Даже гениальным детям сложно проявить свои способности, если им в этом не помогают родители. Французский учёный и религиозный мыслитель Блез Паскаль был феноменально одарённым ребенком. Но вряд ли он смог бы доказать названную его именем теорему, изобрести счётную машину, написать знаменитый трактат «Мысли», если бы не его отец — Этьен Паскаль.
В своём родном городе Клермон-Ферран отец Блеза был одним из самых уважаемых граждан. Он занимал должность судьи, который специализировался на разрешении налоговых споров. В возрасте 28 лет Этьен женился на дочери местного чиновника Антуанетте Брегон. Честный, суровый и непреклонный Этьен и умная, кроткая, набожная Антуанетта нежно любили друг друга. Вскоре у них родились дети: девочки Жильберта и Жаклина и сын Блез.
Увы, Антуанетта умерла, когда Блезу было всего три года. Этьен Паскаль не стал искать себе другую жену и, взяв с собой детей, переехал в Париж. Будучи человеком образованным, он отказался от услуг приглашённых учителей и самостоятельно составил для детей программу занятий. Он учил их честности и ответственности и, конечно, наставлял в науках, особенное внимание уделяя Блезу. Когда сыну исполнилось восемь лет, Этьен стал рассказывать ему о явлениях природы. Естественнонаучные беседы между отцом и сыном не прекращались во время прогулок, игр и даже за обедом. Однажды за столом кто-то задел ножом фаянсовую тарелку. Протяжный звон заставил мальчика задуматься о природе звука Плодом этих размышлений стал первый, составленный в 11 лет, научный трактат Блеза Паскаля.
Этьен Паскаль был талантливым математиком и входил в парижский кружок энциклопедиста Марена Мерсенна, который вёл переписку с учёной Европой, в доме которого бывали выдающиеся умы того времени: Декарт, Гоббс, Роберваль, Дезарг, Гассенди́. Отец брал Блеза на заседания кружка: молодой учёный проникался атмосферой дискуссии, и очень скоро сам начал участвовать в спорах. Именно сюда Блез приносил первые научные труды.
В 1639 году — Блезу в это время было 16 лет — Этьен получил должность королевского уполномоченного в Нормандии и вместе с семьей переехал в столицу этой провинции — Руан. На Этьена свалилось множество проблем. Ведь совсем недавно в Нормандии завершилось народное восстание против высоких налогов, с трудом подавленное войсками кардинала Ришелье. Этьену Паскалю нужно было наладить мирную жизнь, упорядочить налоги, привести в порядок торговлю. Блез старался во всем помогать отцу. Паскаль-младший занимался распределением податей, пошлин на соль, налогов на продукты между церковными приходами. Подавляющая часть обязанностей Этьена и Блеза была связана с вычислениями, и чтобы облегчить себе и отцу труд, юноша изобрел арифмометр, машину, которая выполняет арифметические действия автоматически, без пера и бумаги.
Спустя несколько лет Этьен и Блез вернулись в Париж. Теперь отец и сын уже не учитель и ученик, а коллеги. Этьен помогал Блезу в научных опытах, иногда участвовал в переписке с его оппонентами. Однажды на парижской улице Этьен упал и вывихнул себе бедро. Лечить отца пришли известные в округе хирурги, которые принадлежали к последователям голландского теолога Корнелия Янсения. Этот мыслитель проповедовал абсолютную необходимость для спасения божественной благодати, без важности усилий самого человека. Братья-янсенисты увлекли семью Паскалей вопросами, далекими от экономики и науки. С этого момента начинается история религиозных исканий Блеза Паскаля. Младшая сестра Жаклина задумывается о монашестве. И сам Этьен становится более набожным, что проявляется, например, в воспитании внука, сына Жильберты, которого дедушка наставляет в благочестии.
Увы, Этьен умер в 1651 году и не успел прочитать богословских сочинений Блеза. Но честность, совестливость, интеллектуальная дисциплинированность отца передались сыну. «Существуют два правила — совесть и закон Божий, и нет другой цели, кроме милосердной любви к Богу», — так писал Блез Паскаль в «Письмах к провинциалу». Наставления Паскаля-старшего не пропали даром.
«Доверие Богу». Надежда Космирова
У нас в гостях была многодетная мама, общественный деятель, продюсер Надежда Космирова.
Наша гостья рассказала о том, как жизненные испытания и скорби помогли ей научиться доверять Богу и почему сейчас в своей работе она старается поднимать темы, связанные с христианскими ценностями.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Храм Живоначальной Троицы на Шаболовке. Современность
В программе о храме Живоначальной Троицы на Шаболовке его настоятель Протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о том, как он стал священником, уделяет внимание вопросам подлинного воцерковления современных прихожан храма. Большую роль в этом играет их расположение к исповеди и Причастию Святых Христовых Тайн, участие в приходских делах и взаимное общение в атмосфере любви, взаимопонимания и благоговейного отношения к Богослужению.
Батюшка делится своими мыслями о современном периоде жизни в храме его постоянных прихожан и тех людей, которые впервые переступают порог Церкви.




с прихожанами





и с братом Игуменом Сергием

и тетей Анной Павловной
Фотографии предоставлены храмом Живоначальной Троицы на Шаболовке.
Все выпуски программы Места и люди
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема







