“К 500-летию преставления Иосифа Волоцкого”. Светлый вечер с Татьяной Шумовой (24.09.2015)

Светлый вечер - Татьяна Шумова (эф. 24.09.2015) - Часть 1
Поделиться
Светлый вечер - Татьяна Шумова (эф. 24.09.2015) - Часть 2
Поделиться

Татьяна Шумова3У нас в гостях была заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Шумова.
Мы говорили о праздничных мероприятиях, посвященных 500-летию преставления преподобного Иосифа Волоцкого. Наша гостья рассказала о многочисленных событиях, прошедших не только в России, но и в других странах, и о кульминации празднования – большом концерте в Москве в храме Христа Спасителя.

Ведущие: Владимир Емельянов и Елизавета Горская

В. Емельянов

— Здравствуйте, это «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Лиза Горская.

Е. Горская

—  Здравствуйте.

В. Емельянов

— У нас сегодня в гостях Татьяна Владимировна Шумова, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Здравствуйте, Татьяна Владимировна.

Т. Шумова

— Здравствуйте.

Наше досье:

Татьяна Шумова родилась в Москве. Окончила Московский государственный педагогический институт, факультет дефектологии и факультет общей подготовки по специальности «режиссер театрального коллектива». В 1994 году возглавила новую структуру Российского Фонда культуры — дирекцию международных программ. Была инициатором, автором и организатором многих творческих и культурных проектов, в числе которых Передвижная Академия искусств, Международный молодежный фестиваль российского искусства в Италии и Франции, Кремлевские фестивали, фестивали российского искусства в Каннах, фестивали, посвященные Дням России в Финляндии, Бельгии, Югославии и в других странах. По ее инициативе и под ее руководством были организованы концерты и фестивали в пользу Фонда «Возрождение Новодевичьего монастыря», российских храмов в провинции, различных музеев и домов ветеранов. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Удостоена различных государственных наград, а также наград Русской Православной церкви.

В. Емельянов

— Всем известно, что 22 сентября — день памяти Иосифа Волоцкого. 21-го у нас была программа, посвященная этому неординарному человеку, этой удивительной личности в русской истории. 27 сентября — патриаршая служба в Иосифо-Волоцком монастыре, что около Волоколамска, а 28 числа состоится концерт по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси в Храме Христа Спасителя. Этот концерт как раз и завершит социально значимый проект, который приурочен к 500-летию со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого. Мы Вас и пригласили, Татьяна Владимировна, для того, чтобы Вы нам рассказали немного о том, что это за такой социально значимый проект, что это за концерт, и поговорим еще о других мероприятиях, которые были в рамках этого проекта. Начнем, наверное, с концерта.

Т. Шумова

— Хорошо, конечно, потому что концерт предстоит, много мероприятий уже прошло. Поэтому, конечно, мероприятие, я надеюсь, будет очень интересным. Сразу хочу сказать, что нам поддержку оказали Президентские гранты, и мы выиграли конкурс, и очень приятно, что такая государственная поддержка у нас существовала при осуществлении этого проекта. 28-го числа будет интересное мероприятие, концерт очень большой. Здесь хочу поблагодарить Московскую область, потому что и инструментальная капелла, замечательный камерный оркестр, который будет участвовать в концерте, и молодые исполнители, и замечательный молодой детский коллектив «Муниципальный хор Подмосковья». Это коллективы, направленные Московской областью к нам в концерт. Ну, а также замечательный ансамбль «Гжель». И, конечно же, не может быть концерта без нашей замечательной, уникальной хоровой духовной музыки. И в этом жанре мы представляем три прекрасных коллектива: Хор московского духовенства… И могу сказать, что с этим хором мы работаем давно и уже успели убедиться в том, что рост этого хора с каждым годом все…

Е. Горская

—  Количественно или качественно?

Т. Шумова

— Нет, конечно, качественно. Вы знаете, мы приглашали хор для участия в проекте «Россия и Италия: сквозь века» в Риме. Мы приглашали хор для участия в проекте «Летний сад искусств» в городе Бари, и, помимо богослужений, конечно, хор давал еще и светские концерты. И с каким восторгом  они были восприняты… И могу отметить, что программы самые разные — естественно, и наша классика, духовные песнопения, и Бортнянский, и Чесноков, и современные авторы, и оперная классика. Потому что уникальные совершенно голоса…

В. Емельянов

— И акустика очень хорошая там.

Т. Шумова

— Ну, акустика… Акустика… Вы знаете, у нас были концерты в таких естественных гротах, высота которых 80 метров. И регент этого хора Сергей Голев — это уникальный человек, Вы знаете, с консерваторским образованием, преданный своему делу и вкладывающий всю душу и свои возможности и также в расширение репертуара, и делающий сам обработки, сказал: «Если бы я знал, что мне придется вот в таком чуде петь, то сюда можно было даже пешком идти, в этот совершенно уникальный грот, который…»

Е. Горская

—  Это где находится?

Т. Шумова

— Ну, это область Апулии, потому что у нас концерты не только в Бари. Вы знаете, что всегда у нас кульминация нашего фестиваля — это День памяти Николая Чудотворца, и тогда уже, 21-го или 22-го, хор занят в богослужениях, а остальное время — это уже концертная программа, не только в городе Бари, но и в других городах. И вот такие замечательные акустические площадки. Так что с этим хором мы работаем давно.

Е. Горская

—  Такое интересное название — Хор московского духовенства. Это какой-то постоянный?..

Т. Шумова

— Московской епархии. Да, это постоянный хор.

Е. Горская

—  То есть это не от случая к случаю они собираются, а (нрзб.) репетиции?..

Т. Шумова

— Нет-нет-нет. Да, репетиции. Несмотря на то, что все-таки это и батюшки, которые служат в приходах, но, тем не менее… И, конечно, база — Коломенская семинария. Так что Московская епархия, надо сказать, здесь на высоте. И мне тоже очень приятно, что в Риме очень высоко оценил владыка Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной Академии. И Вы знаете тоже, что сам владыка Амвросий — регент по образованию, поэтому детально может отличить новинки. Потому что очень интересные были переложения советских песен. Год 70-летимя нашей Победы, поэтому хор также и включал в свой репертуар и такие произведения. Ну, а в концерте примет участие Хор Храма Христа Спасителя. И мы пригласили Хор МИИТа, потому что именно в этом институте…

В. Емельянов

— Это Московский институт инженеров транспорта…

Т. Шумова

— …преподавал митрополит Питирим. Вы помните, он очень опекал эту обитель, и большие и интересные истории, большие работы были проведены с его участием, по его инициативе именно по обретению мощей и по благоустройству Иосифо-Волоцкого монастыря.

В. Емельянов

— Место очень красивое. Если кто-то не был, то, конечно, обязательно стоит посетить. Не так далеко от Москвы — где-то приблизительно 140 с лишним чуть-чуть километров, 144, по-моему. И природа там хорошая, и сама обитель — это, конечно… Само присутствие в ней именно заставляет вспомнить о такой очень мощной фигуре, очень мощной личности в нашей истории — об Иосифе  Волоцком. Кстати, не так давно мы говорили о так называемом споре между Иосифом Волоцким и…

Е. Горская

—  И нестяжателями?

В. Емельянов

— …да, и Нилом Сорским. Но, как выясняется, спора там особо никакого не было — просто была пара реплик, а уж потом это, со временем, все, как обычно, как снежный ком наросло.

Е. Горская

—  То есть Вы прямо во время программы установили историческую истину?

В. Емельянов

— Ну, у нас были эксперты, которые нам просто пояснили все это. Татьяна Владимировна, вот в зачитанном ранее сообщении говорилось о том, что концерт является завершением вот этого социально значимого проекта. Какие еще культурные акции в его рамках проходили, расскажите нашим слушателям, пожалуйста!

Т. Шумова

— Мы провели несколько передвижных Академий искусств в монастыре и направили ребят, молодых художников, студентов и Академии Сурикова, затем Глазуновки… Молодые художники в течение недели… Три этапа у нас состоялись. Мы взяли зимний период, весенний и вот уже конец лета — начало осени, с тем чтобы показать красоты монастыря глазами молодых художников.

В. Емельянов

— Работы были посвящены именно монастырю?

Т. Шумова

— Только монастырю. И сейчас у нас отбор работ, и лучшие работы мы представим как раз в рамках Т. Шумова

— Только монастырю. И сейчас у нас отбор работ, и лучшие работы мы представим как раз в рамках нашего концерта в Храме Христа Спасителя. Работ очень много, потому что ребята настолько вдохновились, что каждый из участников… мы отправили 20 художников, и каждый художник порядка 15-20 работ, как итог по завершению своего пребывания в монастыре, нам представил.

В. Емельянов

— Они жили прямо там?

Т. Шумова

— Да, они жили неделю в монастыре и каждый день работали на пленэрах, выбирали сами себе… Ну, ребята довольно-таки уже взрослые — это студенты старших курсов учебных заведений. И они сами выбирали себе натуру, сами выбирали пленэрные точки. Ну, а уже на суд зрителей 28-го числа мы представим лучшие работы участников Передвижной Академии искусств.

В. Емельянов

— Интересно, насельники им помогали как-то какими-то советами, рассказами, может быть?

Т. Шумова

— Позировали.

В. Емельянов

— А, позировали!

Т. Шумова

— Во всяком случае, вот один портрет увидите. А так, конечно, зарисовки монастырской жизни есть, не у всех они однозначно получились, поэтому мы будем выбирать, конечно, лучшие работы.

В. Емельянов

— У художника всегда есть замечательная «отмазка»: «Я так вижу».

Е. Горская

—  Ну, теперь уже не только у художников, мне кажется.

Т. Шумова

— «Я так вижу, я так слышу», да… (Смеется.)

В. Емельянов

— Интересно, они, будучи в монастыре эту неделю, соблюдали монастырский устав?

Е. Горская

—  Или со своим пришли?

Т. Шумова

— Нет, конечно, соблюдали. Была общая трапеза, поэтому, во всяком случае, они приобщились, и на службы — ну, могу сказать — заходили. Потому что, конечно, основная цель была — это работа. Художники — они все-таки фанаты своего дела, поэтому вставали очень рано, и вот на картинах мы видим и рассвет, и закат. Но, к сожалению, не всегда бывают солнечные дни. Но, тем не менее, солнца много в работах художников.

В. Емельянов

— Ну, вот концерт, который посвящен Иосифу Волоцкому, человеку удивительному, неординарному, личность его особенно важна для современного человека — вот как Вы думаете, почему так много внимания уделяется его наследию?

Т. Шумова

— Я думаю, что у нас вообще как-то свойственно выделять святых по тому, что патронируют они, каким, может быть… Ну, во всяком случае, вот у наших предпринимателей бум интереса к Иосифу Волоцкому, потому что считается, что он все-таки патронирует людей, которые стремятся что-то создать и участвовать именно в процессе создания и материальных ценностей, и своего развития. Поэтому наши предприниматели даже посвящали этому святому внимание и на «круглых столах». И мы обратили внимание даже по той конференции, которая была посвящена Иосифу Волоцкому (это научно-практическая конференция в Свято-Троицкой Сергиевой лавре)… И когда мы проводили наш «круглый стол» в рамках… У нас есть интересный такой проект — мы в 2011 году создали Центр изучения культуры России при Итальянском университете Ка’ Фоскари. И есть совершенно замечательные профессора, фанаты нашей российской истории, русской истории — Сильвия Буррини, профессор Барбьери, которые посвятили «круглый стол». И также говорилось об этих историях, и вот как приходят к Николаю Чудотворцу со своими требами и со своими просьбами, как к Спиридону Тримифунскому — вот так отмечалось это направление в Иосифо-Волоцком. Ну, наверное, в современный момент, может быть, этим можно связать. И, конечно, у многих просто исторический интерес и к возрождению монастырей. А мы видим, как возрождается Иосифо-Волоцкая обитель. И место, как Вы сказали, очень живописное, прекрасное. И потом, в Подмосковье сейчас очень много изменений, и внимания много к подмосковным монастырям, прежде забытым. Поэтому, наверное, вот я связываю именно с такими моментами.

Е. Горская

—  Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире программа «Светлый вечер». У нас в гостях Татьяна Владимировна Шумова, заслуженный деятель искусств.

В. Емельянов

— Мы хотели бы вот какой вопрос задать. Уже стало привычным, и мы привыкаем к тому, что какие-то такие значимые духовные события таким или иным образом увязываются со всевозможными концертами, фестивалями, какими-то культурными акциями. Но у кого-то может возникнуть вопрос, насколько сочетаются эти сферы. Может быть, их не стоит смешивать? Или, наоборот, стоит?

Т. Шумова

— Я считаю, что наоборот. Потому что, понимаете, и в церковь люди приходят каждый своим путем, скажем так, и каждый в свое время. И чем больше будет внимания привлечено разными средствами, тем лучше. Тем более, Вы знаете, что греха таить, не всегда положительный образ Церкви рисуется всеми людьми. А здесь Вы видите и нашу историю. Кто-то пришел на концерт, кто-то посетил выставку. И разные формы оказываются интересны разному количеству людей и большему. Это образовательная сфера каждого человека, это и духовный рост тех, кто уже воцерковился и пришел в храм. Потом, понимаете, даже иногда… Вот у нас очень много открытий во время наших зарубежных проектов, потому что даже наши российские граждане за рубежом, посещая выставку, вот у нас… также обращаюсь к нашему проекту в Бари, где мы представили прямо напротив базилики Николая Чудотворца в замечательном выставочном зале Портико Пеллегрини выставку, посвященную истории создания монастыря, Иосифу Волоцкому, митрополиту Питириму. И успех посещаемости поразителен, потому что, наряду с итальянской публикой, туда приходили наши российские и паломники, и просто участники фестиваля и для себя открывали что-то новое.

В. Емельянов

— Как будто они не могут посмотреть все это здесь. Или там особый колорит в связи с этим?

Т. Шумова

— Есть повод. Был повод. Была форма. И чем больше форм будет в представлении каждого проекта, посвященных тому или иному святому или историческим событиям, связанным с нашей Церковью, или с личностями, которые радели за Церковь, которые сделали много во имя Господа Бога… Но чем больше таких будет форм, тем лучше. Я считаю, что если есть дата, то событий должно быть много.

Е. Горская

—  Татьяна Владимировна, я, если Вы не возражаете, хотела бы немножко как-то, может быть, структурировать нашу беседу. Потому что мы говорим о концерте и…

Т. Шумова

— …и мероприятиях…

Е. Горская

—  …и о множестве мероприятий. Давайте, может быть, тогда обозначим вообще круг мероприятий и проектов. Вот Вы говорите — «мы», говорите о Фонде. Давайте, может быть, подробнее скажем об этом. Весь спектр Вашей деятельности откроем для наших слушателей.

Т. Шумова

— Да, но я сейчас сосредотачивалась исключительно на тех проектах и моментах, которые были посвящены Иосифу Волоцкого. Потому что в рамках Президентского гранта и в рамках этого проекта, как мы говорили уже, кульминация — это концерт, а прошла Передвижная Академия искусств. Это были три этапа, когда молодые художники работали в монастыре. Прошел «круглый стол» в Венецианском университете Ка’ Фоскари, в Центре изучения культуры России, посвященный святому, истории Иосифо-Волоцкого монастыря. Прошла научно-просветительская конференция в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Замечательная выставка прошла в рамках фестиваля «Летний сад искусств» в городе Бари, где были представлены тоже и фильмы об обители, и история, и митрополичье облачение, и история самого Иосифа Волоцкого. И заканчиваем мы эти торжества  (ну, естественно, кульминация — визит Святейшего, и 22-го было торжественное праздничное богослужение)… Это то, что касается проекта по Иосифу Волоцкому, нашему святому, посвященному 500­-летию преставления.

В. Емельянов

— То есть, иными словами, если очень упрощенно (я никоим образом не желаю Вас задеть), Вы занимаетесь пиаром российской культуры за ее пределами, за пределами Российской Федерации?

Т. Шумова

— Ну, не только. Нет, ну, это не пиар, конечно.

В. Емельянов

— Я говорю — сильно упрощенно.

Т. Шумова

— Я представляю суть.

В. Емельянов

— Хорошо.

Т. Шумова

— Потом, понимаете, многообразие, уникальность. Я предпочитаю говорить это, конечно, другими словами, потому что мне кажется, что они гораздо точнее отображают наши занятия.

В. Емельянов

— Очень хорошо. Тогда…

Т. Шумова

— Что касается других проектов, их, действительно, изобилие, и все они очень интересные, и все они служат России, и с Россией, на благо России, и это такие проекты, где мы представляем искусство регионов России, культуру России. И, конечно, везде мы находим место для того, чтобы наши православные коллективы могли участвовать еще и в богослужениях параллельно. Так, наш проект «Летний сад искусств» в Бари (кульминацией этого проекта является праздник Николая Чудотворца в мае месяце) состоит из концертов, выставок, театральных представлений, спектаклей и представлений хорового искусства. Дальше — уже ответный визит Апулийского искусства на Николу Зимнего к нам сюда, в Москву, где коллективы из Италии участвуют в концертах, выставках в Москве, Дмитрове, Сергиевом Посаде. У нас же очень много городов-побратимов с городом Бари, и поэтому мы выстраиваем вот эту ответную программу именно так. Далее — замечательный наш проект, которому уже 18 лет (потому что Дирекция международных программ — это создание Российского Фонда культуры, а многие проекты начинались давно, но они традиционно каждый год осуществляются). И Фестиваль российского искусства в Каннах — это проект вообще также многожанровый. Там представляются наши лучшие театры и, вместе с тем, регионы. В этом году Хакасия была.

Е. Горская

—  Хакасия была и в 2013-м. Я даже была… Хакасские танцы, лезгинка… Ну, я удивилась…

Т. Шумова

— Да-да, тогда — Дагестан и Хакасия представляли. У нас, например, участие Хакасии — это традиционно, потому что Хакасия всегда делает сказочный спектакль — это уже по заявкам французской публики. И мы, традиционно, уже пять лет включаем этот спектакль в рамки фестиваля. Но есть и духовная часть. Вы знаете, Лазурный Берег — это места, которые связаны с российской историей и с императорской историей.

Е. Горская

—  Очень тесно связаны.

Т. Шумова

— Да-да. И храмы, где в рамках нашего фестиваля приезжает коллектив… Вот в этом году был замечательный хор студентов и воспитанников Санкт-Петербургской духовной Академии и регента хора Раисы Гундяевой. Замечательные были концерты. И, конечно, на Преображение мы порадовали всех прихожан Лазурного берега замечательным богослужением уже с хорошими…

Е. Горская

—  А где оно, кстати, проходило? Потому что там все непросто же с храмом.

Т. Шумова

— Да, непросто. Пока решаются вопросы, и, естественно… Храм в Ницце сейчас находится на реставрации.

Е. Горская

—  В Ницце? Но в Каннах тоже все непросто.

Т. Шумова

— И в Каннах непросто, и тоже сейчас храм оказался закрыт, потому что есть некоторые аварийные моменты.

Е. Горская

—  Да, на суды деньги есть, а на реставрацию — нет. Бывает.

Т. Шумова

— Да, ну, мы работаем тоже с зарубежной общиной. Не всегда удается договариваться. Но, тем не менее, я считаю, что в этом вопросе прогресс есть. Но наши прихожане… Надо сказать, что мэрия города Канны к нам прекрасно относится. Нам предоставили храм на Сюке, и в этом храме осуществляются богослужения той общины Михаила Архангела, которая относится к Московской патриархии. Поэтому на Преображение была замечательная служба, очень много прихожан. И приезжал также владыка Нестор, представитель наш из Парижа. И, более того, мы почтили память —  у нас так теперь по традиции открывается наш фестиваль — на кладбище Гран-Жас, где русское каре, где похоронены 39 русских воинов, героев Первой мировой войны. Мы отслужили Литию по православному обычаю, и возглавил ее как раз владыка Нестор, но посвятили ее всем погибшим — и в Первой мировой войне, и во Второй мировой войне, за Отечество, за мир, отслужили в память о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Е. Горская

—  На самом деле удивительное явление — этот Фестиваль русской культуры в Каннах. Я случайно, как посетитель, могу с Вами поделиться впечатлениями. Я была потрясена. Я приехала в Канны, казалось бы, и я за неделю увидела столько всего интересного из сферы собственной культуры. Даже Дворец фестивалей и конгрессов в Каннах, где проходит Каннский, собственно, фестиваль, а тут в нем каждый вечер выступает какой-то ансамбль или какое-то представление, привезенное из России. Причем, очень тщательно отобранное, и полный зал. И это потрясающе. И мэр Канн лично открывал фестиваль. Очень приятно, со всем почтением, да.

Т. Шумова

— Каждый день, да. Каждый день. Вы знаете, это удивительное явление, поэтому, знаете, оно еще удивительно тем, что с недавних пор фестиваль софинансируется французской стороной. Хотя это фестиваль только российского искусства. Но он стал уже неотъемлемой частью, как сами французы говорят, Лазурного Берега. И вот то, о чем мы с Вами говорили — почему форм должно быть много. Если проходит мероприятие за рубежом, оно не только рассчитано на интерес той публики, где это проводится, но и наших соотечественников, которые вот сейчас очень хорошо и ярко проиллюстрировали то, что я всегда говорю. Потому что когда на отдыхе наши соотечественники приходят, они открывают для себя Россию вот в таком широком спектре. Потому что не всегда мы здесь так свободны, чтобы ходить на концерты Омского хора, который сюда очень редко приезжает — например, в Москву.

Е. Горская

—  Ну где еще послушать Омский хор, как не в Каннах!

Т. Шумова

— Но он, получается так… Ну, или в Омске! Вы знаете, но здесь я сказала уже, что идет софинансирование французской стороной. Это удивительно. Надо сказать, наверное, это единичный случай.

В. Емельянов

— И это все — несмотря на довольно-таки неоднозначные сегодня отношения России и Европы?

Т. Шумова

— Вы знаете, вот к нам… Вот на Лазурном Берегу мы не ощутили. Более того, мэр города Канны со сцены… Вот в прошлом году мэр-депутат в самый разгар — причем, это было начало ответных санкций — сделал заявление, что Россия и Франция всегда были и будут вместе, что это невозможно разделить. Вся история… Потому что в прошлом году был год Первой мировой, когда мы были вместе. В этом году мы делали выставку, посвященную Первой мировой. А в этом году мы сделали выставку «Россия и Франция — братство по оружию», посвященную Второй мировой войне. И также было заявление сделано — что да, мы были и будем вместе. И вся история взаимоотношений показывает, что невозможно разделить народ. И к нам отношение самое благожелательное и со стороны власти, и со стороны жителей, и со стороны гостей фестиваля. И, Вы знаете, нам грех жаловаться, потому что действительно залы полные. Выставки вызывают колоссальный интерес. И в собрании Музея истории (потому что наш, например, офис — в Музее современной истории России)…

В. Емельянов

— Это бывший Музей Революции?

Т. Шумова

— Да. И выставки, замечательные выставки из собраний этого музея, исторических документов, дополненные мундирами и атрибутикой частных коллекционеров… Вот они — знаете, был риск. Потому что две военных выставки подряд — Первая мировая, Вторая мировая. Но надо сказать, что с нашей стороны он оправдан, потому что у нас памятные даты. Но и воспринято это было все с интересом и любовью.

В. Емельянов

— Заслуженная деятель искусств Российской Федерации Татьяна Владимировна Шумова сегодня в гостях в «Светлом вечере». Мы вернемся к Вам через минуту.

В. Емельянов

— Это «Светлый вечер» на радио «Вера». Еще раз здравствуйте. В студии Владимир Емельянов, Лиза Горская и наш сегодняшний гость — заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Шумова. Татьяна Владимировна, Вы проводите необычный кинофестиваль, который называется «Женский взгляд», на котором, естественно, представлены фильмы режиссеров-дам. Вот такое разделение оправдано, какое-то разграничение — режиссер-мужчина, режиссер-женщина?

Е. Горская

—  Гендерное?

В. Емельянов

— Гендерное разделение? Какой-то у них свой особый взгляд на мир, на жизнь, что ли?

Т. Шумова

— Ну, тогда я начну с того, как все-таки это возникло. Дело в том, что у нас очень много кинофестивалей, и в Италии порядка 14 кинофестивалей. И мы давно уже занимаемся организацией кинофестивальных проектов, поэтому обратили внимание, что особый интерес вызывает, когда есть тема фестиваля, когда фестиваль все-таки чему-то посвящен. Не просто широкий спектр показа новых российских фильмов.

Е. Горская

—  Но для этого есть, опять же, Каннский фестиваль или Московский кинофестиваль.

Т. Шумова

— Множество фестивалей, множество. Мы нашли, и подход этот, в конце концов, оказался оправданным. Мы нашли свой подход. Мы сделали в одном месте… У нас есть фестиваль, который называется «Страницы истории». Это исторические фильмы. И взяли такую тему, сделали фестиваль «Женский взгляд». Женщины-кинематографисты, актрисы — это не только… Это не означает, что…

В. Емельянов

— Не только режиссеры, да?

Т. Шумова

— Не только режиссеры, сценаристы, но если и интересная есть актриса, которая как бы саама — тема, мы также включаем и такие фильмы. Далее, у нас есть в Риме фестиваль, который называется «Отцы и дети», который мы посвятили российским кинодинастиям. И тоже эта тема работает, и работает она каждый год, и вызывает огромный интерес.

В. Емельянов

— Ну, у нас таких династий-то можно по пальцам перечесть, в общем, на одной руке: Михалковы, Германы, Тодоровские…

Т. Шумова

— Хотиненко, Мирошниченко… Да что Вы!

В. Емельянов

— Ну, больше?

Т. Шумова

— А Смирновы?

В. Емельянов

— Смирновы.

Т. Шумова

— Ну что Вы! У нас… Это неисчерпаемое… А Чухрай?

В. Емельянов

— То есть тоже и сценаристы, и режиссеры?

Т. Шумова

— Ну, конечно, конечно. У нас эта тема неисчерпаемая. Все-таки, Вы знаете, династийность, слава Богу — это же не только в кино, в искусстве. Пожалуйста, это и медицина, это и педагогика. У нас же…

В. Емельянов

— И рабочий класс.

Т. Шумова

— У нас же — как это? — традиция. А крестьянство? Ну, теперь это фермерство.

В. Емельянов

— Ну да. Вот что касается традиций, тут всегда, особенно в советское время, был любопытен тот факт, что династиям рабочих, сталеваров, колхозников, доярок и механизаторов это можно было, а как только намечалась какая-нибудь династия, династийная линия в искусстве — не важно, где: в кинематографии, в балете, в театре, — тут же начиналось какое-то «шу-шу-шу»: «Вот это все по блату сделано, своих пихают», и так далее.

Е. Горская

—  Ну, так и есть.

В. Емельянов

— Ну, я бы не сказал. Потому что можно тоже много примеров привести, когда дети ничем не уступают родителям по степени одаренности и вообще по взглядам на жизнь. Может быть, он другой…

Е. Горская

—  Но согласись, условия, в которых растет и поступает в вуз ребенок со стороны совершенно каких-то простых родителей, не равны условиям, в которых растет и поступает в вуз ребенок, у которого папа, условно, Михалков.

Т. Шумова

— Ну, в тот же профильный вуз, Вы имеете в виду? Не вуз как вуз, а профильный?

Е. Горская

—  Да в любой. Я думаю, да. Просто я знаю, что говорю. (Смеется.)

Т. Шумова

— Наверное, это обусловлено тем, что эти люди на виду. Потому что если такие же ситуации в среде ученых, педагогов… Скажем, внук профессора медицины поступает в медицинский институт. Ну, а что будет — ведь это показывает время.

В. Емельянов

— Да.

Т. Шумова

— И время показывает, опять же таки: на виду те профессии, которые мы все обсуждаем, или, как любят средства массовой информации обсуждать, актеры, режиссеры. Конечно, они видны. И вот мы как раз и видим, кто талантлив, кто на уровне своих родителей, кто превзошел.

В. Емельянов

— А кто-то — наоборот, как, например, Антон Табаков, сел, подумал и понял, что, конечно, до отцовского уровня ему не дорасти никогда — пожалуйста, стал весьма удачным ресторатором.

Е. Горская

—  И, возвращаясь к фестивалю «Женский взгляд», у меня такой вопрос: режиссеров-женщин в процентном соотношении, в пропорции меньше, чем мужчин — гораздо, заметно. Как Вы думаете, почему?

Т. Шумова

— Ну, Вы знаете, это, мне кажется, было временно. Потому что сейчас, вот если посмотреть… А именно режиссеров Вы имеете в виду?

Е. Горская

—  Да, именно режиссеров.

Т. Шумова

— Потому что сейчас — я обратила внимание… Вот у нас же есть проекты, которые посвящены молодежи. И в том же Азэла(?) мы проводим творческие школы молодых кинематографистов России, Бразилии и Италии. И от нас приезжают сплошные женские команды. Я уже даже спросила, а что у нас — даже операторы?.. Операторы у нас — девочки.

Е. Горская

—  Не женская профессия.

Т. Шумова

— Девочки — операторы. Я была просто потрясена. Я говорю: «Что, у нас теперь оператор — это женская профессия?» Поэтому, наверное, все зависит от времени. Но мне кажется, что сейчас достаточно много интересных женщин-режиссеров. Ну, есть такие мэтры, как Вера Сторожева, как Светлана Проскурина, но и много молодых интересных режиссеров. Ну, может быть, они еще, скажем так, не так известны, но если походить на молодежные конкурсные фестивальные программы, то там много молодых девушек.

В. Емельянов

— Ну вот Вы правильно говорите, что нужно смотреть и конкурсные, в первую очередь, работы, и, честно говоря, пожалуй, самые интересные театральные события — конечно же, и дипломные спектакли, и все то, что ставится в учебных театрах, потому что не все доходит… То есть малая толика из того, что снимается и ставится, доходит до широкого экрана в широкий прокат или каким-то образом воплощается на сцене. А ведь именно вот эти студенческие работы, пожалуй, наиболее интересны. Потому что — ну, сложившаяся труппа, сложившийся спектакль в таком мощном театре — это все понятно. А здесь как раз вот эта молодость, вот эта энергетика, и, самое главное, вот это самоощущение, что «мы можем все».  вот они действительно выходят, и вот этот энергетический поток, который они, пускай с не очень большой площадки, пускают в зрительный зал, который тоже не очень большой, — он иногда просто вжимает в кресло, такой мощный посыл. Так что очень многие интересные вещи творятся именно на таких площадках.

Т. Шумова

— Да-да. Вы знаете, я же бываю в регионах довольно-таки часто, потому что нельзя представлять российское искусство, не побывав в регионе и не посмотрев именно спеткр, который есть там.

В. Емельянов

— Много молодых и талантливых, да?
Т. Шумова

— Очень много. И у нас-то большая проблема в том, что надо… Проблема отбора, когда из лучших отбирать самые лучшие — это очень тяжело, это очень сложно. Потому что и наши молодые музыканты, и молодые художники… И… Вы знаете, я называю всегда «регионы», я не люблю слово «провинция», потому что это давно уже вот для России, мне кажется, утрачивает… Потому что по уровню интеллекта, по уровню образования, по драйву, по желанию что-то сделать в жизни, представители из регионов дают фору столичной молодежи. И поэтому, представляя региональное искусство, конечно, я бываю в разных регионах. И совершенно удивительно то, о чем Вы говорите, — это такой широкий спектр. А наши удивительные молодые музейщики, которые ну непременно должны вот эти камни, которые в Хакасских просторах лежат, — «вот, вот об этом надо говорить!» Они тебя убеждают в этом, и ты понимаешь, что это — самое главное в жизни, понимаете? И передается это тебе.

В. Емельянов

— И это с учетом того, что они, в общем-то, живут не как у Христа за пазухой, скажем так. Более, чем скромно, более чем. К сожалению.

Т. Шумова

— Скромно, аскетично — да, но…

В. Емельянов

— Но они — фанаты своего дела. Мне кажется, на таких людях и держится-то все.

Т. Шумова

— Да, только знаете, как… Удивительно: вот мы представляли спектакль молодого балетмейстера в рамках нашего фестиваля. Это было, знаете, как новый жанр… не новый жанр, а это как этнобалет. И когда рассказывается история, почему кукушка подбрасывает яйца в чужие, основанная на старинной хакасской легенде, и это было по эффекту настолько удивительно… Вы знаете, люди, которые видели постановки Бориса Эйфмана, Большого театра, Маринки, ведущих итальянских балетмейстеров, они были растроганы, они плакали. Потому что такой вот чистый посыл… И плакали, причем, с упреком, говорили: «А почему ты раньше нам такого не привозила?» Ну, я даже не знаю… Слава Богу, что моей жизни не хватит, чтобы представлять все время новое, новое и новое. Потому что это бесконечный процесс, и при богатстве нашей культуры, нашей духовности, при силе нашей духовности это действительно бесконечное творчество, которого хватит на много-много поколений.

Е. Горская

—  Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире программа «Светлый вечер», и сегодня у нас в гостях Татьяна Владимировна Шумова. И мы, пожалуй, вернемся к разговору о предстоящем концерте, благо, он уже не за горами, 28-го числа. Я, кстати, хотела уточнить — а почему все-таки решили его проводить в Храме Христа Спасителя, а не где-нибудь поближе к монастырю Иосифа Волоцкого?

Т. Шумова

— Будут концерты и в Волоколамске, посвященные этой дате, и они запланированы, и как раз до конца года еще пройдет масса мероприятий в Подмосковье, но нам хотелось все-таки, чтобы это событие было центральным. Поэтому, конечно, в замечательном зале Храма Христа Спасителя может поместиться и больше людей, и мы приглашаем и приходские храмы, и кто гости вечера (нрзб.)…

Е. Горская

—  Е. Горская

—  Вот я об этом, кстати, хотела поговорить с позиции наших слушателей и аудитории — что их ждет, как попасть, какая программа, куда с детьми, куда не с детьми, где билеты взять и так далее.

Т. Шумова

— Ну, это бесплатные билеты, и мы распространяли как раз и по храмам, и через правительство, через культуру Московской области, и через московские социальные сети, через правительство Москвы, для того, чтобы могли пойти туда и семьями, и… Ну, не хочется говорить «малообеспеченные семьи», но…

В. Емельянов

— Но так и есть же.

Т. Шумова

— …те, у кого нет такой возможности.

В. Емельянов

— А детишки, которые в интернатах воспитываются? Это очень важно. Это очень важно!

Т. Шумова

— Да, да-да. У нас приедут автобусы, у нас приедут школы… Потому что, конечно, вот еще раз повторюсь, потому что такой есть момент — обязательно должен быть посыл для того, чтобы возник интерес. А дальше уже следующий шаг — это уже знания, а следующий шаг — это укрепление веры, уже базирующейся и на интересе, и знании…

Е. Горская

—  Ну, а программа интересна для детей? Потому что, мне кажется, ребенку выслушать концерт, где несколько хоров подряд выступает, достаточно сложно. Или она какая-то разнообразная?

Т. Шумова

— Она универсальная. Там же не только… Там и открывает ансамбль «Гжель», там и классические номера, и оперные арии. Ну, может быть, для маленького ребенка, конечно, такой концерт, наверное, сложный.

В. Емельянов

— Ну, мне кажется, что и не повезут руководители, условно говоря, вот этих школ, про которые Вы говорите, и интернатов, туда детей, ну, скажем, 7-9 лет…

Е. Горская

—  Совсем маленьких.

Т. Шумова

— Ну, конечно, конечно.

В. Емельянов

— Все-таки уже должен быть человек более-менее…

Т. Шумова

— Они понимают, что это и рассказ о монастыре, потому что будет архимандрит Сергий, наместник монастыря с рассказом. Поэтому, конечно, маленьким детям тяжело выдерживать такие программы — ну, может быть, пока. Им лучше такой облегченный вариант. Но нам обязательно нужно было представить и исторический аспект. Поэтому, конечно… И хотелось бы, чтобы концерт был разнообразным. Поэтому мы его проще не могли сделать — ну, не положено. (Смеется.)

Е. Горская

—  По статусу! (Смеется.)

Т. Шумова

— Знаете, мы же все-таки опытные очень, и я уже не говорю, что стаж моей работы — еще в советском Фонде культуры, поэтому я работала с митрополитом Питиримом. И я как раз была… Вы знаете, я была потрясена, когда приехала в монастырь — вот сейчас уже, в связи с подготовкой, у меня все эти события соединились, и я увидела келью, где аскетично жил митрополит. И я, конечно, могу сказать, что счастливая у меня судьба — я пришла работать в советский Фонд культуры, который возглавлял Дмитрий Сергеевич Лихачев, и моя работа была связана с удивительными людьми, и направление возглавлял Георг Мясников, который совершенно удивительный музей тогда создал в то время, советское — Музей одной картины в Пензе. И этот музей прогремел на всю страну. Это были такие новые формы, которые потом довольно-таки широко использовались. Вообще, конечно, богатая история. И я… Вы знаете, я очень рада, что мне удалось сохранить все эти проекты, несмотря на то, что, конечно, времена менялись, и сейчас для международных проектов время очень сложное. Но это необходимо во что бы то ни стало, потому что это нужно и нам, и всему миру — видеть, какие удивительные у нас угодники Божии были, какое уважение со стороны российских и молодых, и зрелых людей к нашей религии и к нашим святым. И к нашей истории, и к нашей культуре. И если мы не будем этим заниматься, то — ну, никто, кроме нас.

В. Емельянов

— Татьяна Владимировна, ну, и, наверное, один из последних вопросов. Вот все мы знаем, что добиться от государства поддержки каких-то проектов, связанных с культурой, бывает порой крайне непросто. Ну, мы сейчас не говорим, что у Вас есть возможность получать Президентские гранты и так далее, я говорю о ситуации в общем.

Т. Шумова

— Эта возможность есть у каждого. Мы выигрываем честно в конкурсе, и могу сказать, что это было впервые.

В. Емельянов

— Но ведь, наверняка, не только государственные средства, но и средства меценатов каким-то образом попадают к Вам. Как Вам удается убедить людей и жертвовать на какие-то Ваши проекты? Ну, а как выигрываются проекты, я не знаю — это ноу-хау, это секрет, или это просто колоссальная работа, которая проделывается для того, чтобы эти гранты были у Вас?

Т. Шумова

— Да, Вы знаете, это колоссальная работа. И, конечно, мы многие проекты, которые поддерживает в какой-то части Министерство культуры (потому что понятно, у нас бюджеты ограничены), многолетние. Они уже заслужили свой авторитет. И если мы создаем какие-то новые проекты, то здесь они должны быть так выверены. Конечно, я счастливый человек — у меня очень опытная команда. Люди, которые со мной работают по 10-15 лет, некоторые — 20 лет. Конечно, и наряду с молодежью, которая у нас работает, понимаете, вот этот состав — мне очень легко с ним идти. Но работа колоссальная. Убеждать — да, надо убеждать, очень сложно. Но ты должна представить, прежде всего, грамотный проект. Ты должна представить максимальную эффективность. Это же не просто пиар-заинтересованность, это еще и эффективность по сути. Поэтому и удалось и Президентский грант получить, а на другие проекты — поддержку Министерства культуры Российской Федерации, и меценатов привлекаем. Многие меценаты с нами уже долгие годы. Потом, есть же еще ведь политика межгосударственных соглашений, и это тоже очень важно. У нас ряд проектов входит в межгосударственное соглашение, потому что у нас софинансирование есть. Это же очень важно. Потому что если молодой человек приходит в какую-либо инстанцию с замечательным проектом, но он должен проработать еще финансовую основу! Замечательных проектов и фантазий, Вы знаете, может быть великое множество. Но еще очень важно грамотно проработать реалии. Вот мы прорабатываем все это, и поэтому в комплексе удается сделать многое. Но, конечно, не все, что хотелось бы, это я сразу могу сказать.

В. Емельянов

— Планов — громадье у Вас, я так понимаю?

Т. Шумова

— Да.

В. Емельянов

— Дай Бог, чтобы они все осуществились. И мы благодарим Вас, Татьяна Владимировна, что Вы нашли время в Вашем графике прийти к нам в студию радио «Вера». Желаем Вам удачи, спасибо большое. Нашим слушателям напоминаем, что 28 сентября в Храме Христа Спасителя состоится концерт — это такое завершающее мероприятие, когда мы вспоминаем 500-летие преставления Иосифа Волоцкого…

Е. Горская

—  Это кульминация.

В. Емельянов

— Ну, можно сказать, кульминация или завершающее мероприятие.

Е. Горская

—  Потому что потом будут еще мероприятия.

Т. Шумова

— Ну, мероприятия будут еще в Подмосковье, да. Но все-таки кульминация такая — да. Ну, я тогда, в свою очередь, хочу поблагодарить с любовью «Веру» и с надеждой, что еще пригласите меня в Вашу программу.

Е. Горская

—  С удовольствием, будем ждать! А Вы нас — в Канны!

(Смеются.)

Т. Шумова

— И не только! Пожалуйста — и в Эссен, и в Бари, и в Рим, и в Милан…

Е. Горская

—  А давайте… Я думаю, что…

Т. Шумова

— И по ряду российских городов. Я очень люблю Абакан! Поедемте!

Е. Горская

—  Замечательный город, кстати! Татьяна Владимировна, я думаю, что мы можем себе позволить еще две минутки — обозначить географию Ваших проектов, раз уж зашла речь. Эссен, Канны…

Т. Шумова

— Да, мы работаем и в Германии — это Эссен. Канны — 18 лет, в Эссене проект наш — 11 лет, в Бари — 10-летие проекта. В этом году в Милане мы отмечаем 10-летие проекта. Передвижная такая Академия, которая распространяется после жесткого отбора по российским городам, мы направляемся в Италию, в три области — в Лацию, Венецию и Тоскану, где наши молодые скульпторы работают с каррарским(?) мрамором. Вот этот проект осуществляется с 2001 года. Так что, видите, у нас проекты-долгожители, география широкая.

Е. Горская

—  А по России?

Т. Шумова

— По России у нас передвижные Академии искусств в Воронеже, Туле, Санкт-Петербурге, Волоколамске, Хакасии, Сочи. Ну, знаете, перечислять могу много-много.

Е. Горская

—  В Омске есть?

Т. Шумова

— В Омске есть, да.

Е. Горская

—  Вот Омск нас слушает.

Т. Шумова

— Да, в Омске мы не каждый год… Омск — замечательный регион, с которым мы работаем очень плотно, и всегда там есть прекрасный кинофестиваль «Движение» молодых кинематографистов. И наша уже добрая традиция — мы даем премию на поездку в Канны и ежегодно показываем один из фильмов в рамках наших фестивалей. Вообще, наши проекты очень связаны. Проекты в России и региональные смотры в России связаны с нашими зарубежными проектами. Потому что при отборе мы самые интересные и лучшие коллективы и представителей различных областей искусства включаем в наши зарубежные фестивали.

Е. Горская

—  Спасибо большое за экскурс! Немножко я отвлеклась… Ну, было просто интересно узнать.

В. Емельянов

— Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Владимировна Шумова была у нас сегодня в гостях. Мы завершаем нашу сегодняшнюю программу. В студии были Владимир Емельянов и Лиза Горская.

Е. Горская

—  Всего доброго!

В. Емельянов

— До встреч!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...