
У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о книге философа, богослова Павла Евдокимова «Этапы духовной жизни», как в книге рассматривается развитие истории Церкви и как духовный опыт древних отцов, по мнению автора, воплощается в жизни современных людей.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных книгам, к которым полезно обратиться в период Великого поста.
Первая беседа с архимандритом Симеоном (Томачинским) была посвящена книге блаженного Августина «Исповедь».
Вторая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена книге архимандрита Эмилиана (Вафидиса) «Толкование на подвижнические слова Аввы Исаии».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим маму и троих детей, которые чудом уцелели

Каждое утро Аня провожает старших детей Ростислава и Родиона на остановку школьного автобуса. Оттуда мальчишки отправляются в школу и детский сад. Когда автобус трогается с места, они радостно машут маме руками в окошко, а она им в ответ. Эта маленькая и тёплая традиция очень важна для семьи. «Мне хочется, чтобы они чувствовали, что у них есть место, где их любят, и ждут», — говорит Аня.
Сегодня она и трое детей — 9-летний Ростислав, 5-летний Родион и малышка Мирослава живут в городе Алчевске Луганской Народной Республики. Сюда они приехали два года назад из прифронтовой зоны. Дом семьи был полностью разрушен. В него попал снаряд, но мама и дети чудом уцелели. В Алчевске они заново налаживают жизнь, создают на новом месте добрые традиции.
Сперва семья поселилась в пункте временного размещения. Никаких вещей с собой у них не было. Всё осталось в разрушенном доме. На помощь Ане и детям пришёл фонд «Ясное дело». Его команда обеспечила маму и ребятишек всем необходимым, юристы фонда помогли оформить детские пособия и материнский капитал, а психологи — справиться со стрессом.
Недавно Аня, Ростислав, Родион и Мирослава при участии фонда переехали в отдельный сельский дом, завели кролика, собаку и пушистого кота. Это жильё семья снимает, но в скором времени оно будет принадлежать Ане и детям. Юристы помогают приобрести дом за счёт материнского капитала.
Благодаря поддержке фонда у семьи появилась надежда на завтра. Аня уже строит планы. Она профессиональная швея и в будущем хочет продолжить шить одежду на заказ. А пока ей важно обустроить дом — купить кровати и стол, где дети будут делать уроки, а также мебель на кухню. И в этом ей важна поддержка.
Помочь маме и троим детям можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь Великого поста». Священник Григорий Геронимус

У нас в студии был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Мы говорили о значении начавшегося Великого поста, что важно знать о нем, и почему время поста может быть временем радости.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 137. Богослужебные чтения

Христос во время Своего Вознесения оставил ученикам понятную и недвусмысленную заповедь: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Эта заповедь означает, что Церковь не может не быть миссионерской, она не может не привлекать к себе всё новых и новых людей, и христиане, если они решат замкнуться в самих себе, попросту перестанут быть христианами, ведь эта замкнутость будет означать, что они отказываются от исполнения слов Спасителя. Однако вот что интересно: ещё до Пришествия Христа праведники Ветхого Завета предвосхищали Христову заповедь о миссионерстве. К таким праведникам относился и царь Давид, в своём 137-м псалме он озвучивает мечту, которую можно назвать христианской: Давид хочет, чтобы все люди прославляли Единого Истинного Бога. 137-й псалом звучит сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения. Давайте послушаем его.
Псалом 137.
Давида.
1 Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе, что Ты услышал все слова уст моих.
2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твоё за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твоё превыше всякого имени Твоего.
3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.
4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих
5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.
6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.
7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострёшь на ярость врагов моих руку Твою, и спасёт меня десница Твоя.
8 Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.
Не нужно обладать какими-то особенными знаниями, чтобы понять: только что мы услышали псалом, основная мысль которого состоит в прославлении Бога. Конечно же, каждый вдумчивый человек может найти то, за что стоит прославить Бога, и именно прославление, благодарение и хвала являются центром христианского богослужения. Вместе с этим мы знаем, что славить Бога можно по-разному. К примеру, у нас есть прекрасный назидательный пример фарисея из Христовой притчи о мытаре и фарисее. Этот человек славил Бога за то, что он — фарисей — «не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь» (Лк. 18:11). То есть здесь мы видим прославление Бога за полученные от Него дарования, правда, эти дарования для чего-то подчёркнуты сравнением с другими людьми. Но можно и иначе, можно благодарить Бога за свою собственную жизнь и без соотнесения с кем-либо другим. А ещё можно благодарить за сам наш мир, за всё видимое и невидимое, знаемое нами и не знаемое, за все благодеяния Божии.
Прозвучавший только что псалом предлагает нам ещё один вид благодарения — благодарение за явленную Богом истину, то есть за слово Божие и за Его закон, за то, что Господь даёт человеку возможность знать Свою волю и ей следовать. Здесь же Давид славит Бога за тот факт, что Бог его слышит и откликается на молитвы праведника.
Давид мог бы продолжить эту линию своих молитвенных размышлений, но он неожиданно меняет ход своих мыслей и излагает, с одной стороны, пророчество, а с другой — сердечное желание, он пишет: «Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня» (Пс. 137: 4–5). Конечно, под «царями земными» здесь стоит понимать не только одних лишь правителей народов, но и вообще всех людей, которые в конечном итоге прославят Бога. Да, мы ещё далеки от исполнения этих слов псалмопевца. Вряд ли его слова когда-либо осуществятся так, как мы бы того хотели, судя по всему, их стоит относить к перспективе Второго Христова Пришествия, но чаемое Давидом единство человечества в прославлении Бога, — это не только поэтическая мысль Ветхого Завета, это ещё и то, к чему должны как своей цели стремиться христиане.