешь изменить его, ты можешь только себя изменить. Вот мне очень нравится эта метафора прозрачности, которая у митрополита Антония Сурожского всегда идёт как синоним смирения. Что такое смирение? — сделаться настолько прозрачным для Божьей воли, чтобы ничто не мешало ей через тебя реализовываться. Есть такой потрясающий пример: перчатка на руке хирурга — она должна быть очень тонкая, иначе хирургу будет неудобно делать операцию. Она должна быть, без неё тоже нельзя, но она должна быть настолько тонкой, чтобы никак не мешать руке. Вот быть смиренным, по владыке Антонию, это быть таким вот прозрачным, как эта перчатка.
И для меня тема о том, как Господь делает нас свободными, настолько важная, что мне даже трудно сейчас сформулировать какую-то или выбрать одну из историй. Потому что мне кажется, что бы я ни стал рассказывать, что бы ни рассказывал, так или иначе прихожу, может быть, даже невыговоренно, но именно к этой теме о свободе. Пожалуй, для меня это такая главная категория, которая описывает отношения человека и Бога и тайну христианства. Даже иногда мне попадаются мои старые записи в «Telegram»-канале, и я думаю: опять я про свободу, опять я про это. И для меня как-то самый главный нерв этой темы бьётся в такой вещи, как свобода от самого себя. Вот у Сергея Фуделя есть потрясающее выражение «быть в просторе от себя». А как это? Что такое вот быть свободным от самого себя? Я тоже много об этом думал и как бы не сразу в этом для себя как-то разобрался и утвердился. Потому что ну как? — вот Господь дал мне таланты какие-то. Как же я могу их забыть, похоронить? Я же не должен хоронить таланты. Я даже помню, что как-то об этом тоже в «Светлых историях» упоминал, что во мне как-то вот очень проблемно отзывались евангельские слова Христа «кто душу свою потеряет, тот её обретёт». Как так, как это? Почему я должен терять себя, если Господь меня создал вот таким.
У меня был случай в жизни, который дал мне возможность убедиться в том, почему это воистину так. И почему Евангелие и Христос не то что не обманывает, а если Он говорит, что это так, значит Он так в бытии существует, значит так мир устроен. Я переживал страшную зависть и обиду. Я хотел ставить спектакль как режиссёр в одном любительском проекте, но тем не менее для меня это было очень так значимо, важно, как-то мне хотелось реализовать себя. И мне не дали такую возможность. Сказали, что вот есть девочка Маша, у неё есть диплом режиссера, она будет ставить, а ты просто будешь участвовать. И я так как-то по застенчивости и какой-то такой своей робости, сказал вежливо, что, конечно, хорошо, но внутренне я кипел. Была суббота, и я готовился к Причастию. Я стал читать Последование ко Святому Причащению. Будет очень долго описывать всю цепочку мыслей, переживаний и источников размышлений, но в какой-то момент, минуя вот разные стадии, я пришёл к очень мощному внутреннему осознанию такому, что «Господи, а давай я отдам Тебе всё? Вот мне так хочется этого проекта, но если нет, то вот забирай вообще — вот я от всего готов отказаться, раз уж так вот оно надо». И в этот момент чувствуешь какое-то гигантское освобождение, в этот момент чувствуешь парадоксальную вещь.
Я уже об этом говорил в «Светлых историях», но не могу не повториться в такой теме. Вот я сейчас эту фразу произношу «отдать Богу всего себя», и это кажется страшно. Вот как же так? Ещё это такая высокая планка. Уж не в прелести ли? А на самом деле Господь милостив. И я для себя что понял? А ты попробуй — вот сделай этот шаг, не рассуждая. И увидишь потрясающую вещь: желая отдать Богу всего себя, ты попытаешься это сделать, но Господь у тебя заберёт только твои грехи. А вот твоя личность, твои таланты, твоё всё нутро, которое Богом создано, где и светится образ Божий, Господь у тебя не собирается забирать, Он только тебя как бы больше этим наградит. Вот есть в человеке личность, один полюс, и самость. И личность — это то, что связано с тобой настоящим, это та самая глубина, про которую, Аня, ты говорила. Вот где там светится образ Божий в тебе. Ты его как бы гасишь, ты его загрязняешь, но он там есть — это твоя личность. А вот то, где ты налепил на эту личность со стороны какие-то загрязнения, грехи — вот это твоя самость.

И ты попробуй отдать всего себя. И увидишь, что отдаёшь только вот эту самость, что от грехов просто очищается твоя личность и тебе становится лучше, свободнее и счастливее жить. И для меня это стало таким потрясающим открытием: вот это есть освобождение от себя. Иногда думаешь так, что это страшная фраза — отдай Богу самое дорогое. И думаешь: как же так, что же — я ему своих своих детей отдам, пожертвую? А потом честно смотришь на себя и понимаешь... знаете, как в этом знаменитом таком примере? Если пожар, за что я первым хватаюсь? За самое дорогое. И вот ты вдруг подумай: а что тяжелее всего отдать Богу? На самом деле, смотря внутрь себя, понимаешь в моменте, как батюшка говорит, что это не дети — ты как-то об этом не размышляешь. Когда тебе говорят, что давай мы у тебя самое дорогое заберём, ты сразу: а как же моя самореализация? Вот это самое дорогое оказывается. Вот то, чего я боюсь-то сразу. То есть вот где моё сокровище на самом деле, а вовсе не на высоких этажах, где дети, семья, служение, родина и так далее.
И вот оказывается, отдавая Богу себя, ты отдаёшь Богу, как я это понял для себя, вот эти самые грехи. И это есть свобода от самого себя, от такой своей самости. Тогда той ночью, тем вечером как-то сформулировалась непонятно откуда вещь, такая очень... даже вот сейчас произнесу её и понимаю, что ничего не выражается этим: из каждого душевного движения сотворить приношение Богу. Вот из каждого движения души сотворить приношение Богу. Отдать вот этот спектакль, который так хотелось поставить, работу, книги, диссертацию, принести Богу как дар, отдать в дар как приношение. Спрашиваешь себя: зачем Богу это нужно, что Богу в этом? И понимаешь, что на самом деле важно направление воли и направление сердца. Вот Богу не нужна твоя диссертация или то, что ты отдал, но как-то очень важно, чтобы твоё сердце было направлено туда, чтобы ты был готов. И вот в этом отдавании, в этом приношении всего себя в дар обретаешь какую-то гигантскую свободу, вот этот простор от самого себя.
Вот такой пример мой духовник приводил: когда твоё «я» очень маленькое, никакие камни и стрелы, которые в тебя летят, в него не попадают, а если «я» большое, то ты очень уязвим. Тогда и страхи, тогда и зависть, тогда и всё на свете, обиды. А когда ты всё это отдал, осталось твоё «я» в самой глубине, оно маленькое — и это такая свобода, такой простор. И я это вот всё так продумал для себя вроде как в теории, хотя внутренне это переживается. А потом сталкиваешься с жизненными ситуациями, которые настолько глубоко интимные, что о них не станешь рассказывать в радиоэфире, но ты понимаешь, что это ситуация, когда ты чувствуешь себя в кандалах. Вот ты поставлен в какие-то моменты, когда вот эти люди рядом, вот этот проект, эта работа, и ты уже не можешь, никогда не сможешь из этого выбраться, это с тобой теперь на всю жизнь, или как минимум очень серьёзно надолго. И ты мучаешься, тебе плохо. И вот тогда на память приходит это чувство, переживание той ночи. А как освободиться? А стать прозрачным и всё это отдать Богу, и понять то, с чего я начал: ты не можешь переделать людей или обстоятельства, но ты можешь сделаться таким прозрачным, чтобы оно всё тебя не задевало, и войти с этим в мир, быть с этим в таком гигантском резонансе. И для меня всё это было.
Я даже немножко боялся, что это такие какие-то мысли, очень какие-то личные, дерзновенные, какие-то странные богословские обобщения, может быть, небезопасные, пока не столкнулся в очередной раз с текстом молитвы, которая очень известная. Это молитва святителя Филарета московского, которая... вот как бы бывает такое, что она есть в предании, но она вот в тебя лично не попадает. А тут ты на неё нападаешь, читаешь и понимаешь, что она просто идеально дословно передаёт твоё внутреннее состояние и как бы тебя поддерживает в том, что это вот не твоя блажь, а так оно работает. По крайней мере есть опыт святых людей, которые так же чувствовали. Кстати, я знаю, что эту молитву очень любил владыка Антоний Сурожский. Я просто её прочитаю вот так, литературно прочитаю. Но просто в ней каждое слово для меня наполнено смыслом:
«Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня больше, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею, — и в другом в другом варианте, — не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами, — и вот дальше просто вот для меня в самое сердце. — Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

Но вот о чём это как не о свободе от самого себя? Спасибо огромное. Это были «Светлые истории» на Радио ВЕРА. Мои дорогие коллеги: Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева. Я — Константин Мацан. Наш сегодняшний гость — священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Гатчинской епархии — это Санкт-Петербургская митрополия. Это были «Светлые истории». И мы продолжим делиться самым дорогим, радостным, сокровенным через неделю на волнах Радио ВЕРА. И смотрите «Светлые истории» в аккаунтах Радио ВЕРА в социальных сетях и на сайте radiovera.ru. До свидания.

К. Лаврентьева:

— Всего хорошего.

А. Леонтьева:

— Всего доброго.

Свящ. Алексей Дудин:

— Спаси, Господь.


Все выпуски программы Светлые истории


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем